Добрый день, дорогие друзья!
Давайте продолжим путешествие по Театру им. Евгения Вахтангова. Сегодня буду делиться с вами впечатлениями о спектакле "Бег. Восемь снов" Юрия Бутусова.
Что же это за произведение "Бег" Михаила Афанасьевича Булгакова? Это попытка осмыслить трагические события одного из периодов истории нашей страны - революции 1917 года и Гражданской войны, а также судьбы людей, которые волей случая попали в водоворот этих кровавых времен, "сидят" на осколках старого мира и пока не готовы к строительству нового. Им приходится делать выбор: бежать от нового или остаться и созидать.
Задача любого режиссёра с помощью выразительных средств передать нам, зрителям идею автора и облечь ее свою форму. Юрий Бутусов сложный, противоречивый, не всем понятный режиссёр, что, однако, не делает его менее гениальным! Смог ли он в своем спектакле "Бег" передать дух, атмосферу, трагедию того времени, смог ли достучаться до зрителей, зацепить, повести за собой? Я считаю, да, смог и очень выразительно!
"Первый сон" начинается с громкой, оглушительной, тревожной музыки, сопровождающейся ударами и грохотом, скрежетом, которая сначала пугает, а затем поглощает тебя, обволакивает, и ты с головой ныряешь в исторические события, становишься прямым их участником. Ты находишься в состоянии эйфории. В центре сцены сидит главная героиня Серафима Владимировна Корзухина (Екатерина Крамзина). Она в лихорадке. Но создается впечатление, что ее трясет не от болезни, а от страха перед неминуемой, никому не понятной громадой, которая надвигается на людей и может снести все на своем пути. Один за другим появляются и другие герои. На сцене возникает суета, беготня, хаос. Кажется, что люди невольно попали в какой-то водоворот событий и не знают, как из него выбраться.
Постепенно мы знакомимся и с другими героями, которые по воле случая оказались на одной железнодорожной станции на Юге России, а потом вместе же сбежали в Константинополь. Их судьбы таинственным образом переплелись:
- генералом Романом Хлудовым, блестяще сыгранным Виктором Добронравовым, поникшим белым офицером, "молодым человеком с глазами старика", который понимает, что война проиграна, его мир разрушен и нет ничего светлого впереди, никакой надежды на будущее. По мере продвижения спектакля он превращается в никому не нужного, никчемного "таракана", который даже ходит, согнувшись в три погибели;
- генералом-майором Чарнотой, бывшим казаком, сражающимся вместе с Хлудовым за "белое дело" (ах, как же хорош в роли Чарноты Артур Иванов, его харизма, напор, энергия прямо захлестывают);
- Сергеем Голубковым (Леонид Бичевин), влюблённым в Серафиму, который на протяжении всего спектакля пытается отгородить девушку от беды и спасти её от всех неприятностей;
- Парамоном Корзухиным (Валерий Ушаков), товарищем министра торговли и промышленности, мужем Серафимы, предавшим ее.
Тревожная музыка звучит ещё несколько раз и в других снах, она не отпускает и не дает зрителю расслабиться. Ловила себя на том, что хочется немного отдохнуть и послушать тишину.
В последующих снах накал моих эмоций постепенно снижался, появилось много непонятных эпизодов и аллегорий, местами было скучновато. Сильно меня это, конечно, не пугало, потому что для меня важно, чтобы спектакль меня зацепил на клеточном уровне, взял за душу. А это было!
Очень понравились стихи, их было много и все к месту, с философским подтекстом. Ужас и трагедию пьесы разбавляла современная музыка и передвижение трех танцующих девушек по сцене, которые к концу действия оказались беременными. Я так понимаю, со смыслом на рождение чего-то нового.
Известная сцена игры в карты Чарноты с Корзухиным в Париже показалась слабенькой, какой-то смазанной. Что ее спасло, так это песня Анатолия Крупнова в исполнении Артура Иванова "Я остаюсь, чтобы жить". Она прям взбудоражила, завела и вывела из тяжелого транса. Уж очень Чарнота обрадовался выигрышу в 20000$.
Но я, я остаюсь,
Там, где мне хочется быть,
И пусть, я немного боюсь,
Но я, я, я остаюсь,
Я остаюсь, чтобы жить!
Я остаюсь! Остаюсь!
Заканчивается спектакль, с одной стороны, трагично (Хлудов все-таки застрелился), но, с другой стороны, с надеждой на светлое будущее (молодые влюбленные Сергей и Серафима возвращаются в новую Россию строить новую жизнь)!
В целом спектакль непростой для восприятия, особенно для неискушенного зрителя. Я считаю, что нужно полностью быть в материале, прочитать внимательно пьесу М. А. Булгакова, полюбить её, прежде чем окунуться с головой в сложный мир Юрия Бутусова. Перед актерами театра Вахтангова Юрием Бутусовым была поставлена очень нелегкая задача, но, как мне кажется, они с честью с ней справились.
Если хотите посмотреть "Бег" попроще, сходите в МХТ им. Чехова, там ещё идёт одноименный спектакль Сергея Женовача, в котором все более понятно и актерское мастерство тоже на высоком уровне!
Приятного просмотра! И до новых встреч!
Предлагаю посмотреть видео с поклонами с этого спектакля:
P.S. Мои впечатления о других спектаклях уже доступны по ссылкам:
От Боба Фосса до Евгения Писарева: о спектакле "Кабаре" Театра Наций
Весёленькое убийство: о спектакле "8 любящих женщин" в Театре имени Моссовета
Эротический маскарад с широко закрытыми глазами: о спектакле в МХТ имени Чехова
Феерия в Камергерском: о спектакле "Авлабар, или Новая Ханума" в МХТ им. А. П. Чехова
Богомолов смачно повернул, "турахнуться" можно: о "Гамлет in Moscow" в Театре на Бронной