Найти в Дзене

Роже Нарбони: «Свет будет наноскопическим...»

Интервью с всемирно известным французским светодизайнером Роже Нарбони на портале Light ZOOM Lumière — о свете, световом дизайне и самых впечатляющих проектах освещения. Роже Нарбони (Roger Narboni) — отмеченный множеством наград независимый французский светодизайнер, автор термина «световой урбанизм». Признанный мировой эксперт в области генерального планирования и стратегий городского освещения. Роже Нарбони был одним из тех, кто первым начал применять освещение как искусство, оказывающее влияние на людей и их эмоции. Ни одна компания не разделяла его взглядов, поэтому в 1988 недалеко от Парижа он основал свою студию светодизайна CONCEPTO. Нарбони по праву считается основоположником разработки световых мастер-планов. Он первым начал разрабатывать теорию освещения городов как единого целого, объединенного общей топографией и историей. С CONCEPTO он разработал более 130 генпланов во Франции, Израиле, Италии, Бразилии, КНР, Греции и других странах. В своих проектах он опирается на жизнь

Интервью с всемирно известным французским светодизайнером Роже Нарбони на портале Light ZOOM Lumière — о свете, световом дизайне и самых впечатляющих проектах освещения.

Роже Нарбони (Roger Narboni) — отмеченный множеством наград независимый французский светодизайнер, автор термина «световой урбанизм». Признанный мировой эксперт в области генерального планирования и стратегий городского освещения.

Роже Нарбони был одним из тех, кто первым начал применять освещение как искусство, оказывающее влияние на людей и их эмоции. Ни одна компания не разделяла его взглядов, поэтому в 1988 недалеко от Парижа он основал свою студию светодизайна CONCEPTO.

Нарбони по праву считается основоположником разработки световых мастер-планов. Он первым начал разрабатывать теорию освещения городов как единого целого, объединенного общей топографией и историей. С CONCEPTO он разработал более 130 генпланов во Франции, Израиле, Италии, Бразилии, КНР, Греции и других странах. В своих проектах он опирается на жизнь города, мысли и чувства его жителей.

С 2002 года Роже Нарбони активно работает над развитием экодизайна света, который должен заново открыть роль темноты в жизни городов. Около десяти лет он занимается перспективными исследованиями и творческими исследованиями городского освещения будущего, является автором многочисленных работ.

Интервьюер — Винсент Лаганье (Vincent Laganier), журналист, главный редактор портала Light ZOOM Lumière, автор книг Light And Emotions Exploring Lighting Cultures Conversations With Lighting Designers — «Свет и эмоции. Изучение культуры освещения. Беседы с дизайнерами по свету» и Lumières architecturales en France: 15 years of French architectural lighting design (1985-2000) «Lumières architecturales во Франции: 15 лет французского архитектурного светодизайна (1985–2000)».

Освещение станции трамвайной линии ПАРИЖ-ОРЛИ, проект бюро CONCEPTO
Освещение станции трамвайной линии ПАРИЖ-ОРЛИ, проект бюро CONCEPTO

— Что для тебя свет?

Роже Нарбони: Свет — материал с невероятными эмоциональными, пластическими, техническими и технологическими качествами, который никогда не перестает меня удивлять.

— Твои первые светлые впечатления?

РН: Это эмоции, связанные с многочисленными поездками, которые я совершал в очень юном возрасте с родителями, а затем один по многим жарким и холодным пустыням планеты.

— В чем проявляется твое любимое ощущение света?

РН: Игра света и тени.

— Какое достижение в области освещения ты считаешь самым выдающимся?

РН: Для меня нет какого-то одного выдающегося достижения, а есть фрагменты достижений моих коллег, художников, архитекторов, которые удивили, изумили, ошеломили, бросили вызов или поставил под сомнение мой собственный опыт. Свет для меня — это непрерывная история с такими вдохновляющими людьми, как Караваджо, Ив Танги, Эдвард Хоппер, Анри Алекан, Дэн Флавин, Роберт Ирвин…

 Мост Рион-Антирион, Греция. Проект бюро CONCEPTO
Мост Рион-Антирион, Греция. Проект бюро CONCEPTO

— Чего еще не делает свет из того, что nы хотел бы, чтобы он делал в будущем?

РН: Свет должен лежать в основе проектирования при построении любого пространства или ландшафта. Но всегда ли так происходит?

— Идеальный источник света — какой он?

РН: Портативный, автономный и мобильный «светлячок», который еще предстоит изобрести. Он будет наноскопическим, с мощностью 400 лм/Вт, индексом цветопередачи 100, применением бионических технологий, без проблем с отоплением, бесконечными возможностями градации и цвета, и конечно не дорогим. В то же время солнце по-прежнему остается самым совершенным источником света, который мы знаем.

— Один из моих самых любимых твоих проектов, который объединяет освещение и эмоции, — это дизайн-центр Peugeot Citroen в Велизи. Презентационный зал с огромным количеством света, но не мешающий зрению находящихся внутри людей. Это место спроектировано таким образом, что визуальные условия в комнате вообще не меняются, что бы ни происходило за пределами «Слепой комнаты». Я думаю, это потрясающе, потому что, когда люди входят в эту комнату, они чувствуют, что попали в другой мир. А что ты о нем думаешь?

РН: Когда ты находишься внутри, чувствуешь себя почти в состоянии невесомости. Ты плывешь. Ты попадаешь в мир, который всегда один и тот же. Когда же ты выходишь на ночную улицу, твой мозг просто не сможет адаптироваться. Ничего подобного в мире нет.

PSA Peugeot Citroën Design Center, Велизи, Франция. Проект освещения  бюро CONCEPTO
PSA Peugeot Citroën Design Center, Велизи, Франция. Проект освещения бюро CONCEPTO

— Какие проекты вызывают у тебя самые теплые воспоминания?

РН: Это подсветка зеленого потока Ньора во Франции в 1988 году — мой первый крупный проект. Освещение моста Рион-Антирион в Греции в 2004 г. — за невероятную техническую и человеческую задачу, ночной пейзаж Большого канала Ханчжоу в Китае – 2009 — за монументальность места, необыкновенное открытие совершенно иной культуры и метафизические тревоги, которые повлек для меня этот проект, далекий от всего и всех…

— А с чем связаны неприятные воспоминания?

РН: Самые худшие воспоминания вызывают все проекты, в которые мы вкладываем всю душу и которые в итоге не реализуем.

— В чем особенности светового дизайна в общественных местах?

РН: Общественное пространство — это, прежде всего, пространство свободы в городе. Пространство, которое принадлежит каждому, независимо от социальной принадлежности. Поэтому мы должны найти решения, которые в первую очередь обращаются к людям и их чувствам. Какой бы ни была их городская культура!

Работая с проектом, я пытаюсь понять потребности людей, способы использования пространства, выраженные или нет желания. Также большое значение имеют временные рамки, аудитория, окружающая среда. Моя цель — создать оригинальную, разнообразную и комфортную световую атмосферу.

Гранд-канал в Ханчжоу, Китай. Проект освещения  бюро CONCEPTO
Гранд-канал в Ханчжоу, Китай. Проект освещения бюро CONCEPTO

— Какие проекты освещения вы бы порекомендовали изучить студентам-архитекторам?

РН: Площадь Терро в Лионе Лорана Фашара — для понимания удовольствия от темноты (если не смотреть на фасады вокруг); парк Жерлан в Лионе, опять же Лорана Фашара —для удовольствия полностью погрузиться в цветной свет; район Роппонги-Хиллз в Токио от Каору Менде—; LPA — за мягкость и абсолютное мастерство освещения; великолепные и тонкие иллюминации Джонатана Спирса и Марка Мейджора — Большая мечеть Абу-Даби, пешеходный мост Королевской балетной школы в Лондоне, Датская королевская опера в Копенгагене и т. д.

А еще — северное сияние на Аляске за физиологический и психологический шок, который оно вызывает, звездные ночи в пустыне Сахара в Алжире или пустыне Атакама в Чили, чтобы по-настоящему осознать Вселенную и нашу бесконечную малость.

Мечеть Sheikh Zayed bin Sultan al Nayhan Mosque, Абу Даби, ОАЭ. Проект Speirs + Major
Мечеть Sheikh Zayed bin Sultan al Nayhan Mosque, Абу Даби, ОАЭ. Проект Speirs + Major

— В двух словах, что такое светодизайн?

РН: Это интересная специальность, признанная сегодня многими профессиями в области городского планирования и архитектуры. Она требует от специалиста очень высоких технических навыков, неоспоримые художественные и творческие качества, знание и понимание важности городской, ландшафтной и архитектурной культуры, постоянное размышление об экологических, социальных и политических проблемах города и, в частности, в его ночном измерении.

— Насколько важно обучение на уровне магистра для профессии во Франции?

РН: Более двадцати лет мы ждали настоящего обучения светодизайну во Франции! Наша страна изобрела эту профессию в ее самом важном измерении: городское освещение. Многие молодые люди и профессионалы хотят стать дизайнерами по свету. И не всегда они знают, как этого добиться. На самом деле обучение — это единственный способ достичь официального признания в нашей профессии.