На днях президент Колумбии Густаво Петро приказал поднять со дна моря испанский галеон «Сан-Хосе». Стоимость сундуков, набитых золотом, серебром и изумрудами, оценивают в 20 миллиардов долларов. Корабль затонул в 1708 году у берегов Картахены в ходе битвы с британскими судами. Подъем судна грозит обернуться международным скандалом: на содержимое трюмов претендуют сразу несколько стран.
На дне океана покоится еще немало затонувших кораблей с настоящими сокровищами на 600 миллиардов долларов. Самые любопытные истории «золотых сундуков» — в материале «Компании».
Пиратские сказки Черного Сэма
История «Уайды Галли» до сих пор вдохновляет литераторов и кинематографистов. Изначально эта галера была невольничьим кораблем, принадлежавшим лондонскому работорговецу, члену парламента сэру Хэмфри Морису.
В свое первое плавание «Уайда» пустилась в начале 1716 года, а ее капитаном стал Лоуренс Принс, бывший пират из команды Генри Моргана. Из Африки судно везло невольников, золото, драгоценные камни и слоновую кость. На берегах Карибского моря в трюмы загружали драгоценные металлы, ром, имбирь, перец и лекарственные ингредиенты, которые затем должны были направиться в Англию.
В феврале 1717 года корабль проходил у берегов Кубы, когда подвергся нападению пиратов во главе с Черным Сэмом Беллами. Его 26-пушечная галера «Султан» и 10-пушечный шлюп «Марианна» три дня гнались за «Уайдой», пока капитан Принс не сдался у Багамских островов.
В знак уважения бывшему коллеге Черный Беллами отдал ему свой «Султан» и 20 фунтов стерлингов серебром и золотом. А «Уайду» сделал своим флагманом. Часть команды торгового судна присоединились к морским разбойникам.
Плавание Беллами закончилось всего пару месяцев спустя — 26 апреля 1717 года. Судно угодило в шторм и было вынесено сильным ветром на мыс Кейп-Код. Корабль налетел на песчаную косу, после чего перевернулся и на дно отправились 144 человека — и более 4,1 тонны серебра, золота и ювелирных изделий. Местные жители попытались достать сокровища, но сумели вытащить только небольшую их часть. А вскоре корабль и его груз затянуло песками.
Со временем сокровища «Уайды» стали считаться всего-лишь легендой, пока в 1984 году их не обнаружил подводный исследователь Барри Клиффорд. Старинная карта 1717 года, на которой были отмечены места кораблекрушений пиратских кораблей, не подвела: команда водолазов обнаружила судно в указанном месте. Доказательством успеха стал поднятый на поверхность колокол с надписью «THE WHYDAH GALLY 1716».
Всего же искателям сокровищ удалось достать со дна более 200 тысяч артефактов.
Королевский конфуз
Летом 1628 года у берегов Швеции затонул галеон Vasa, названный в честь правящей тогда королевской династии. Кораблю предстояло стать символом шведского могущества, поэтому, по приказу короля Густава II Адольфа, из него сделали плавучее произведение искусства. Его украшали более 500 резных фигур позолоченных скульптур, а на форштевне красовался лев (Густава Адольфа в то время называли Львом Севера).
Руководил работой известный голландский мастер Хендрик Хюбертссон. Однако в проект вмешался король, которому не терпелось спустить судно на воду. Он приказал изменить размеры корабля, и мастера не осмелились протестовать. Была увеличена высота бортов, чтобы уместить на палубе как можно больше пушек. В итоге судно вышло узким, с высоко размещенным центром тяжести. Ситуацию усугубляли имевшие немалый вес скульптуры.
10 августа 1628 года судно вышло в свое первое плавание. Погода стояла ясная и хорошая. Галеон расправил паруса... Пара порывов ветра — и судно накренилось так, что вода бурными потоками стала хлестать в орудийные порты нижней палубы.
Vasa затонул за считанные минуты на глазах у тысяч жителей Стокгольма. Разъяренный король велел взять под стражу всех причастных к крушению, включая капитана. Но в процессе разбирательств выяснилось, что спрашивать не с кого, если только с самого короля, лично определившего новые габариты галеона. В итоге случившееся признали Божьим промыслом.
Первые попытки вытащить Vasa, на котором оставались ценные пушки, были предприняты сразу. Но в итоге тот еще глубже увяз в песке. В 1663 году грузы с корабля пытались поднять с помощью водолазного колокола — удалось достать более 50 пушек.
В 1959 годах 38-летний инженер Андерс Франсен убедил Национальный морской музей, морфлот и частный бизнес поднять затонувший парусник. Сделать это удалось с большим трудом, корабль буксировали неделями, стараясь не повредить.
24 апреля 1961 года Vasa встречала еще большая толпа, чем его провожала. На удивление хорошо сохранившееся судно оказалось сокровищницей: инструменты, одежда, обувь, монеты, оружие, навигационные приборы, медицинский инвентарь...
На реставрацию пролежавшего 333 года на дне корабля ушло 17 лет. А в 1990 году в Стокгольме открыли музей Vasa, в котором хранится восстановленный из оригинальных деталей корабль.
Страсти вокруг «Дмитрия Донского»
15 июля 2018 года в Японском море у острова Уллындо обнаружен российский крейсер «Дмитрий Донской». Он был затоплен собственной командой 15 мая 1905 года после Цусимского сражения. Корабль пытался уйти во Владивосток, но противник догнал его у острова Уллындо. Крейсер пошел на дно, а экипаж был взят в плен. По слухам, корабль перевозил казну тихоокеанской эскадры — это 5,5 тысячи ящиков с золотыми монетами и слитками примерно в 200 тонн.
Нашли судно поисковики корейской компании Shinil Group, предоставившие в качестве доказательств снимки со дна моря. Кладоискатели оценили стоимость сокровищ в 133 миллиарда долларов. Корейская компания объявила о намерении поднять крейсер со дна моря.
Российские историки крайне скептически относятся к версии о том, что «Дмитрий Донской» перевозил казну: во время войны доставить золото на Дальний Восток было проще по железной дороге. К тому же вызывает сомнения, что на «Донском» могло найтись место для такого объема золота. Учитывая экипаж в 500 человек, несколько десятков раненых, 12 тяжелых орудий и 1600 тонн угля.
Shinil — не первая компания, заявившая о находке «Дмитрия Донского». В 2000 году об обнаружении российского крейсера уже сообщала корейская Dong-Ah Construction, акции которой мгновенно взлетели до небес. Но быстро выяснилось, что поднимать крейсер никто не собирался, компания решила обогатиться на сенсации. Через пару месяцев фирма обанкротилась, поверившие в миф о золоте акционеры потеряли инвестиции.
Нынешняя Shinil была создана за две недели до «сенсации» и не торгуется на бирже. На фоне сообщений о мифическом золоте в Корее заработали сайты, которые начали торговать «находками». История с «Дмитрием Донским» длилась еще полторы недели, пока президент Shinil в ответ на вопрос, не являются ли рассказы о кладе биржевым мошенничеством, признался, что не уверен, имеются ли на крейсере слитки и монеты.
Точку в деле поставила полиция, заявившая, что никто с самого начала и не собирался поднимать корабль. Вся история была мошеннической схемой, чтобы выманить деньги доверчивых инвесторов. Полиция получила ордер на арест организатора аферы, но он сбежал за границу. «Сенсация» с затонувшим российским золотом от начала до конца оказалась фальшью.
Подписывайтесь на нас, чтобы ничего не пропустить: Журнал «Компания»