Дню преподавателя высшей школы посвящается
В преддверии молодого, но уже полюбившегося веселому и дружному университетскому сообществу профессионального праздника, мы решили совместить приятное с полезным – поздравить наших дорогих преподавателей и задать им несколько важных вопросов. Да что уж там, довольно тревожных вопросов. Высокие технологии, они же – все эти ваши нейросети и искусственные интеллекты – того и гляди лишат сна как безобидных офисных обывателей, так и представителей креативной элиты. Многие всерьез задаются вопросом, а не заменит ли нас в ближайшем будущем технология, которую, между прочим, мы сами активно обучаем всему – общению, творчеству, программированию, оптимизации рабочих процессов? Не это ли то самое предсказанное фантастами «восстание машин», грянувшее не в виде грозных антропоморфных терминаторов, но сонма полезных мобильных приложений, сервисов и программ?.. Не вытеснит ли сфера высоких технологий, с которой человечество безоговорочно связывает свое будущее, своих создателей?
И по какую же сторону от этих панических настроений сегодня интеллектуальная и научная элита – преподаватели вузов? Угрозы или оптимистичные перспективы видятся им в стремительном развитии IT? И самое главное: возможно ли, чтобы однажды искусственный интеллект заменил самого преподавателя?
Разумеется, в первую очередь все волнующие нас вопросы мы задали декану факультета экономики, управления и информационных технологий Татьяне Сергеевне Крестовских.
- Татьяна Сергеевна, лично Вы видите в развитии IT угрозы или возможности для преподавателей вузов?
- Однозначно, возможности, и только их. Готова сразу ответить на ваш главный вопрос - искусственный интеллект никогда не заменит преподавателя высшей школы, и по очень многим причинам.
Во-первых – и на сегодня это уже доказанный медициной факт – никакие суперсовременные и развивающие игрушки не способны научить ребенка говорить. Это может сделать только человек. Это значит, что и когда мы взрослеем, наше развитие по-прежнему направляется наставниками.
Во-вторых, преподавание – это необыкновенно сложный и творческий процесс, неотделимый от воспитания и несводимый к набору типовых шаблонов и алгоритмам; его невозможно представить себе вне индивидуальности, неповторимой личности как самого преподавателя, так и его учеников. Преподавателя не просто слушают – его копируют, им восхищаются, его человеческие качества, чувство юмора, манера говорить, держать себя на публике – все это существенно для нас не менее, чем непосредственно знания, которые он дает. С другой стороны, хороший преподаватель – это тот, кто со своей стороны учитывает индивидуальность каждого студента, его темперамент, особенности восприятия. Возможен ли этот двухсторонний эмоциональный и интеллектуальный контакт между машиной и человеком? Нет.
В-третьих, обучение один на один с машиной – это выпадение из социума. Мы так устроены, что изоляция, вынужденное одиночество воспринимаются нами как испытание или наказание, но точно не как норма. В длительной изоляции человек останавливается в развитии, постепенно деградирует, попросту перестает быть человеком. Ни одна самая умная и быстрая нейросеть никогда не даст нам той эмоциональной подзарядки, которую мы получаем друг от друга.
- Тогда давайте поговорим о возможностях ИИ для преподавателей и студентов. Кстати, помните нашумевшую историю про диплом, написанный нейросетью? Возможно ли такое в УГТУ и как лично Вы оцениваете уровень развития ИИ-технологий?
Я бы не сказала, что студенты или преподаватели УГТУ сегодня массово используют эти возможности в работе, пока, пожалуй, нет. За исключением студентов специальности «Информатика и электронно-вычислительная техника», конечно – для них это неотъемлемая часть жизни, творчества, реализации учебных проектов. Что касается дипломов, мы крайне ответственно подходим к подготовке и проверке работ, и если бы нам встретился диплом, выполненный нейросетью, мы бы точно это поняли. Честно говоря, пока я исключаю такую вероятность. Все специальности нашего факультета – очень творческие, подразумевающие нестандартное мышление и нешаблонные решения. Кстати, однажды мы предложили ChatGPT решить тест по теме, напрямую касающейся IT. Разумеется, мы полностью ей доверяли – уж кто, как не нейросеть, должна разбираться в теме! Итог – половина неправильных ответов. Так что, отвечая на ваш последний вопрос – на современном этапе ИИ нельзя назвать суперпрогрессивной технологией, но она, конечно, учится.
- А в каких сферах человеческой деятельности ИИ, на Ваш взгляд, может быть успешен?
- Он уже во многих отношениях успешен. Как декану ФЭУиИТ, могу судить хотя бы по очевидным переменам в банковской среде. Огромное количество операционистов, многочасовые очереди в банках, расчетно-кассовые центры – все это в прошлом. Множество операций, связанных с личными финансами, мы сегодня можем выполнить за считанные секунды и не выходя из дома. Вполне возможно, он однажды полностью возьмет на себя, например, бухгалтерию, налоговую сферу.
Вполне готова признать за ИИ будущее в развитии медицины. По крайне мере, он мог бы взять на себя какие-то алгоритмизированные и рутинные вещи, но там, где речь идет о диагностике и постановке диагнозов, он будет работать в тандеме со специалистом. И вот здесь важный момент: высокие технологии могут способствовать развитию и прогрессу. Но развитие – процесс направленный, он имеет вектор и цель, определяемую человеком. Поэтому я вижу хорошие перспективы применения искусственного интеллекта вообще и нейросетей в частности там, где речь идет о действии по алгоритму, набору неких повторяющихся сценариев. Но они совершенно бессильны в менеджменте, там, где задействован человеческий фактор: лидерство, мотивация, способность разрешать конфликты, ставить задачу…
Так что будущее – за человеком. А технологии ему в помощь!