Помню, как мы решали примеры по очереди, и она вышла из класса, а я мучилась с примером. Бондарева вернулась и сказала:
- Господи! Я думала, что уже по меньшей мере Фёдоров у доски!
Она начала что-то объяснять, переходя на крик. Конечно, же я ничего не поняла и не хотела понимать.
Да, работа с помешанным человеком затруднительна. Непонятно, вернётся ли он вообще в нужное русло. Вся проблема в том, что он, помня былую славу, на уроках притворяется нормальным и причину его деградации все видят только в усложнении учебной программы. По-моему, учителям нужно было поговорить с мамой, узнать о Бразилии. Тогда бы можно было мотивировать, сказать: "Гермиона, все твои бразильские мечты сбудутся, если будешь учиться по-прежнему". Может быть, тогда мечта изменила бы меня в лучшую сторону, я бы не боялась подходить к учителям... Да, конечно, продолжала бы получать огромный объём информации по бразильскому вопросу. При сегодняшнем анализе такой вариант не пугает меня совсем, потому что я смогла совместить подготовку к ЕГЭ с передачей о советской эстраде - информации гораздо больше! А досрочное закрытие третьего сезона - это огромная ошибка. Совмещая учёбу и бразильские дела, я бы узнала, что значит быть человеком, достойным мечты.
Я привыкла отмалчиваться, и в восьмом классе на домашнем обучении было очень сложно общаться с учителями. И не только на домашнем: я не могла ничего ответить по английскому, хотя даже в седьмом классе с этим предметом не было проблем! Дело в том, что Нонна Этибаровна просила переводить только тех, кто хотел, а я почему-то не желала решать проблемы с переводами. В итоге все переводили, а я - нет. Анна Игоревна объясняла это стеснительностью. Именно тогда я совсем замкнулась. (ага! Письмо в прошлое: дорогая, все с телефонов переводили! Тексты стали сложнее, но новую лексику никто не вводил!)
В десятом классе я ходила в школу, но только в другую. Учительница литературы просила всего-навсего выразить своё мнение! Нет, я не могла... Не могла сказать что-то неправильно. В одиннадцатом тоже часто молчала, хоть и начала жизнь с чистого листа, но не относилась к этому как к унижению.
Вернусь к истории с Еленой Александровной. Многие учителя говорят так:
- Кто знает? Только, пожалуйста, кроме Векшиной и Мишенёва: они будут мешать другим!
Векшина и Мишенёв знали, что они освобождены от ответственности, поэтому молчали, но проговаривали ответ про себя, чтобы не остаться без таких льгот в дальнейшем. Очень сложно поддерживать способного ученика!
Не буду говорить о пользе или вреде домашних заданий: это не моё дело. Но как контролировать их выполнение? Вспоминаю первый класс. Татьяна Юрьевна проходит по рядам и ставит мордочки, называет тех, кто сошёл с дороги в Страну Знаний.
- Мама, у нас семь человек не сделали домашнее задание! - удивлялась я.
Необходимость выполнения домашних заданий осознавалась сама собой. Потом Татьяна Юрьевна стала собирать тетради и выставлять оценки. А что делать с тем, кто не сдал тетрадь? В её практике с нашим классом таких случаев не было, поэтому она и не решала этот вопрос. О том, что вообще можно не сдать тетрадь, мы узнали от Бондаревой, когда она отпускала с урока только тех, кто сдал, а остальным писала замечания в дневник. Даже тогда я умудрилась обмануть систему. Сначала я использовала простой способ - сдала пустую тетрадь. А потом начала собираться, когда моя фамилия не звучала... К счастью, никто не следил.
К сожалению, я обманывала любимую Елену Александровну, боясь написать плохое сочинение и ударить в грязь лицом. Были же тройки по литературе, связанные с адаптацией, которая будет подробно рассмотрена в следующей главе! Так учиться не хотелось. Я прекрасно понимала, что не смогу на пять проанализировать "Заколдованное место", поэтому не сдала работу. На следующий день Шелест оглашает оценки класса, а потом спрашивает нас, чтобы поставить их в журнал!
- Грэйнджер!
Трясусь и отвечаю:
- Пять!
Потом перестала трястись: привыкла обманывать и мечтала, чтобы все учителя выставляли оценки по такой системе. Однажды обман был раскрыт. Огромное спасибо за это Маше Изюмовой! Она видела, как я собираюсь домой, не сдав работу по "Слепому музыканту". Возмущаюсь:
- Я сдала!
- Да как же сдала, если я не видела! - говорит Маша.
- Если ты не видела, это не значит, что этого не было!
Но Елена Александровна узнала, что я не сдала, и спросила:
- В чём дело? Проблемы с последним вопросом?