Найти в Дзене
Так,как есть.

Выступление на педсовете : «Домашняя работа - ключ к развитию личности»

Главной проблемой многих школ стало ухудшение успеваемости обучающихся. Причиной является неправильное дозирование домашнего задания. Рассмотрим, какие же последствия могут быть у детей от перегрузки домашним заданием: · большая распространённость и выраженность нервно-психических нарушений · возрастает частота нарушений зрения и осанки · психоневрологических отклонений Поэтому и встал вопрос о дозировке домашнего задания. Существует ли документ, определяющий время, которое ребенок может потратить на выполнение домашнего задания? Учитель при планировании заданий на дом для учащихся руководствуется следующим нормативным актом: Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 СанПин 2.42.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее - СанПиН). В соответствии с гигиеническими требованиями обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением дополнит

Главной проблемой многих школ стало ухудшение успеваемости обучающихся. Причиной является неправильное дозирование домашнего задания.

Рассмотрим, какие же последствия могут быть у детей от перегрузки домашним заданием:

· большая распространённость и выраженность нервно-психических нарушений

· возрастает частота нарушений зрения и осанки

· психоневрологических отклонений

Поэтому и встал вопрос о дозировке домашнего задания.

-2

Существует ли документ, определяющий время, которое ребенок может потратить на выполнение домашнего задания?

Учитель при планировании заданий на дом для учащихся руководствуется следующим нормативным актом:

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 СанПин 2.42.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее - СанПиН).

В соответствии с гигиеническими требованиями обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением дополнительных требований. Одними из таких требований является обучение без балльного оценивания знаний обучающихся и обучение без домашних заданий (п.10.10 СанПиНа).

Санитарные правила устанавливают нормативные требования по времени выполнения к общему объему домашнего задания по всем предметам на следующий учебный день. Объем заданий должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):

во 2 - 3 классах - 1,5 ч.,

в 4 - 5 классах - 2 ч.,

в 6 - 8 классах - 2,5 ч.,

в 9 - 11 классах - до 3,5 ч. (п.10.30 СанПиНа).

-3

Встает вопрос, а нужно ли вообще домашние задание?

Учителя задают детям работу на дом по трем причинам: чтобы дать ученику попрактиковаться в знаниях и умениях, которые он получил в классе, чтобы подготовить его к следующему уроку и чтобы дать ему возможность поработать над проектом.

Домашняя работа – это самостоятельная учебная работа без непосредственного руководства и помощи учителя. Поэтому формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности – одна из ведущих функций домашней работы.

Как отбирать содержание домашнего задания?

Чёткая постановка целей помогает грамотно отобрать содержание домашнего задания. Отбор содержания должен соответствовать уровню развития учащихся и уровню обученности на данном уроке. Содержание домашнего задания должно плавно вытекать из содержания урока и связывать его с последующим уроком. Учащиеся должны хорошо понять смысл задания. Нельзя на домашнее задание перекладывать то, что не успели на уроке.

Какова методика задавания?

Домашнее задание должно быть личностно значимым, творческим, практически направленным, вариативным, дифференцированным. При соблюдении данных принципов можно давать домашнее задание на любом этапе урока. Категорически нельзя давать за несколько минут до конца урока, и конечно же, после звонка. Домашнее задание следует написать на доске, разъяснить его смысл, выслушать вопросы учащихся и проконтролировать запись в дневнике.

-4

Правомерно ли задавать домашнее задание на каникулы или выходные дни?

Для обеспечения полноценного отдыха детей в течение рабочей недели недопустимо давать домашние задания на понедельник (Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 22 февраля 1999г.№220/11-12 «О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе»). Таким образом, учитель не должен задавать домашнее задание на выходные дни.

Прямого указания на запрет учителю задавать задание на время каникул нет. Такое условие может быть закреплено в Правилах внутреннего распорядка школы. В статье 31 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. существует указание на то, что ребенок имеет право на отдых. Каникулы - время отдыха, а не работы над домашним заданием. Положение о домашнем задании в соответствии с п. 2 ст. 30 ФЗ Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации разрабатывают самостоятельно.

-5

Рекомендации:

· объем домашних заданий на устных предметах не должен превышать объема изученного материала на уроке;

· норма домашнего задания на письменных предметах не более 2/3 от объема выполняемой работы на уроке;

· домашнее задание не задается на праздничные, каникулярные и выходные дни с 5 по 8 класс, исключение составляют предметы, изучаемые один раз в неделю; в 9-11 классах домашнее задание на праздничные, каникулярные и выходные дни может быть задано только по предметам, подлежащим обязательной итоговой аттестации.

· в случае необходимости дается дифференцированное домашнее задание для закрепления материала, для выполнения его в интересах всего классного коллектива, для развития индивидуальных способностей обучающихся.

· рекомендуется, в некоторых случаях, по ряду предметов, творческий характер домашних заданий.

· домашнее задание сообщается в соответствии с выстроенной логикой урока, а не после звонка.

· в апреле - мае домашние задания в выпускных классах задаются только по предметам ОГЭ/ЕГЭ.

Как решать проблему контроля и оценки домашнего задания?

Педагогический опыт учит нас: убедитесь, что заданное вами на дом домашнее задание вы сможете потом проверить и оценить.

Контроль, оценка домашнего задания и выставление отметки - вместе с другими факторами педагогического процесса - являются мотивирующими и мобилизующими силы и способности учеников.

Домашняя работа должна быть средством развития личности.

Домашняя работа должна быть не только средством получения знаний, но и средством развития личности ребенка. Она должна быть интересной и увлекательной, чтобы ребенок мог полностью погрузиться в процесс обучения и получить от него удовольствие.

Домашняя работа должна стать средством самообразования ученика. Если ученик будет самостоятельно изучать материал, то он будет лучше понимать его и сможет использовать полученные знания в жизни. Это поможет ему стать более успешным и уверенным в себе человеком.

В целом, домашняя работа является важным элементом обучения и должна быть направлена на развитие личности ученика, а также на его самообразование.

-6