Почему журавлиный клин?
А потому, что Ленин и печник у Твардовского как две параллельные прямые. Показана история их знакомства….
А я не знаю, был ли знаком с Лениным художник Петров-Водкин. Я начну с Ленина, а потом с улицы Ленина сверну на улицу художника Петрова-Водкина. И получится журавлиный клин.
Итак, начнем.
На день согласия и примирения в «Своей игре» была тема ПОРТРЕТ ЛЕНИНА. Неожиданная тема и неожиданные портреты.
Как можно мимо такого пройти?!
Энди Уорхол создал два портрета «Красный Ленин» и «Черный Ленин»
Кто-то написал Ленина в Дрездене на фоне «Сикстинской мадонны».
А ниже прижизненный портрет. Ленин так не похож на себя. Этот портрет написал в 1910-м в Париже Эмиль Бернар, ученик Поля Сезанна. Они познакомились, и портрет был создан за 1 сеанс.
В 1934м, через 10 лет после смерти Ленина, его портрет создал Петров-Водкин. Искусствоведы пишут, что на портрете возле Ленина книги Пушкина. Я увидел на картине только то, что перед Лениным открыта книга с поэтическим текстом.
В конце жизни Петров-Водкин, видно, много думал о Пушкине. В 1937 (к столетию гибели) он создал такого грустного Пушкина…
И моё внимание переключилось на Кузьму Сергеевича Петрова-Водкина. Что он за человек такой?! У него такая необычная фамилия… Его работы с детства смотрели на меня из альбома почтовых марок…
Про него постоянно вспоминает «Своя игра».
О его главном произведении «Купание красного коня» (1912) я знал, что с 1914 по 1950 оно было в Швеции. Вернуть его смогли только после Второй мировой. Сейчас оно в Третьяковке.
Как жителю Волгоградской области, мне приятно было узнать, что первые два варианта картины были созданы у нас в Ольховском районе в деревне Гусевка.
По почтовым маркам мне с детства знакомы
«Смерть комиссара» (1928)
и «Петроградская мадонна» (1920). Хотя официальное название картины «1918 год в Петрограде».
Помню, был вопрос в «Своей игре» про «Портрет Татули» (Девочка с куклой). 1937.
Этот портрет писался в поселке СИВЕРСКИЙ под Ленинградом. На нём изображена народная артистка Татьяна Пилецкая (в девичестве Урлауб). Ей сейчас 95 лет. Она ещё жива. И совсем недавно Рената Литвинова снимала её в фильме «Северный ветер» (2021).
Сейчас этот портрет в музее Куму в Таллине.
Петров-Водкин дружил с родителями Татьяны Пилецкой. И был её крестным отцом.
Отец Татьяны позировал художнику для картины «Тревога», а вместе с супругой они попали на картину «Новоселье».
И получается, что художник, предсказавший России «красную» судьбу, в конце жизни сумел показать и тревожные 1930-е годы.
Вот картина «1919 год. Тревога». Но написана она была в 1934-м. И предвосхитила разгул сталинских репрессий.
Очень актуальна для своего времени и его последняя картина «Новоселье» (1937)
Официально на картине 1922 год. Рабочий люд занимает квартиру с видом на Петропавловскую крепость. Но квартиры будут освобождаться и позже. Не только после отъезда банкиров и фабрикантов.
Любопытно, что хозяин квартиры на этом «Новоселье» в белой рубашке и с трубкой. Отсылка и к Сталину, и к портрету Ленина, с которого мы начали этот экскурс.
Я с удовольствием почитал про Петрова-Водкина. И поделюсь с Вами прочитанным.
И для себя застолблю интересные моменты.
Итак, Петров-Водкин.
Википедия подаёт нам его таким:
Он написал много автопортретов. Но чаще показывают вот этот. 1918-го года.
Чтобы не возвращаться больше к портретам, давайте посмотрим на Анну Ахматову. Это тоже его работа.
Он был связан с иконописью. И вот его «Богоматерь Умиление злых сердец» (1915).
Начнём сначала. Кузьма Сергеевич родился в 1878 в городе Хвалынск Саратовской губернии. Одногодок Сталина.
Вот Хвалынск на сегодняшней карте.
Город на Волге, Россия почти центральная. А это горнолыжный курорт. Трассы разного уровня сложности.
Чтить Петрова-Водкина там стали не так давно.
Первый бронзовый барельеф там появился в 2008 году. На куске карельского гранита.
Рядом и красный конь.
В 2016 появился и вот этот памятник.
Бреславль – это по-нынешнему Вроцлав.
Получается, за 2 недели в 1901г можно было доехать на велосипеде из Москвы до Берлина. Вроцлав южнее, расстояние почти такое же, что и до Берлина.
Вот фото тех лет. Слева это Кузьма Сергеевич.
Они поехали путешествовать вдвоем, хотели доехать до Средиземного моря (Генуя), но у товарища, хоть он был из рядов буржуазии, велосипед постоянно ломался, он постоянно догонял. А во Вроцлаве Водкин отдал ему свой велосипед и поехал по жд учиться живописи в Мюнхен…
Петров-Водкин – настоящая фамилия художника. Петровым-Водкиным был его отец (сапожник) и дед.
Водкин – это прозвище прадеда художника, которое добавили к фамилии.
Но правильнее наверно считать Петрова-Водкина не сыном своего отца, а сыном своей матери. Вот её портрет 1909 года (Русский музей).
Может быть её портрет хотел показать Н.С.Хрущёв, а мы его неправильно поняли.
Мать в его жизни – больше, чем мать.
Он вёл с ней переписку всю свою жизнь. Эта переписка заменяла ему ведение дневника.
Художник умер в 1939 от туберкулёза в возрасте 60 лет. Мать пережила его на 2 года…
Я так понял, дом-музей Петрова-Водкина в Хвалынске это дом его матери. Впрочем, может и нет.
В 1893 Петрову-Водкину 14 лет. Он закончил в Хвалынске начальную школу, немного поработал в судоремонтных мастерских и поехал в Самару поступать в железнодорожное училище. Не поступил. Стал учиться живописи. Учитель умер. Написал поэму об идейных исканиях Л.Н.Толстого, понёс её М.Горькому, но получил очень критичный отзыв…
И тут на сцену вышла мать художника….
Но прежде скажу, что Петрова-Водкина не любили. Его жёстко критиковали Репин и Максим Горький («раб», «неуч», «малограмотный»), критично воспринимали Константин Сомов и Михаил Нестеров…
Но вернемся к матери художника. Она из бывших крепостных, работала прислугой у хвалынских купцов.
Её сын вернулся из Самары в 1895 ни с чем.
Она показала его работы питерскому архитектору Мельцеру, который в Хвалынске проектировал купеческий особняк.
Для справки, архитектор этот закончит свою жизнь в 1943 в Нью-Йорке.
И в результате у Кузьмы Петрова-Водкина появятся два больших друга и спонсора: архитектор Мельцер и хвалынская купчиха и меценатка Юлия Казарина.
На их деньги Петров-Водкин получит художественное образование в СПб и Москве.
Петров-Водкин в начале 20 века занимался на гончарном заводе проектированием и лепкой изразцов, майоликой. В 1904 его отправят на обучение на керамическую фабрику Лондона. Им будет создано вот такое майоликовое панно:
Вообще он много путешествовал. Бывал во многих городах Италии, Париж, Северная Африка (Алжир, Тунис), Кавказ (Осетия, Грузия, Сочи), Ферапонтовский монастырь на Вологодчине…
В 1921 году был отправлен в Самарканд на обследования состояния архитектурных памятников….
В 1906 году под Парижем Водкин познакомится со своей будущей женой Марой. Она полусербка-полубельгийка.
1907. Гражданский брак обернется венчанием в 1910 в Хвалынске.
Ну и в завершении поделюсь двумя картинами.
"Мальчики" (1911).
На первый взгляд подражание картине Матисса «Танец». Меня удивил авторский комментарий. Это картина на смерть Валентина Серова и Михаила Врубеля. Она писалась как похоронный марш.
А ещё меня заинтересовала картина «Жаждущий воин» (1915).
Интерпретаций я не нашёл. Конь нарисован «по-децки» непропорционально. К чему тянется воин? Змея? Лужа? Одежда? И почему левой рукой? Чего он жаждет? Женщин три. Хариты-грации? И что за скалы в левом верхнем углу?
Спасибо за внимание!