Советские папиросы «Казбек» долгое время считались элитным табаком, признаком финансовой состоятельности и принадлежности к советской элите
Иосиф Сталин не только их лично опробовал, но и утвердил изображение на пачке: горец скачет на коне на фоне величественных гор Кавказа. Мало кто знал, да и сейчас знает о том, что такая популярная пачка сигарет, память о которой осталась в песнях и произведениях литературы – копия реальной картины, передающей грусть и тоску по родине.
Гази-Магомед Даурбеков нарисовал «Казбек» совсем в молодом возрасте. Двадцатилетний юноша оказался вдали от родной Ингушетии во время учебы в северной столице в Пролетарском институте изобразительных искусств. В Ленинграде талантливый кавказец восхищался архитектурой, глубокой поэтичностью мест, вдохновляющей на написание новых картин. Символом тоски по родной земле стал «Казбек», написанный по памяти.
Горы оказались олицетворением всего Кавказа, а джигит с надвинутой шапкой и мчащийся во всю прыть– места своего детства. Изобразив горный пейзаж, художник обнял родину, стремясь вернуться туда как можно быстрее. Тем временем, папиросы набирали огромную популярность, особенно в военные годы. Ингушские старики с гордостью рассказывали, откуда взялось изображение на упаковке. Сам Гази-Магомед со своей природной скромностью просто дарил людям свое творчество.
В следующем году жители республики будут отмечать 120-летие выдающегося земляка, обладателя высшей награды Ингушетии-ордена «За заслуги». Когда вспоминают о маэстро художественных образов, первым делом говорят о его детстве и влиянии матери, которая всячески развивала творческое начало маленького сына. Залейхан, будучи швеей и большой рукодельницей, делала мальчику глиняные фигурки в национальных костюмах, каждый из которых содержал свой национальный орнамент. Воспоминания из детства и природный талант дали старт большому художественному пути Даурбекова. Сначала обучение проходило, традиционно, в медресе, далее уже во Владикавказе, затем по рекомендациям в Ленинграде. На родной земле художник заинтересовался этнографией и историей, которую изучал в Ингушском краеведческом музее. Многие картины этого периода не сохранились, а о полотнах, написанных в подвале того же помещения, известно лишь из рассказов современников- Бориса Крупнова и профессора Леонида Семенова.
В 1935 году Магомед Даурбеков побывал в Пятигорске. Здесь проходила Первая краевая олимпиада искусств горских народов Северного Кавказа. Удивительная картина «Похороны комиссара Бутырина», представленная на выставке, подарила молодому художнику премию за четкость, выразительность и лаконичность. В сюжетах картин уже 40-ых годов отразилась борьба народа, жертвенность, героизм и помощь жителей простым солдатам. На одной из таких работ горянка поит водой военного, а раненные умирают героями. Отдельным этапом творчества стали этнографические работы талантливого ингуша. «Белхий», «Примирение кровников», «Сватовство» передавали не только детали обрядов, но и важность момента, мудрость народа, трепет, условия мира и тяжесть некоторых решений.
Гази-Магомед вошел в историю родной Ингушетии как всесторонне уникальная личность. Его таланта и одухотворенности хватало на создание театральных декораций, книжной графики, игру на нескольких музыкальных инструментах, исполнение национальных мелодий и даже на проектирование фонтанов.
В 1984 году кавказская интеллигенция увидела большую выставку работ Даурбекова. В Чечено-Ингушском республиканском краеведческом музее представили более 80 полотен, выполненных в разной технике.
фото: В. Кванин. РИА Новости
Валерия Поддаева