Использование сезонных шин – одно из важнейших условий уверенной и безопасной езды в любую погоду. С наступлением холодов логичнее переобуть машину в более мягкую и пластичную зимнюю резину, способную обеспечить максимальное сцепление с заснеженным или даже обледенелым дорожным покрытием. Однако, необходимость выбора между фрикционными и шипованными покрышками подчас ставит автомобилистов в тупик. Приобрести именно ту зимнюю резину, что идеально подойдёт вашей машине, поможет знание преимуществ и недостатков каждого типа шин, понимание, в каких погодных и дорожных условиях придётся использовать автомобиль, а также учёт вашего личного стиля вождения.
Сегодня мы расскажем, что из себя представляют виды зимней резины, выделим их особенности, обозначим основные плюсы и минусы, а также подскажем, при каких обстоятельствах тот или иной тип шин будет выполнять свои функции лучше всего.
Особенности фрикционной резины
Фрикционная резина (от англ. friction – “трение”) не имеет в своей конструкции каких-либо дополнительных защитных элементов. Материалом-основой для подобных шин выступает криосилановая резиновая смесь. Изготовленные из неё покрышки имеют достаточно мягкую и пористую структуру. Благодаря ей даже при минусовых температурах трение шин о поверхность дорожного покрытия оказывается весьма результативным. Оно позволяет сохранять должный контроль над движением машины, а при возникновении экстренных ситуаций становится гарантом короткого тормозного пути.
Многие автомобилисты не понимают, как “лысая”, не имеющая металлических шипов резина способна крепко цепляться за зимнюю дорогу. Всё дело в том, что идеально гладкой или лысой поверхность фрикционной резины как раз-таки не является. Она плотно покрыта фигурными глубокими прорезями, ламелями. Ламели не только эффективно отводят влагу от рабочей поверхности колеса. Под весом автомобиля они прогибаются в горизонтальной и вертикальной плоскости. В этот момент кромки ламелей создают максимально эффективный угол контакта с дорогой, что обеспечивает надёжную сцепку шины с покрытием. Именно из-за присутствия прорезей данный тип резины часто называют ламелизированным. За высокие сцепные свойства фрикционной резины водители часто именуют её просто “липучкой”.
Кстати, некоторые производители, стремясь увеличить фрикционные свойства ламелизированных покрышек, повышают абразивность используемой резины. Достигается это за счёт добавления в состав резиновой смеси мелких твёрдых частиц органического и неорганического происхождения. В качестве примера подобных “микрошипов” можно привести применяемые на производстве волокна стекла.
Такая разная липучка
В зависимости от того, какой рисунок ламелей нанесён на поверхность фрикционной шины, выделяют два вида липучек – европейскую и скандинавскую/нордическую.
Европейский протектор имеет рисунок ёлочкой (иногда можно встретить и модели с ассиметричным оригинальным узором). Достаточно широкие и редкие ламели в нём нанесены по диагонали. Пересекаясь под определённым углом, они способствуют отличному отведению влаги от поверхности колеса. Универсальная структура ламелей влияет и на акустический комфорт во время движения машины, заметно увеличивая его. Профиль плеча шины с европейским протектором более покатый и слегка закругленный. Диапазон рабочих температур такой липучки составляет от –5℃ до +3℃, а потому максимальную безопасность и комфорт движения подобная резина обеспечивает в условиях мягкой и влажной зимы. С усилением мороза европейская липучка начинает дубеть, при этом функционал её, что естественно, заметно снижается.
Основой узора скандинавского протектора выступают прямоугольники, щедро иссечённые прорезями. Глубина самих ламелей здесь увеличена, как и плотность нанесения узора. При этом сами прорези более узкие, нежели на европейской фрикционной резине. Плечевые зоны скандинавского протектора не покатые, они более очерченные и выраженные. За счёт этого пятно контакта шины с дорогой заметно увеличено. Важной особенностью фрикционной резины нордического типа является возможность установки на неё шипов. Этому способствует наличие на поверхности шин специальных “запасных” технологических отверстий.
Ламелизированная резина со скандинавским, достаточно грубым узором протектора идеально подходит для эксплуатации в суровом, снежном климате. Эти покрышки выполнены из более эластичной резины. Они отлично справляются с поставленными перед ними задачами даже при очень низких температурах (от –15℃ до –40℃), а также при наличии на дорожном покрытии ледяной корки или слоя замёрзшей снежной каши. Фрикционные шины данного типа имеют более низкий, в сравнении с европейской липучкой, индекс скорости (160-190 км/ч). Причиной тому становится уже упомянутая нами плотная нарезка ламелей и массивность самого протектора.
Акцент на шипах
Качественное сцепление резины с поверхностью дорожного покрытия обеспечивается благодаря шипам. Шипы представляют собой небольшие по размеру металлические гвоздики, гарантирующие машине дополнительный зацеп на скользком льду или же на плотно укатанном слое снега. В протектор шин они вживляются ещё на стадии производства. Конструкция шипов подразумевает наличие у них алюминиевого корпуса и сердечника. Последний обычно выполняется из стали или же твёрдых сплавов. Количество шипов на один погонный метр зимней резины не должно превышать 60 штук. Характер же их расположения в глубине протектора покрышки при этом может быть совершенно разным.
На шипованной резине невозможно разогнаться быстрее 160-180 км/ч, ведь защитные элементы буквально цепляются за дорогу, притормаживая авто. Зато и вероятность пробуксовки машины даже на толстой ледяной корке или утрамбованном за день слое снега сводится к минимуму. Очень важно, что наличие шипов заметно сокращает тормозной путь автомобиля, делая его передвижение в условиях суровой российской зимы максимально безопасным.
Если говорить о риске вылетания шипов из покрышек, то он существует всегда. Но особенно велик он при эксплуатации данного типа резины в неподходящих для неё условиях – на чистой и сухой дороге или же при критичных плюсовых температурах.
По своему составу шипованная зимняя резина более жёсткая, нежели резина фрикционная. Оно и понятно, ведь на поверхности выполненных из неё покрышек производителям необходимо надёжно закрепить дополнительные металлические элементы (шипы). Данный вид резины адекватно реагирует на понижение температуры в диапазоне от 0℃ до –10℃. В этих условиях функционал шин реализуется максимально. Когда воздух остывает до –15℃… –20℃, показатели цепкости “шиповки” и фрикционной резины становятся примерно одинаковыми. А вот на сильном морозе (ниже отметки в –20℃) шипованные покрышки начинают откровенно проигрывать липучке. Имеющиеся металлические шипы теряют своё преимущество. Уже при температуре в –25℃ они просто не могут эффективно расцарапать сильно застывший, буквально остекленевший лёд. А рисунка протектора шипованной резины не хватает для обеспечения должного “прилипания” колеса к дороге, как это происходит в случае с ламелизированными покрышками.
Преимущества разных видов зимней резины
Фрикционная резина
Езда на липучке менее шумная и более комфортная, можно сказать “мягкая”. Покупка фрикционной резины обходится автовладельцу заметно дешевле, нежели приобретение шиповки. Ламелизированная резина имеет при этом больший срок эксплуатации.
Благодаря своей мягкости и пластичности, липучка способна реализовывать свой функционал в более широком диапазоне рабочих температур – она отлично справляется со своими задачами как в морозы, так и в оттепель. Идеально использовать фрикционные шины в межсезонье, когда днём термометр уверенно держит плюсовую температуру, а ночью лужи нередко покрываются льдом. Переобувать машину в липучку можно гораздо раньше. А значит, у автомобилиста есть реальный шанс избежать огромных сезонных очередей на шиномонтаж.
Рисунок протектора липучки надёжно отводит воду от колеса, помогая снизить риск аквапланирования автомобиля. Отсутствие же на покрышках дополнительных защитных элементов (шипов) нейтрализует их негативное воздействие на дорожное полотно.
Шиповка
Шипованные шины обеспечивают отличную устойчивость машины в условиях суровой зимы и российского бездорожья. Они прекрасно справляются со своими задачами на поверхностях, покрытых льдом и плотным снегом, обеспечивая идеальное вхождение автомобиля в повороты на переметённых участках трассы.
Важным преимуществом шипованных покрышек является возможность их восстановления. Если в процессе эксплуатации покрышка по каким-либо причинам лишилась изначальной цепкости, вернуть её функционал не составит труда. Для этого в имеющиеся отверстия под “элементы сцепления” необходимо вставить ремонтные шипы взамен вылетевшим. Обновить фрикционную зимнюю резину достаточно сложно. Возвратить функционал покрышке с изначально глубоким протектором можно лишь путём наваривания на шину слоя резины. Уже на нарощенный протектор наносят определённый узор ламелей, углубляют канавки между образуемыми ими блоками и т.д. При этом подобную процедуру реально проводить лишь для тех покрышек, которые изначально имеют достаточно толстый защитный слой резины под протектором.
Недостатки шипованных и фрикционных покрышек
Недостатками шипованных шин признаются:
- увеличение тормозного пути на дороге, очищенной от снега или наледи. Металлу попросту не за что ухватиться в момент торможения, а потому управляемость машины резко падает;
- снижение эффективности применения покрышек во время сильных морозов (при температуре воздуха ниже –20℃);
- быстрый износ резины при езде по асфальту, а также склонность самих металлических шипов к заметному стиранию о поверхность дороги, выпадению из покрышек при эксплуатации в неподходящих погодных условиях и на больших скоростях;
- низкий коэффициент разгона автомобиля (“летать” с цепляющимися за дорогу шипами особо не получится);
- повышенный расход топлива, связанный не только с увеличением трения шипованных колёс о дорогу. Незначительно, но всё же возрастает масса самих автомобильных покрышек за счёт толщины резины и удельного веса внедряемых в шину металлических элементов;
- более высокий уровень шума и вибрации при использовании. Связан он с касанием шипов непосредственно поверхности асфальта. При эксплуатации на снегу или ледяной корке гул шипов практически не заметен. Но в момент, когда машина выезжает на очищенные участки дороги, громкость звучания шиповки возрастает в разы.
- высокая стоимость хорошего комплекта резины. Она заметно превышает стоимость универсальной липучки, ведь при производстве покрышек, дополненных металлическими элементами, используются более сложные технологии.
Кроме того, шипованные шины в настоящее время запрещены к эксплуатации в некоторых европейских странах. Поэтому при планировании автопутешествия нелишним будет уточнить, допустимо ли передвижение по намеченному маршруту на выбранной вами зимней резине.
И ещё один неоднозначный, но всё-таки зафиксированный законодательно момент. В техническом регламенте Таможенного союза чётко прописаны требования к эксплуатации зимней резины. В нём указаны особенности маркировки сезонных покрышек, период их использования, и даже требование к минимальной остаточной высоте протектора резины. Все эти правила одинаковы для зимних покрышек разных типов. Важное замечание касается использования шиповки в летний период – оно строго запрещено. А вот про липучку в данном контексте ничего не сказано. Следовательно, никакой ответственности за эксплуатацию фрикционных шин с 1 марта по 30 ноября водитель нести не будет. Впрочем, использовать липучку круглогодично для якобы экономии или мнимого удобства, всё же не стоит. Прежде всего, при высоких плюсовых температурах и без того мягкая фрикционная резина будет буквально таять. А это напрямую отразится на скорости её износа. Да и про какую-либо управляемость транспортного средства на излишне мягкой резине и наличие у него адекватного тормозного пути говорить не приходится.
Зимние шипованные покрышки, как и липучку, стоит обкатывать ещё до начала активного использования в реальных условиях. Делать это стоит на скорости не более 60 км/ч и на расстоянии не менее 500 километров.
К недостаткам фрикционной резины относят, прежде всего, их сниженную эффективность при использовании на твёрдом и скользком дорожном покрытии. Глубина протектора у липучки заметно меньше этого же показателя у шипованной резины. Да и тормозной путь на фрикционной резине более длинный нежели тот, что оставляет при экстренном торможении автомобиль, обутый в шипы.
Также считается, что липучка менее удобна в использовании начинающими (неопытными) автомобилистами. Если возникает необходимость быстро остановить машину, такие водители в большинстве случает до упора нажимают педаль тормоза. И если транспортное средство не оборудовано ABS, колёса при резком торможении логично блокируются. В таком положении авто, обутое в липучки, будет по инерции продолжать скользить по дороге. В этих же условиях шипованные покрышки попытаются ухватиться за поверхность дорожного покрытия своими острыми шипами, что в конечном счёте быстро остановит машину.
Для эффективной эксплуатации липучку, как и шипы, необходимо хорошенько обкатать. Делать это нужно на скорости 70-80 км/ч на протяжении не менее 300 километров задолго до появления на дорогах наледи и снега. Только после обкатки ламели смогут занять правильное положение, приняв более выгодный угол сцепки с дорогой.
Как ведут себя на дороге разновидности зимней резины?
В идеале машина с любой зимней резиной должна уверенно преодолевать препятствия на дороге в виде льда, снежной каши, воды или же утрамбованного снега. В зависимости от установленных шин поведение автомобиля на данных типах дорожного покрытия будет разным.
Как показывает практика, на свежевыпавшем снегу производительность липучки и шиповки практически одинакова. Значение здесь имеет лишь глубина протектора конкретных шин. Чем она выше, тем машина на заснеженной трассе будет устойчивее. Если снег на трассе заметно укатан, то увереннее себя будет вести авто на шиповке.
Во время движения по ледяной корке шипованная и фрикционная резина работают совершенно по-разному. Шипы буквально вгрызаются в лёд. Ламелизированные же покрышки в заданных условиях активизируют свой фрикционный слой. Колёса вращаются по льду, покрышки нагреваются, создавая при контакте с поверхностью водяную микроплёнку. Пористая структура самой резины позволяет ей впитать в себя немного влаги. Определённым образом выполненный узор протектора отводит от колеса излишки воды. Тем самым обеспечивается максимально плотное прилегание шины к поверхности скользкого покрытия. И здесь в дело снова вступает протектор с европейским или скандинавским рисунком. Имея шероховатую поверхность он цепляется за ледяную корку. Использование шиповки при температуре до –10℃ признаётся экспертами самым оптимальным способом удержания тяжёлой машины на скользкой поверхности. Эффективность её в сравнении с фрикционной резиной составляет порядка 20%. Когда же столбик термометра опускается ещё ниже, шипы начинают прокалывать лёд менее эффективно. В этот момент показатели сцепления у обоих видов зимней резины выравниваются. Кстати, в момент резких температурных провалов рабочее состояние шипованной резины меняется более стремительно, она начинает застывать гораздо раньше, нежели липучка.
По мокрому асфальту комфортнее и безопаснее передвигаться на машине, обутой в липучки. Ведь фрикционные шины, соприкасаясь с влажным дорожным покрытием, образуют с ним большую площадь контакта, нежели шипованные покрышки. А значит и контроль над движением машины обеспечивается более серьёзный.
Общие рекомендации по выбору зимней резины
Учитывая характеристики разных видов зимней резины и особенности их работы на тех или иных дорожных покрытиях, можно сделать следующие выводы:
- если машина будет эксплуатироваться в местности с мягкой, изобилующей оттепелями зимой или же зимой, славящейся резкими температурными перепадами и большим количеством осадков, предпочтение стоит отдать фрикционной резине;
- если резина подбирается для автомобиля, используемого в регионе с зимними температурами от 0℃ до –15℃, постоянным гололёдом и снежными накатами на дорогах, то выбор нужно остановить на шипованных покрышках.
Впрочем, выбирая тот или иной тип зимних покрышек, ориентироваться нужно не только на преобладающие метеоусловия, царящие в вашем регионе в холодный сезон. Обратить внимание стоит на тип привода транспортного средства, состояние дорог, по которым вам чаще всего приходится ездить, и на собственный стиль вождения автомобиля.
По мнению специалистов, заднеприводные машины логичнее оснащать шипованными покрышками. Эта мера заметно увеличит их проходимость. А для переднеприводных и полноприводных автомобилей более приемлемым вариантом зимней резины станет именно липучка.
Если передвигаться вам приходится по ровному, щедро посыпаемому реагентами асфальту, лучше отдать предпочтение липучке. Если вы живёте за городом и часто вынуждены преодолевать участки с бездорожьем, верным решением станет приобретение шипованной резины.
Тем, кто пока недостаточно уверенно чувствует себя за рулём, есть смысл обуть машину в шипованную резину. Это же касается и тех, кому близок агрессивный стиль вождения. Для тех, кому по душе спокойная, неспешная езда, идеально подойдут ламелизированные шины. Они обеспечат должный комфорт в преодолении погодных трудностей на дороге и относительную тишину при контакте колёс с покрытием.
Подписывайтесь на канал «Кардан Баланс», чтобы быть в курсе всех самых свежих автомобильных новостей. Мы пишем только о важном для автомобилистов. Конечно не забываем и про карданы.