Найти тему
Николай Цискаридзе

Марина Семенова покинула Академию Русского Балета им. А.Я. Вагановой

Портрет балерины Марины Семеновой кисти Альфреда Эберлинга, который был приобретен у вдовы художника в 1960 году и обычно украшал стену репетиционного зала «1-низ», покинул свой «дом» до конца апреля 2024 года.

Однако, теперь у многих появится шанс увидеть эту легендарную картину живьем, так как она отправилась на выставку «Суд Париса. Рождение богини», открывающуюся 24 ноября в Шереметевском дворце в рамках программы фестиваля «Дягилев. P.S.».

Проект посвящен актрисам, блиставшим на отечественной сцене и ставшим объектом поклонения публики, а для творцов – балетмейстеров, композиторов, писателей, режиссеров и художников – источником вдохновения.

Портрет Марины Семеновой украсит экспозицию первого зала выставки – «Мои богини!», в котором будут «собраны» актрисы разных эпох, включая родоначальницу белого балета Марию Тальони.

Среди 35 персонажей зала помимо Марины Семеновой свое место займут и другие балерины – Анна Павлова, Тамара Карсавина, Ольга Спесивцева и Галина Уланова, а также Айседора Дункан.

Одним из главных увлечений художника был русский балет. Ему позировали Анна Павлова, Матильда Кшесинская, Тамара Карсавина. В советские годы мастерскую художника посещала Марина Семенова, впервые – в 1927 г., о чем свидетельствуют ее живописные портреты и фотографии, выполненные Эберлингом.

-2

Особо любопытен снимок Семеновой (1927-1928), облокотившейся на стул и прижимающей к уху большую лупу как… телефонную трубку.

-3

В те же годы Эберлинг в своей студии сделал фотографии Семеновой в роли Одетты, а затем коллаж из двух фотографий, где на переднем плане она сидит, а на заднем в образе Одетты. Именно так, в два плана будет выстроена и композиция монументального полотна, которую художник выполнил в 1937-1940 гг.

По поводу того, с кем разговаривает Семенова, в театральной среде существуют свои предания. Со слов Н.М. Цискаридзе, первоначальное название картины было «Балерина Семенова разговаривает с т. Сталиным». В годы «хрущевской оттепели» портрет был переименован: «Балерина Семенова разговаривает с т. Молотовым». Затем название потеряло политический окрас, и картина стала называться просто «Портрет балерины Марины Семеновой».

-4

Его показывали на выставке в Ленинграде в 1940 году, а затем он долго оставался в мастерской художника, который дал своей жене распоряжение – передать его художественное наследие в дар разным музеям.

В 1960 году Мариетта Харлампиевна Франгопуло, первая собирательница и хранительница академического музея сделала учетную запись: «Экспонат № 539. Портрет /масло/ балерины М. Семеновой в золотой раме, художник Эберлинг». Сначала картина висела в коридоре пятого этажа, а затем была перенесена в репетиционный зал Академии с названием «Первый – низ».