1.
А вы помните, друзья, сказанье Максима Горького о горящем сердце Данко?.. Понимаю, молодёжь не понимает, о чём речь… А выпускники советской школы – не сомневаюсь! – хорошо помнят этот образ.
А точнее даже гроздь образов! Совокупность символов… И немалая череда вопросов, которые поставил (или только обозначил) автор, приглашая читателя над ними подумать, и не предлагая своих вариантов ответов.
Итак, краткий пересказ.
Жил народ – красивые, смелые, весёлые, жизнерадостные люди. Пришли враги, и прогнали народ с обжитых мест, силой вытеснив его в дремучий лет, в смрадные болота. Развели те люди костры, расселись вокруг них, и принялись горевать-размышлять, как им быть дальше… Горевали, размышляли, умирали от зловонных испарений болот, но с места не двигались – некогда смелые и сильные, они рассуждали, что если выйдут из леса, то либо погибнут, либо попадут в рабство, и пропадёт их народ; а так, хоть в болоте и зловонии, а сохраняется этнос. И тут встал с места Данко, и призвал всех пойти за ним – нет, не биться с врагом, а найти выход из бурелома, но такой, чтобы от врагов подальше. Народ встал и пошёл за вызвавшимся вожаком – сквозь чащобу и топи, сквозь мрак и страх перед неведомым; пошёл, потому что у него появился вождь. Но путь оказался слишком долгим, энтузиазм вскоре сошёл на нет, усталость оказалась сильнее надежды и… И начался поиск крайнего. А крайний кто?.. Правильно, тот, кому они поверили. Так ведь всегда бывает: человек верит сам, а при неудаче винит кого-то другого, например, созданного им же самим кумира. Люди забыли, что они сами за ним пошли, что не гнал он их палкой!.. И вот они уже готовы растерзать того, кто попытался найти выход из кошмара, кто оторвал их задницы от согретых горестным сидением пней, и попытался хоть что-то сделать!.. Мстить тому, в кого верил – это так по-людски!.. Тогда Данко разорвал свою грудь, выхватил из неё сердце, пылавшее любовью к соотечественникам, оно осветило непроглядный мрак, и повело народ к светлому будущему… И вышел народ из леса, и снизошло на него счастье.
Но потом в финале сказки Горького следуют две строчки, которые поднимают притчу на качественно иную философскую высоту, которые, помнится, озадачили меня ещё в детстве, потому что я не мог их понять. Спасшиеся (спасённые!!!) от мрака тут же забыли о своём спасителе. И только один очень осторожный человек наступил на пылающее сердце Данко, раздавил его, и затоптал искорки, чтобы следа не осталось от него.
Повторю: каждый читающий волен трактовать в этой сказке всех и каждого по-своему.
Но я сейчас остановлюсь только на одном из персонажей: на мой взгляд, с того самого «осторожного человека» пошло чиновничье племя сотрудников наградных отделов.
Подошёл бы к нему в тот момент вождь, шаман или старейшина племени, и сказал бы:
- А ну-ка займись увековечением памяти о Данко. А ну-ка продумай орден Пылающего сердца для награждения соплеменников, внесших значительный вклад в процветание народа!.. Или заключи этот пылающий мышечный орган нашего героя в хрустальную раку – всем на восхищение и на благодарную сохранность на грядущие времена!..
Нет сомнения, что всё случилось бы именно так – тот «осторожный человек» всё сделал бы по велению руководителя, выразив при этом искренний административный восторг…
Но никто не подошёл, никто не озаботился… Пылающее сердце нужно в годину ненастья, а когда они остались позади, именно «осторожные люди» куда более востребованы.
И не стало пылающего сердца, и не осталось от него ни искорки. Ибо сотруднику наградного отдела так спокойнее – не нужно самому думать!
К чему это столь пространная преамбула?..
Сейчас объясню.
2.
При подготовке публикаций, в данном случае, о подвигах, совершённых героями Великой Отечественной войны, нередко, даже часто встречаю факты, когда человек остаётся без награды, которой он по праву достоин. Почему так случалось?.. На мой взгляд, причина очевидна: некто, в чьи обязанности это входит, своевременно не подготовил и не представил руководству соответствующую бумагу-представление. Причина?.. Формальных причин может оказаться множество. Но реальная – только одна: этот осторожный человек не захотел брать на себя инициативу, и, соответственно, ответственность за высокое представление.
Сейчас обосную свою мысль.
Поводом к подготовке данной публикации стал невероятный подвиг, который совершил советский партизан Константин Чехович ровно восемьдесят лет назад, 13 ноября 1943 года.
Предельно коротко расскажу о нём – в интернете имеется несколько публикаций об этом человеке и о совершённом им подвиге, так что более обстоятельный рассказ найти нетрудно.
Константин Чехович родился в 1919 году в Одессе. Окончил Индустриальный институт, т.е. получил инженерное образование. В 1939 году призван в армию, где освоил сапёрное дело. Незадолго до гитлеровского нападения вступил в партию. Начало войны встретил на территории Литвы.
После катастрофических событий первых недель войны стало ясно, что весь ход её развивается совсем не так, как она рисовалась в картине «Если завтра война». И вот 18 июля 1941 года выходит Постановление ЦК ВКП(б) «Об организации борьбы в тылу германских войск». В частности, в документе шла речь о подготовке и отправке во вражеский тыл групп специально подготовленных групп, состоявших, во-первых, из проверенных надёжных людей, а во-вторых, владевших подрывным делом.
Константин Чехович для включения в такую группу подходил оптимально: большевик, инженер, сапёр, фронтовик. И вот в августе того же 1941 года он с тремя товарищами перешёл линию фронта с задачей организации в Ленинградской области диверсионной работы. Однако группа нарвалась на патруль… В результате скоротечного боя товарищи Константина погибли, сам же он оказался в плену. Из которого ему скоро удалось бежать. После чего Чехович сумел отыскать партизан… Наверное, его проверяли, даже скорее всего… Проверили, поверили, и сочли, что специалиста такого уровня – инженер и профессиональный подрывник – не дело держать в отряде, его способности и знания можно и следует использовать более эффективно. Его отправили и помогли легализоваться в городке Порхов Псковской области – здесь сходятся пути-дороги, ведущие в Ленинград, Новгород Великий, Старую Руссу, Великие Луки, Псков… Первоначально задумывалась крупная диверсия на местной электроподстанции. Однако, реально оценив ситуацию, от замысла отказались. Зато задумали другую, более дерзкую диверсию.
В городке, на берегу речки Шелонь имелся старинный купеческий дом. Его гитлеровцы «заселили» своими спецслужбами: на втором и третьем этажах располагалось местное отделение СС, штаб одного из подразделений абвера, а на первом этаже – кинотеатр для гитлеровского гарнизона. Чехович не только сумел устроиться на работу в этот кинотеатр, но и привлечь к сотрудничеству уборщицу – совсем ещё юную местную девчушку.
Дорогой читатель! Вдумайся: чистокровный славянин-партизан каждый день приходил в здание, в котором располагались подразделения двух вражеских спецслужб, которые славились своими подозрительностью и жёсткостью контроля. И не просто приходил: они с напарницей на протяжении длительного времени ежедневно проносили в здание взрывчатку. Всего они доставили более шестидесяти килограммов её!.. Чехович, хорошо знакомый с минно-взрывным делом, дотошно промерил несущие конструкции здания, рассчитал их прочность, заложил необходимое количество тротила в подходящие места.
…13 декабря 1943 года зрительный зал кинотеатра оказался переполненным – показывали популярную (между прочим, во многих странах мира) картину «Трукса» (или иначе «Артисты цирка» или «Звезда цирка»). Впоследствии гитлеровцы скрупулёзно подсчитали: в зале, рассчитанном на 600 мест, присутствовало 764 человека, в том числе 40 офицеров, два генерала, и даже начальник расположенного поблизости концлагеря. Плюс сотрудники спецслужб, которые дежурили на верхних этажах.
Чехович предупредил о диверсии всех русских, находившихся в здании, и они покинули его – к счастью, никто не донёс.
Взрыв оказался рассчитанным точно: перекрытия верхних этажей накрыли зрителей смертельным колпаком. Сам же Чехович в этот момент уже с женой и крошкой-сыном направлялись в партизанский отряд. По всей видимости, этот взрыв стал самой результативной диверсией Второй мировой войны, подготовленной и осуществлённой одним человеком. Справедливости ради следует привести и имя его юной помощницы – 15-летней девушки Евгении Михайловой
…Общеизвестно, что секретарь Гитлера в особую тетрадку заносил имена людей, которых фюрер объявлял своими личными врагами. Узнав о диверсии, взбешённый Гитлер приказал внести в тетрадку и имя совершившего её большевистского партизана; впрочем, допускаю, что точного имени советского патриота в Берлине не знали, да только неважно это.
Право, не знаю, насколько взаимосвязаны эти события, но только вскоре после этого взрыва именно в Пскове сформирована женская рота пропагандисток из состава т.н. Русской освободительной армии – инициатором формирования стала баронесса Мария де Сметт, зондерфюрер СС. Выпускницам курсов вменялось в обязанность стать посредниками во взаимоотношениях оккупационных войск и местным населением, по возможности смягчать их.
Что касается Чеховича, то он вошёл в состав командования партизанской бригады. При его участии партизаны подготовили и осуществили ещё ряд диверсий: пущено под откос полсотни воинских эшелонов, разрушено полтора десятка мостов, по приблизительным подсчётам уничтожено 3,5 тысячи гитлеровцев…
Вот ведь: хотел рассказать коротко, а не получилось.
Ну а теперь вернёмся к преамбуле к публикации. Мы знаем, что на войне за куда меньшие подвиги нередко присваивалось звание Герой Советского Союза. В данном случае этого не произошло. За войну Константин Александрович удостоен ордена Отечественной войны II степени, медалей «Партизану Отечественной войны» I степени, а также медали «За оборону Ленинграда»… Как же так?.. Думается, всё дело в том месяце, который Чехович провёл в гитлеровском плену. Тот самый «осторожный человек» из наградного отдела, по всей видимости, не решился подготовить соответствующие документы – как бы чего ни вышло, как бы самому не откликнулось!.. А то и подсказал кто…
3.
А если вспомнить другую грандиозную диверсию, которую полугодом ранее совершил на белорусской станции Осиповичи подрывник Фёдор Крылович… Отважный патриот пронёс на станцию магнитные мины и установил их на вражеский эшелон. В результате взрыва было уничтожено (как ни трудно в это поверить): четыре эшелона с военной техникой, в частности, несколько танков «тигр» и «пантера», 63 вагона с боеприпасами, три десятка цистерн с топливом нефтепродуктами, и 12 – с продовольствием, станционным строениям и оборудованию нанесён грандиозный ущерб, повреждены рельсовые пути, весь железнодорожный узел надолго вышел из строя. К тому же, когда начали рваться снаряды, разбежалась охрана расположенного поблизости лагеря для военнопленных, в результате чего освободившиеся узники все ушли к партизанам.
Между тем, важно отметить, что эта диверсия осуществлена в ночь на 30 июля 1943 года, в период, когда на Курской дуге у гитлеровцев каждый танк, тем более тяжёлый, был на счету, когда каждая тонна горючего тут же расходовалась, когда каждый снаряд или авиабомба отправлялась на боевые позиции прямо с колёс!..
Так что же наш условный сотрудник наградного отдела?.. Несколько партизанских руководителей за столь грандиозную операцию удостоены звания Героев Советского Союза. Что же касается собственно исполнителя, Фёдор Крылович награждён медалью «Партизану Отечественной войны». И лишь в 1949 году лично Кирилл Мазуров, сам бывший партизан, а в ту пору только набиравший силу партийный работник, выхлопотал для ветерана орден Ленина.
Увы, список можно продолжить.
Вспомним Николая Лошакова, советского лётчика, который вместе с другим пленным, Иваном Денисюком, в декабре 1943 года улетели с гитлеровского аэродрома на самолёте люфтваффе, и добрались на подбитой машине до своих. И их тут же посадили – они же побывали в плену; и ни у кого из ведших их «дела» сотрудников «Смерш» не хватило совести или мужества поставить вопрос о том, чтобы вывести беглецов из-под действия законодательства о побывавших в плену.
Даже куда более известный лётчик Михаил Девятаев, который на самолёте вывез из плена девятерых товарищей по несчастью, и при этом доставил советскому командованию ценнейшие сведения о ракетной программе рейха, даже он получил звезду Героя уже значительно после войны, по личному ходатайству Сергея Павловича Королёва…
…На днях под одной из моих публикаций некий комментатор оставил реплику: мол, советская идеология гноила людей в лагерях… Я ответил на это, что советская идеология сама по себе декларировала самые прекрасные гуманистические принципы; что идеология не направляет никого в лагеря, это делают люди.
Так вот получилось, что я хотел рассказать о подвиге замечательного советского человека, о подвиге, которому исполнился юбилей, а получилось, что поведал о том, как представители чиновничьего племени обходили с наградами рядовых героев, у которых в биографии отыскивалось некое, даже незначительное, пятнышко, или за которых попросту некому похлопотать.
Помните историю о том, как взорвали гитлеровского наместника в Белоруссии фон Кубе?.. Та история проводилась под руководством больших чинов, и сразу стала известной лично Сталину. И в результате все её участники тут же получили соответствующие награды. Хотя и тут имелись в биографиях некоторые пятнышки, за которых при других обстоятельствах вполне мог бы уцепиться тот самый абстрактный чиновник из наградного отдела; но тут изначально имелась высшая государственная санкция…
Ну и в завершение.
Не скрываю, что я был и остаюсь за Советскую власть, считал и считаю себя советским офицером, пусть и отставным. И если я пишу о случаях отечественной истории, которые считаю некрасивыми, моё недовольство направлено не на собственно идеологическую систему, а на то свойство той системы, которая позволяла пробираться на ключевые должности тех самых «осторожных людей» из мудрой и многозначительной сказки Горького, с упоминания о котором я и начал свою публикацию.