Мы в ИКРАДИО решили узнать факты и цифры о российской анимации. Интересно же, кто создает наших любимых героев и сколько времени уходит на создание одного мультика! Ниже #многабукаф о любимой индустрии.
«Доля отечественной мультипликации в последние годы стремительно растет. И, как участник рынка, могу заверить, что у нашего зрителя сейчас есть выраженный запрос именно на российский продукт. Современные родители, оставляя детей у экранов, желают не просто развлечь ребенка или выкроить себе несколько свободных минут, они хотят, чтобы потребляемый контент был, во-первых, безопасным, а во-вторых — образовательным. И я говорю не о каких-то мультфильмах-учебных пособиях, а о продукте, сделанном в духе советской анимации, важным свойством которой было умение научить без назидания. По сравнению с 90-ми годами и началом 2000-х, когда на наш рынок хлынуло огромное количество разного рода и качества анимации из-за рубежа, ситуация с российской индустрией кардинально изменилась. Сейчас уже герои российских мультфильмов покоряют мир» - Юлианна Слащева, председатель правления киностудии «Союзмультфильм», председатель правления Ассоциации анимационного кино.
«Газпром-МедиаХолдинг» в конце 2022 года провел исследование рынка детской анимации в России. Уход зарубежных компаний в 2022 году дал старт изменениям, которые определят развитие этой индустрии на десятилетие. Анимация в современной России - стратегически важное направление бизнеса: дети до 12 лет - это 13% населения России, они - носители медиа-привычек будущего.
Исследование показало, что:
- В 2022 году было произведено более 9 тыс. минут нового оригинального контента, запущено 19 сериалов и вышло 13 полнометражных фильмов! В 2009 году в год производили 2,5 тыс. минут анимации.
- Рынок отечественной анимации по темпам роста опережает глобальный: за 2020-2022 годы российский рос в среднем на 15% в год, мировой — на 13%
- В 2022 году объем рынка отечественной анимации составил 18.1 млрд рублей, а к 2030 году вырастет до 38.8 млрд рублей.
- В стране появилась необходимость замещения зарубежного контента, уход которого не вызвал снижения спроса аудитории на анимацию.
- С 2018 года по 2022 год количество анимационных студий в России увеличилось больше, чем на треть. За этот период они суммарно получили более 4 млрд рублей в виде субсидий Министерства культуры и Фонда кино, из которых более 3 млрд — на безвозвратной основе.
Мультфильмы отечественного производства в 2022 году транслировалась в эфире 30 основных телеканалов вдвое дольше, чем в 2020-м: общее эфирное время выросло с 0.77 до 1.61 млн минут. Зарубежные мультфильмы, которые до 2021 года занимали больше половины экранного времени всей детской анимации, перестали быть основой анимационного телевещания.
Кинопрокат. 2022 год стал рекордным по количеству российских полнометражных анимационных премьер (13 релизов). А доля отечественной анимации в прокате впервые превысила половину и составила 53%, из них 30% пришлись на новые полнометражные фильмы, остальные релизы — спецпроекты (сборники сериалов) и перевыпуски.
Кто, как и для кого делает мультфильмы в России
Производителей анимации в России немало: около 50 крупнейших студий, продукты которых получают прокатные удостоверения, участвуют в фестивалях анимации (прежде всего в Открытом российском фестивале анимационного кино в Суздале, который проводится в России с 1996 года), показываются на федеральных каналах и в интернете.
Количество производителей нельзя посчитать полностью, поскольку есть авторское кино и временные объединения. Более того, в России нет обязательной регистрации анимационных студий.
Трудозатраты, стоимость мультфильмов и временные рамки
Контент производят студии анимации. В команде одного эпизода сериала обычно 20-40 человек, полный метр готовят 100-200 человек. Одну 5-7-минутную серию для сериала — от месяца до пяти. К примеру, одну серию мультсериала «Три кота» (Metrafilms), по информации основателя компании Артёма Васильева, создают в среднем 5 месяцев.
За рубежом от написания сценария до запуска проходит примерно 4 года. Диснеевскую "Белоснежку" сделали за 4 года, потом этот пайплайн (производственную цепочку) взяли за основу, и с тех пор все фильмы "Диснея" ориентируются на те же сроки».
В результате опросов 43% родителей отметили, что за последний год их дети стали чаще смотреть мультфильмы. Все благодаря видеосервисам (по принципу «кино в кармане») и подготовке специалистов индустрии – контент стал качественнее и доступнее!
Мы радуемся - перспективы этой креативной индустрии неплохие. Тем более в 2022 году в России официально утвердили дату профессионального праздника — Дня российской анимации - 8 апреля. Это праздник не только создателей мультфильмов, но и правообладателей, лицензионных агентств, а также производителей товаров с использованием анимационных персонажей (мерча, игрушек и т.д.).
Мультикам в России - быть!