В качественном советском кино даже злодеи показаны органично, и логично описано их становление. Анна Доброхотова – одна из таких героинь. Она, конечно, не ужасная злодейка, совершающая подлые преступления. Скорее, ее недостатки порождены условиями развития.
Она деревенский житель, там работа на земле, в своем огороде многое давала людям. Ее мать, будучи крайне хозяйственной (ни одна травинка у нее зря не пропадала), добилась «успешного успеха» в этом деле. Такова же и Анна, только у нее хозяйства нет. У нее работа в городе, на производстве, где она свои функции выполняет хорошо и много лет.
Так Анна сугубо рабочий человек, забывший о духовном. Вернее, никогда не знавший о ценности нематериального: образования у нее нет (даже восьми классов), среда тоже не способствовала, и второй муж как-то не смог научить уже сформировавшуюся женщину с ребенком нравственно-духовным ценностям. Анна прагматична до мозга костей: даже на поминках матери она думает о продаже ее вещей и сама себя ловит на этом (но это уже автоматическое поведение).
Всех обычно поражает ее равнодушие к сыну, она сплавила его сначала к свекрам, потом к своей матери в деревню, заботясь о его физическом здоровье, и будучи совершенно не сведущей в вопросах психологии. Привязанности у нее к ребенку не было, потому как не воспитывала она его, не жила с ним.
И с ее матерью у нее не было близких отношений скорее всего. Если посчитать что в 1976 году Анне 40 лет, то росла она в войну, родители ее скорей всего выживали, работая на износ в колхозных полях. Внимания детям (если они были маленькие, и не поумирали от голода или не погибли на войне, допустим, сыновья) доставалось мало, надо было элементарно зацепится за жизнь. Не до нежностей и благородных порывов.
Получается, что у Анны многие годы была включена программа выживания. Бессознательно, конечно.
Получив новую квартиру, Анна становится особенно грубой и озлобленной. Все окружающие видят заевшуюся мещанку. А ей и дела нет. Она искренне не понимает, что не устроило сбежавшего мужа.
И тут появляется Тихон. Это поворотный момент: не зря нам их знакомство показано в самом начале, а потом уже описание всей жизни Анны. Она свободна, ее психика из-за смерти матери в неустойчивом состоянии и знакомство с загадочным Тихоном (который находит ее каким-то чудом в деревне) производит впечатление на Анну.
Опять же, базовые потребности (жилье, социальное признание, здоровье в порядке) у Анны удовлетворены, но дома ей стало одиноко. Если раньше Анна не встречала затруднений в близких отношениях (ей пели дифирамбы и быстро делали предложение руки и сердца), то теперь эта сфера осталась не закрыта.
Тихон отверг Анну. Да еще и как жестоко. Он пошатнул ее уверенность в себе. Вот и получилось, что в доме полная чаша, а женщина несчастна и одинока (мужчины нет, с подругами непонимание, сын живет далеко и самостоятельно, мать умерла). Да еще и незаслуженно, как ей это видится, оскорблена. Тут и правда есть повод впасть в депрессию.
На этом пока все, подписывайтесь - об Анне и других советских героинях будут еще статьи.
Почитать еще: