Найти тему

Этапы исправления звуков. Второй этап. Постановка

Всем привет, с вами снова я, Лена Логопед. И мы продолжаем большой разговор об основных этапах исправления нарушений звукопроизношения. В этой статье я расскажу о втором этапе работы над коррекцией звука.

Напоминаю, что исправление звуков проводится поэтапно. И выделяют четыре основных этапа исправления нарушений звукопроизношения:

- подготовительный,

- постановка звука,

- автоматизация поставленного звука,

- дифференциация.

2-й этап работы над звуком - это постановка звука.

К этому этапу можно переходить только тогда, когда ребенок научится легко, быстро и правильно воспроизводить основные движения и основные положения органов артикуляции, которые необходимы для данного звука. Кроме этого, ребенок должен четко отличать правильное звучание данного звука от искаженного.

Цель 2-го этапа - добиться правильного звучания изолированного звука.

Содержание работы на этом этапе включает в себя:

- объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата (создание артикуляционной базы данного звука);

- работа над речевым дыханием,

- добавление упражнений для голоса (если мы работаем над коррекцией звонкого звука),

- отработка произношения изолированного звука.

Традиционно выделяют 3 основных способа постановки звука: по подражанию, механический способ и смешанный.

При постановке звука по подражанию необходимо фиксировать внимание ребенка на движениях и положениях органов артикуляционного аппарата, используя зрительный контроль. Для этого можно воспользоваться зеркалом, если вы работаете оффлайн. Либо монитором компьютера или ноутбука, если вы работаете дистанционно (online).

Также необходимо фиксировать внимание ребенка на звучании данного звука, то есть использовать слуховой контроль.

Дополнительно можно использовать тактильно-вибрационные ощущения. Например, если вы работаете над коррекцией звонкого звука, то можно приложить одну руку ребенка к горлу взрослого, чтобы он мог почувствовать вибрацию голосовых связок, когда произносится звонкий звук.

Второй способ постановки звука - механический. Он используется, когда ребенку бывает недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля. В этом случае приходится помогать органам артикуляционного аппарата принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение. Для этого используются логопедические зонды или зондозаменители.

Третий способ постановки звука - смешанный. Когда используются все возможные способы для постановки правильного произношения изолированного звука. То есть, используются и зрительный, и слуховой, и тактильно-вибрационный контроль. Кроме этого, используются логопедические зонды и зондозаменители.

Важно помнить, что постановка звука - это выработка у ребенка новых нейронных связей и затормаживание неправильно сформированных ранее.

Чтобы избежать возврата старых нейронных связей, на первых порах ни в коем случае не говорим ребенку, какой звук хотим получить, а называем только звукоподражание (корова мычит МУ, вода бежит С, вьюга воет В, гусь шипит Ш).

При постановке звука у ребенка должны быть включены в работу все анализаторы: и зрительный, и слуховой, и двигательный, и тактильный.

Следующий, 3-й этап работы над коррекцией звука, - это его автоматизация. Но переходить к нему можно только тогда, когда ребенок по просьбе взрослого без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции сможет несколько раз подряд воспроизвести поставленный звук. Заметьте, уже не звукоподражание, а именно звук.

И не нужно бояться долго «сидеть» на воспроизведение звука в изолированном варианте. Если вы здесь подольше посидите, то этап автоматизации у вас пойдет без проблем. Вы быстро автоматизируете и включите поставленный звук в речь.

Ну, что ж. Теперь, надеюсь, вам стало немного понятнее как и какую именно работу проводить на этапе постановки звука. Если статья была для вас полезна, ставьте лайк, подписывайтесь. И увидимся в следующей статье, в которой поговорим о 3-м этапе работы над звуком.