Число воздухоплавателей в России быстро росло. В 1870 году было создано Русское общество воздухоплавания. А в 1880 году, по инициативе великого русского химика Дмитрия Ивановича Менделеева, был основан воздухоплавательный отдел Русского технического общества. Спустя четыре года при Главном инженерном управлении появилась «Комиссия по применению воздухоплавания, голубиной почты и сторожевых вышек к военным целям». По ее заключению в феврале 1885 года была сформирована Кадровая военная команда воздухоплавателей. Это первое в русской армии регулярное подразделение под руководством полковника Александра Матвеевича Кованько готовило военных воздухоплавателей и проводило военные учения с использованием аэростатов. Уже в августе 1886 года российские воздухоплаватели участвовали в военных маневрах войск Петербургского военного округа. Боевое крещение аэронавты получили в русско-японской войне 1904-1905 гг. К этому времени было сформировано уже семь воздухоплавательных рот.
К началу XX века Россия вошла в число ведущих воздухоплавательных держав мира. В апреле 1911 года столица Российской Империи – Петербург – принимала Международную воздухоплавательную выставку. А в августе того же года российский экипаж установил мировом рекорд в скорости полетов на дирижабле – 47 км/ч.
В конце октября 1883 г. газета «Севастопольский справочный листок» писала о неустрашимом французском воздухоплавателе Е. Бэде (Е. Beudet), который в воскресенье 16 октября (по старому стилю) 1883 г. совершил полет на воздушном шаре, стартовав с Приморского бульвара. Это действие смогли лицезреть все желающие за весьма умеренную цену в 15 копеек.
На момент своего отважного путешествия через Севастопольскую бухту Е. Бэде уже совершил 518 полетов, за что был награжден 24 наградами.
Однако, как отмечали репортеры, сборы, да и интерес жителей города к воздушному представлению были незначительны. Второй свой полет «аэронавт» планировал осуществить 22 октября, но в связи с разыгравшимся сильным ветром он был перенесен на 30 октября.
И вот в назначенный день, 30 октября 1883 г., господину Бэде, также, как и в первый раз благоволила погода, и он, удачно перелетев бухту, приземлился на крышу казармы, расположенную на территории Константиновской батареи. Но вот не задача, второй полет опять не принес ему финансового удовлетворения, так как городские зеваки предпочли смотреть сие даром, воспользовавшись доступной береговой линией бухты, откуда имелся не менее удобный обзор действия. И даже добрые намерения воздухоплавателя передать половину сбора в пользу Благотворительного Общества не помогли собрать приличной суммы.
Вот так завершились гастроли знаменитого французского воздухоплавателя Е. Бэде (Е. Beudet) в Севастополе.
Источник:
Фонд Архива города Севастополя.