Найти тему

Как экспонаты попадают в музей. Часть 2. Закупки

Пополнение коллекции и расширение фондов – один из основных видов деятельности музея, связанный с его развитием, исследовательской деятельностью. Мы уже рассказывали, какими путями пополняется музейное собрание и какой труд по поиску, выявлению и приобретению памятников осуществляется музейными сотрудниками.

За последние 15 лет в собрание поступило более 6 000 предметов: икон, предметов декоративно-прикладного искусства, рукописной и старопечатной книги и монументального искусства. Благодаря поддержке Министерства культуры в 2014 году Музею имени Андрея Рублева удалось приобрести уникальную икону «Святой Иоанн Предтеча» и несколько серебряных богослужебных сосудов XVIII века, значительно обогативших коллекции темперной живописи и декоративно-прикладного искусства.

СВЯТОЙ ИОАНН ПРЕДТЕЧА (ИЗ ДЕИСУСНОГО РЯДА ИКОНОСТАСА). Последняя четверть XIV века. Новгород (?). Дерево, левкас, темпера. 50 × 28,4 см. Приобретена у частного лица в 2013 году Реставрирована до поступления в собрание. Собрание Музея имени Андрея Рублева
СВЯТОЙ ИОАНН ПРЕДТЕЧА (ИЗ ДЕИСУСНОГО РЯДА ИКОНОСТАСА). Последняя четверть XIV века. Новгород (?). Дерево, левкас, темпера. 50 × 28,4 см. Приобретена у частного лица в 2013 году Реставрирована до поступления в собрание. Собрание Музея имени Андрея Рублева

Икона происходит из небольшого ростового деисусного ряда последней четверти XIV века. Она написана на цельной липовой доске, без шпонок, с глубоким ковчегом, что свидетельствует в пользу ее ранней датировки. Поля иконы, особенно нижнее, немного опилены. Но в целом сохранность можно считать почти идеальной. При относительно небольших размерах произведения фигуру отличает монументальность форм, сближающая икону с фресковой живописью предшествующего периода, в частности с росписями церкви Рождества Христова на Красном поле 90-х годов XIV века в Великом Новгороде.

В живописи отчетливо влияние палеологовских традиций, нашедших отражение в иконописи Новгорода, а также Москвы и Твери. Артистическая сдержанность колорита, построенного на охристо-лиловых и оливковых тонах, подчеркнутая конструктивность и пластическая осмысленность решения фигуры свидетельствуют о высоком профессионализме исполнителя. Позем иконы темного зеленоватого цвета с характерной орнаментальной разделкой, имитирующей травяной покров, как бы свидетельствует о пребывании святого в райском пространстве (собственно «в саду»). В облике святого ощутимы спокойствие и величие, характерное для стилистики позднего XIV века монументальное начало.

БОГОМАТЕРЬ ОДИГИТРИЯ Первая половина XVI века. Москва. Оклад. Вторая половина XVI века.
Новгородский мастер. Дерево, левкас, темпера; серебро, басма, золочение, эмаль; ткань  (сорочка). 33,4 × 26,3 см (в окладе). Приобретена у частного лица в 2016 году. Реставрирована до поступления в собрание. Собрание Музея имени Андрея Рубелва
БОГОМАТЕРЬ ОДИГИТРИЯ Первая половина XVI века. Москва. Оклад. Вторая половина XVI века. Новгородский мастер. Дерево, левкас, темпера; серебро, басма, золочение, эмаль; ткань (сорочка). 33,4 × 26,3 см (в окладе). Приобретена у частного лица в 2016 году. Реставрирована до поступления в собрание. Собрание Музея имени Андрея Рубелва

Значительным вкладом в музейную коллекцию стало приобретение из собрания В.Н. Набокова-Алексеева небольшого пядничного образа «Богоматерь Одигитрия» в золоченом басменном окладе. Некоторые особенности композиции и иконографии позволяют видеть в нем воспроизведение древнего почитаемого, возможно, византийского образца. На это указывает необычное изображение мафория Богоматери, запахнутого слева направо, так что его золотая кайма направлена к Ее правому плечу. Создание образа относят к малоизученному периоду московской живописи, совпадающему со временем правления Василия III (1508–1533)3 . Немалый интерес представляет и полностью сохранившийся басменный оклад иконы, сделанный новгородскими мастерами во второй половине XVI века.

Среди шедевров, поступивших в музей в результате закупок, - две иконы мастеров Оружейной палаты рубежа XVII – XVIII веков: "Распятие Христово" и "Преподобные Антоний и Феодосий Печерские". В образе "Распятия" традиционная иконография дополнена с деталями, позаимствованными из западноевропейских гравюрных образцов. Важная особенность изображения Распятия, появившаяся в иконах конца XVII века благодаря западному влиянию - подернутое темной облачной пеленой небо. В верхних углах композиции изображены в виде человеческих личин красная луна и помрачившееся в момент распятия солнце. Икона написана одним из лучших мастеров Оружейной палаты и отличается высоким профессионализмом исполнения. Возможно, она входила в состав праздничного ряда иконостаса, хотя ее изначальный подчеркнуто вертикальный формат не позволяет утверждать это однозначно.

Из закупок музеем на собственные средства недавнего времени большой удачей стало приобретение редкого первого издания Евангелия Иеронима Наталиса со 153 гравюрами, изданного в Антверпене в 1593–1594 году. О нем мы расскажем в следующей публикации - оставайтесь с нами и подписывайтесь на канал!