Привет! Ольга Краснова здесь и сегодня мы поговорим о господдержки и статусе соцпердпринимателя.
Но начну с того, что я подала документы на статус социального предпринимателя для себя. Забегая вперед, 500 тысяч мною были получны, а теперь расскажу "как".
Сначала мы ломали голову какие расходы набрать на 1,5 млн. (500 тыс грант, 1 млн моих). Рекламу нельзя, а это самая главная статья моих расходов. Можно оборудование для офиса, всякие сервисы. Еле-еле наскребли. Приготовили всякие декларации, КУДИРы, выписку из рейтинга бизнеса, справки из банка, что то еще.
В первую очередь я собрала и подала документы, чтобы получить статус "социальный предприниматель". Обратите внимание, что требуется пройти обучение, без которого грант не получить. Но тут все просто!
Финальный этап - подача документов на грант. Здесь было сложнее, дольше, муторнее. Причем у меня есть консультанты, которых я привлекла на эту услугу за 50 000 рублей и ассистент. Несмотря на это, все очень долго.
Например, акт сверки с ФНС, казалось бы, что сложного?! Но как выяснилось, не все просто. Заказали акт через личный кабинет ИП. Пришел без ЭЦП ФНС, а надо заверенный.
Поэтому я пошла в ФНС лично. Оказалось, надо с собой принести распечатку. А там промежду прочим... 75 листов :-(
Пошла в офис распечатывать, но на середине процесса все зависло🤯
Плюнула, решила приобрести ТКС, из него заказать и получить уже заверенный.
Все эти бюрократические вещи сильно расходуют ресурс предпринимателей: 3 часа личного времени мне потребовалось только на этот акт. А результата нет:((
Вместо тех вещей, которые мне по настоящему нравятся, занимаюсь какой то фигней. Успокаивала себя тем, что добавлю ценный контент в урок на курсе по получению грантов и обязательно напишу свою историю :-)
Продолжу. Подключила Калуга. Астрал (там, кстати, есть первый бесплатный месяц), заказала акт. Пришел без подписи ИФНС (у них это не реализовано). Долго материлась. Подключила Сбис, обещали прислать акт с подписью:) Ураааа!!! Обещание исполнили. Акт пришел на следующий день и подписанный ЭЦП ИФНС! Сбис прям порадовали!
Следующим шагом мои консультанты подключились к моему ноуту, чтобы все подать. Но в этот день был массовый сбой на Госуслугах, войти не удалось 😭
Подали документы за 5 дней до крайнего срока.
В итоге все эти сложности были не напрасны. Спустя 5 месяцев, 500 000 руб от государства, как социальный предприниматель, я все-таки получила!
Как на этом заработать бухгалтеру?
Это был долгий и тернистый путь, и я несколько раз проклинала эту свою затею.
НО! Уверена, что это всё-таки не зря было сделано. Хотя бы потому, что сейчас я могу поделиться с вами своим опытом. И показать, КАК бухгалтеры могут зарабатывать в этой нише.
А заработать можно очень даже неплохо. Например, за консультацию по получению гранта я заплатила 50 000 рублей.
Но ведь этим возможности бухгалтеров не ограничиваются, можно сопровождать клиента и ПОСЛЕ получения госпомощи и отлично зарабатывать и на этой услуге!
Сколько бухгалтер может заработать на соцконтракте в реальности? Сейчас покажу еще один живой пример.
Оптимальный вариант ценообразования: от 10% суммы контракта за полное сопровождение. То есть ~35 000 руб (напомню, что на открытие бизнеса по соцконтракту дают до 350 000 руб.)
Но ещё можно оказывать отдельно услугу по написанию бизнес-плана. И тут ваш доход не ограничен.
Например, моя ученица Анастасия Каргина, изучив урок по соцконтрактам из курса по ИП, решила внедрить услугу в прайс-лист. В итоге Анастасия сделала 30 бизнес-планов по 5 000 руб. каждый. От клиентов не было отбоя! Плюс 150 000 к доходу – неплохо для начинающего эксперта по господдержке, согласны? А после Анастасия увеличила чек до 10 000 руб. и все равно клиентов предостаточно.
Вот сколько зарабатывают уже удаленные бухгалтеры на услуге по господдержке.
Кому и зачем это нужно?
Социальное предпринимательство сегодня одна из самых быстрорастущих форм бизнеса в России. Давайте на цифрах. Если в августе 2020 года свое дело в этой сфере организовали 2,9 тысячи человек, то в январе 2022 года их было почти 6,3 тысячи. А по состоянию на начало 2023 года – уже 8000!
Рост на 27% всего за год. Впечатляет?
Зачем же бизнес хочет стать социальным? - спросите вы.
️Ответ на поверхности – беспроцентные займы и гранты.
Вот тут в дело и вступают опытные товарищи-консультанты в сфере господдержки. Ведь правильно собрать и оформить пакет документов на получение госпомощи – та ещё задачка.
Предпринимателю нужно:
✔️доказать свой статус (что его бизнес правда социальный),
✔️обосновать нужные расходы,
✔️заполнить кучу документации,
✔️принять участие в конкурсном отборе.
И это только вершина айсберга!
Так как гранты выдают из региональных бюджетов, каждый регион устанавливает свои требования к документам и срокам их подачи. А требований этих ох как много (сама с этим столкнулась), и даже незначительная ошибка в оформлении приведёт к отказу в финансировании.
В общем, без помощи профессионала будет туго 😉
СОЦПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Если по-простому, то соцпредпримательство - это бизнес, который полезен обществу и работает на достижение какой-то благородной цели. Например, если вы просто делаете влажные салфетки – это обычный бизнес. А если у вас на производстве работают пенсионеры или матери-одиночки – это уже соцпредпринимательство.
Но на деле, конечно, всё куда сложнее. Чтобы получить статус соцпредпринимателя, ваш бизнес должен соответствовать, как минимум, одному из 4-х критериев:
1. Трудоустройство людей, нуждающихся в соцзащите: инвалидов, одиноких или многодетных родителей, пенсионеров и др. НО! Таких сотрудников в компании должно быть не меньше 50%
2. Реализация услуг или товаров, которые СДЕЛАЛИ люди, нуждающиеся в соцзащите. Важно! Получать от этой деятельности вы должны не менее 50% доходов
3. Производство товаров или услуг ДЛЯ людей, нуждающихся в соцзащите. Сюда относятся средства реабилитации, оказание социально-психологических, бытовых, образовательных услуг (и опять-таки не забываем про 50% дохода именно от этой деятельности)
4. Достижение общественно-значимых целей. Например, оказание педагогических услуг, организация отдыха и оздоровления детей, обучение профессиям и др. Доля доходов от этих услуг также должна быть 50% и более
Я получила статус соцпредпринимателя по 3-му критерию.
Цель бизнеса социальных предпринимателей - все-таки получение прибыли.
Его основатели также мечтают масштабировать свое дело. И, если это люди с правильным предпринимательским мышлением, у них нет времени для самостоятельного сбора и оформления документов на грант. Поэтому они и обращаются за помощью к эксперту по господдержке, который привлекает им инвестиции от государства.
Эта ниша сейчас находится в восходящем тренде. Она растет, а значит, растёт и количество клиентов. Абсолютно логично, что бухгалтеру нужно туда идти. Если, конечно, есть цель кратно повысить свой доход ;-)
Выше я уже писала, сколько зарабатывают на услуге привлечения господдержки. Но ведь можно закрепить клиента и оказывать ему услуги постсопровождения, которая может начинаться от 20 000 рублей.
Вернемся к реальности
И, конечно, хочу вернуть вас к реальности, а то уже подумали, что заработаете за 1 день свои 150 тысяч ;)
По поводу мнимой лёгкости оформления госпомощи: моя эпопея с подачей заявки на грант тянулась с июня по октябрь - 5 месцев! И это при том, что со сбором документов мне помогали консультанты. Как бы я справлялась в одиночку, даже не хочу представлять.
Можно, конечно, пользоваться шаблонами бизнес-плана, не вникать в нюансы подготовки и оформления бумаг, но тогда каков шанс, что заявку на получение госпомощи одобрят?
По статистике обладателями гранта становится только пятая (!) часть из всех участников конкурсного отбора. Даже незначительная ошибка может служить основанием для отказа.
Эту информацию обязательно нужно доносить до потенциальных клиентов, и тогда вам никогда не придётся сталкиваться с возражениями в духе «Да что там делать!».
Страхи в сторону
Но не стоит бояться "нырять" в новую нишу. К тому же, повторюсь, число молодых предпринимателей неуклонно растет. И связано это, в том числе, с комплексной господдержкой, которая создает условия для более комфортного старта в бизнесе. Так, в 2022-2024 годах только на реализацию грантовой программы от Минэка, направленной на поддержку молодых предпринимателей и соцпредприятий, предусмотрено более 7,6 млрд рублей!
Есть с чем работать ;-)
Президентские гранты – это только один из вариантов господдержки для бизнеса. Как минимум, ещё есть:
✔️региональные и муниципальные гранты (сумма поддержки от 300 000 до 1 млн рублей);
✔️ гранты молодым предпринимателям от Минэка (сумма поддержки от 100 до 500 000 рублей);
✔️ выплаты по соцконтракту (до 350 000 рублей);
✔️ гранты для IT-компаний от Минцифры (прямо сейчас идёт отбор на конкурс для компаний, внедряющих российские IT-решения с размером гранта до 6 млрд рублей).
Но многие предприниматели упускают свои гранты и субсидии из-за совершенно банальных ошибок при подаче заявки и оформлении документов. И кто, как не бухгалтер, который умеет скрупулезно изучать требования и заполнять по ним документы, может им помочь!
В общем, в ближайшие несколько лет предсказываю повышенный спрос на услуги грамотных экспертов по господдержке. Ведь собственноручно разбираться в нюансах прохождения грантового конкурса, собирать и оформлять документы, составлять бизнес-план у предпринимателей совсем НЕТ ВРЕМЕНИ.
А вот бухгалтер легко может освоить дополнительную востребованную профессию и выйти с её помощью на доход от 100 000 рублей.
Не бойтесь, пробуйте себя в новом - у вас все получится. А, чтобы уверенности прибавилось, дарю вам подарок!