Найти в Дзене

Как сюжеты из жизни становятся романами

Я всегда бралась за роман, когда у меня созревала идея или мысли о чем-то, зарождалась тема. Использовала ли я сюжеты из жизни? В некоторой степени - да, но полностью – никогда. Но я никогда и не была в обойме топовых писателей издательства, от которых требуют (ожидают) несколько романов в год. Знакомые мне топовые авторы крутых издательства пишут от 2-х до 4-х романов в год. Вот кому приходится изощряться с выдумыванием сюжетов! Речь в статье пойдет о том, как использовать сюжеты, подкинутые жизнью. Что делать, если написать произведение надо (для издательства) или просто хочется (для себя)? И если топовые авторы уже нашли для себя способы превращения историй жизни в роман, то тем, кто стоит на распутье, на переходе от рассказов к романам, может быть интересной предлагаемая мною классификация. Сюжеты, вычитанные в СМИ или в интернете Это вполне допустимый вариант – вычитанную историю взять за основу романа. Известно, что даже Достоевский, вынужденный писать на заказ быстро и мног
Оглавление

Я всегда бралась за роман, когда у меня созревала идея или мысли о чем-то, зарождалась тема. Использовала ли я сюжеты из жизни? В некоторой степени - да, но полностью – никогда. Но я никогда и не была в обойме топовых писателей издательства, от которых требуют (ожидают) несколько романов в год. Знакомые мне топовые авторы крутых издательства пишут от 2-х до 4-х романов в год. Вот кому приходится изощряться с выдумыванием сюжетов!

Речь в статье пойдет о том, как использовать сюжеты, подкинутые жизнью. Что делать, если написать произведение надо (для издательства) или просто хочется (для себя)? И если топовые авторы уже нашли для себя способы превращения историй жизни в роман, то тем, кто стоит на распутье, на переходе от рассказов к романам, может быть интересной предлагаемая мною классификация.

Сюжеты, вычитанные в СМИ или в интернете

Это вполне допустимый вариант – вычитанную историю взять за основу романа. Известно, что даже Достоевский, вынужденный писать на заказ быстро и много, порой искал в газетах сообщения об убийствах и других преступлениях, чтобы на их основе выстроить свой сюжет. Но нам, читателям его романов, очевидно, что опирался он только на скелет какой-то истории, а все мотивы, характеры персонажей, попутные события и облик персонажей он выдумывал из головы.

Фото с просторов интернета, сайт kartinkis.com
Фото с просторов интернета, сайт kartinkis.com

Замечу, что на моих встречах с читателями в библиотеках или в магазинах кто-нибудь непременно спрашивал: «Вы из головы пишете или из жизни?». У читателей больше доверия, если автор пишет «из жизни». Однако ответить кратко на этот вопрос я всегда как-то затруднялась: ведь краткого ответа просто нет. Постараюсь сегодня рассмотреть более основательно разные варианты создания сюжетов (как всегда, на своем опыте).

Поэтому оставим сейчас Достоевского с его вычитанными в бумажных еще газетах сюжетами и проследуем в интернет или в телевизор – именно в них в наше время выложены горы ужасающих или просто редких историй. Как же превратить их в художественное произведение?

Опыт написания романа с опорой на историю из телевизора

Однажды я смотрела передачу по ТВ о детях и молодых людях, больных прогерией.

Фото из интернета, сайт optifishing.ru
Фото из интернета, сайт optifishing.ru

При этом заболевании человек внешне скоропостижно стареет и в 20 лет выглядит как в 40-50 или старше. Особенно трудно в таком положении оказаться женщине, хотя и мужчине не позавидуешь. Порой уже за школьной партой сидит маленький старичок. И так меня впечатлило это грустное открытие, что стала я представлять жизнь такого человека, выходящую намного за рамки телевизионной передачи. Ведь человек, получивший паспорт, скажем, в 14 лет, через 3 года будет практически неузнаваем на своем фото.

Попутно с мыслями о том, как тяжко стареть рано, пришел в голову и встречный вопрос, актуальный именно в наши дни. А каково это, имея молодой вид, быть внутри старше? Что бы я чувствовала, если бы из 40 лет лицом перескочить в 20? Притом без всякой фантастики. Сейчас ведь никого не удивишь омолаживающими операциями. И внезапно завертелась в моей голове фантазия о подобных метаморфозах, что я написала замечательный роман «Женщина с чужим паспортом», где и рассмотрела обе эти ситуации.

Галина Врублевская. Обложка книги "Женщина с чужим паспортом"
Галина Врублевская. Обложка книги "Женщина с чужим паспортом"

Замечательным я назвала роман потому, что он получился интересным, многослойным, так что его с ходу приняли в Эксмо. И попутно, как вагончики к паровозу, пошли переиздания всех моих ранее вышедших романов в другом издательстве.

Сюжеты, основанные на мечтах своей жизни

Хотя, пошарив в интернете, можно нарыть всякие редкостные истории, все же в таких историях нет должной энергетики. Психологи давно подметили, что только внутренние желания и нереализованные мечты способны долго сохранять свой энергетический потенциал. Это самый естественный источник, дающий толчок к написанию романа. У каждого из нас в юности было много мечтаний, надежд, иллюзий как в личных отношениях, так и в профессии или в в образе жизни. Здесь снова можно вспомнить Достоевского, но уже с его романом "Игрок", в основе которого лежат личные "бесы".

Я также при создании романов черпала вдохновение из внутреннего источника: исследовать что-то несбывшееся в жизни и дать ему реализацию в романе. Другое дело, что пока пишешь роман, такого навертишь, что себе уже не пожелаешь такой «сбычи мечт». Особенно много такого, извлеченного из глубин души, в первом моем романе. В нем нашла отражение история моей первой, безответной, любви, и назывался роман лирично «Львиный мостик». В в нем подробно показан наш ленинградский-петербургский ландшафт (события происходят в части города, связанной с именем Достоевского, где мне посчастливилось провести детстве и юность). Но, когда роман приняли в издательство, он получил более коммерческое название: «Половина любви».

Галина Врублевская. Обложка книги "Половина любви"
Галина Врублевская. Обложка книги "Половина любви"

Позже я написала еще несколько романов, где я отталкивалась от своих реалий. Например, недавно озвученный (а изданный давно) роман «Море. Корабли. Девушка». Все реалии этой темы мне хорошо знакомы, ведь я по первой профессии инженер-гидроакустик – исследователь морских глубин. Использовала в романе и некоторые перипетии жизни семьи, в которой я росла. Но бросила свою героиню в такие невероятные события, которые вряд ли могли бы произойти в моей жизни. Да и героиня гораздо авантюрнее меня!

Галина Врублевская. Обложка романа "Море. Корабли. Девушка"
Галина Врублевская. Обложка романа "Море. Корабли. Девушка"

Не буду раскрывать сюжетные схемы других моих романов (тем более, что тиражи их все равно уже распроданы, только на Литрес и можно почитать), но подчеркну, что глубинные личные переживания давали толчок к совершенно неординарным сюжетам.

Сюжеты по историям родственников или знакомых

Предыдущие два подхода к выстраиванию сюжета имеют очевидные препятствия и сложности в реализации.

  • Так роман, в основу которого положена вычитанная история, требуют от автора большого умения и искусства сочинять романы. Необходимо уметь подводить мотивацию к поступкам, создавать характеры героя, полностью, с нуля заполняя их вымышленными качествами. В этом смысле пример Достоевского, его высочайшее умение погрузиться в душу человека, остается для нас недостигаемым.
  • Романы, основанные на своих мечтах и нереализованных желаниях, ограничены количеством и значимостью этих желаний. И существенный момент (особенно у молодых писателей) – отсутствие порой жизненного опыта, показывающего, что бывает, когда желания сбываются. Поэтому этот способ не дает достаточно материала для написания все новых и новых романов. Источник иссякает в какой-то момент. Но для первого романа, для разгона – можно опираться и на него.

Поэтому оставим в стороне два первых варианта создания сюжетов и остановимся подробнее на третьем – оптимальном варианте. Рассмотрим сюжеты, основанные на историях, случившихся со знакомыми людьми.

Такие истории – это настоящий клондайк для писателя. Пиши – не ленись. Особенно часто мы, женщины, слышим всякие истории, происходящие с нашими родными или подругами. Хотя читающие мой канал, знают, что я дебютировала с книгами поздно, после 50 лет, но никого не должно удивлять, что большинство моих романов посвящены романтическим отношениям. И это неудивительно, поскольку на момент начала моей творческой деятельности, мои прекрасные дочери уже вступали в возраст взрослых романтических отношений, когда с родителями порой делятся своими радостями и печалями. А также достаточно откровенны с чужой мамой были их подруги.

Галина Врублевская. Обложка книги "Королева придурочная"
Галина Врублевская. Обложка книги "Королева придурочная"

Мне оставалось добавить к их историям только производственно-офисную линию каждого романа, потому что мне нравится описывать жизнь в профессиях. Таким образом – из семейных историй молодых женщин и мужчин, а также из моих знаний о профессиях – сложился у меня роман «Королева придурочная». Это история про врачей, про экстрасенсов, про менеджеров, про айтишников, и – конечно – про сложности семейной жизни и завязывании новых отношений. Роман получил диплом Германского конкурса «Лучшая книга года» (за второе место).

Галина Врублевская. Почетный диплом за роман "Королева придурочная"
Галина Врублевская. Почетный диплом за роман "Королева придурочная"

Еще более откровенный по историям, на грани 18+, у меня роман «Жена любовница, подруга». В него встроены и мои девочки, и мои взрослые подруги, и знакомые мужчины – люди самых разных профессий. Многие попадают в романе в достаточно неловкие ситуации, и мне приходилось приложить достаточно усилий – маскировать внешности и имена, чтобы прототипы меня не убили ненароком за такую наблюдательность :).

Галина Врублевская. Обложка романа "Жена. Любовница. Подруга"
Галина Врублевская. Обложка романа "Жена. Любовница. Подруга"

Здесь отмечу, что описывать истории и происшествия, случившиеся со знакомыми, легче всего. Ведь, как правило, я знаю характеры прототипов. Я отчасти знаю их стремления и мечты, и вижу конкретные недостатки характера, а также могу оценить их достоинства.

Чужие истории, трудные для использования

Но не все так просто с чужими историями.

Иногда даже малознакомые люди стремились рассказать мне свою историю, чтобы я использовала ее в книге. Они так и говорили: «Я расскажу вам историю, а вы перепишите ее в роман». Но не все истории меня вдохновляли т на художественное произведение. Например, несколько лет назад одна моя старшая подруга в достаточно преклонном возрасте, хорошо за 70, вдруг пустилась в поиски героя – в поиски утраченной любви своей юности.

Фото с просторов интернета. Сайт Fotoxcom.ru
Фото с просторов интернета. Сайт Fotoxcom.ru

Притом, хотя пенсионерка уже жила отдельно от мужа, еще не был даже оформлен развод. А жив ли герой грез, она и вовсе не знала, хотя по каким-то неясным слухам он вроде бы еще числился живым. Но где и с кем он жил, было неизвестно! Когда после ее долгих поисков (по интернету, по милицейским базам), человек нашелся, к ее удовлетворению он оказался вдовцом. И все завертелось, закрутилось. Но жили пожилые влюбленные в разных странах, к счастью, в дружественных. И тут проснулась давняя юношеская любовь у людей на склоне лет. Возможно, настоящая любовь. И последовала встреча и новые отношения.

Казалось бы, прекрасная история для романа – даже есть свадьба в финале! Но меня эта история на книгу не вдохновила. Ведь пришлось бы выдумывать отдельные юные жизни двух пожилых людей, на что у меня задора не было. То есть писать лишь ради финала мне не хотелось. Но, когда приятельница мне эту историю рассказала, я, чтобы порадовать ее, предложила ей написать очерк в своем жж об их позднем счастье. Она была рада, как будто в газету попала (сама оно блогов не ведет). На этот очерк-историю я дам ссылку в прикрепленном комментарии. Там вы увидите и настоящие фотографии поздних «молодоженов», и комментарии моих френдов к посту.

И роман, в котором я за основу сюжета взяла образы своих однокурсников на литкурсах, где училась, уже став издаваемым писателем, ЗДЕСЬ: