Найти тему

КТО ОТКРЫЛ ДЛЯ НАРОДА ЭРМИТАЖ?

Рисунок с сайта RKRP.SU, из открытых источников в интернете
Рисунок с сайта RKRP.SU, из открытых источников в интернете

Несколько дней назад была очередная годовщина Октябрьской революции. Однако с ней связано немало других знаменательных дат, например вчера мы вспомнили о ленинском декрете об установлении 8-часового рабочего дня (ПОТЕРЯННОЕ ЗАВОЕВАНИЕ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ). А 12 ноября 1917 года народный комиссар просвещения Анатолий Луначарский объявил Зимний дворец и Эрмитаж государственными музеями. Для людей, живших в то время, это было необычным событием: вход в царские дворцы отныне был открыт не только придворным особам, но всем желающим.

Вскоре после революции в парадных залах начали устраивать кинематографические сеансы, концерты и лекции. В 1919 году открылись первые выставки - произведений живописи из оставшихся в Петрограде картин и экспозиция «Заупокойный культ Древнего Египта». К ноябрю 1920 года завершился процесс возвращения эвакуированных в Москву художественных ценностей и состоялось открытие для публики залов Картинной галереи. Очень показательно, что первые пять лет после революции вход в музей был бесплатным.

Все это противоречит мифу о большевиках, «уничтожавших культуру», который до сих пор поддерживается официальной и либеральной пропагандой. Начала создавать этот миф еще первая волна русской эмиграции, продолжило культивировать геббельсовское министерство нацистской Германии. А в нашей стране этот лживый миф получил большое распространение со времен так называемой «перестройки». Его частью является утверждение, что «большевики разграбили и распродали бесценные сокровища царской России».

Нужно отметить, что этот миф был опровергнут еще историком Юрием Жуковым в его книге «Операция «Эрмитаж». Там рассмотрены факты продаж картин и драгоценностей иностранным коллекционерам, которые действительно происходили с 1929 по 1934 годы. Используя архивные документы, автор доказывает, что продажа за границу предметов искусства и антиквариата была мерой вынужденной и послужила одним из источников финансирования форсированной индустриализации. Как писал Юрий Жуков, при этом Эрмитаж потерял лишь тридцать четыре бесспорных шедевра и произошло это не ради чьих-то корыстных интересов, а ради того, чтобы успеть возвести металлургические комбинаты, заводы искусственного каучука, моторостроительные, а уже на их базе – предприятия по производству танков, авиации и артиллерии. Страну спасли и сохранили. А вместе с ней спасены были и музеи с миллионами экспонатов, с сотнями мировых шедевров: «Мы пожертвовали малым, дабы сохранить все остальное».

Поэтому еще раз надо напомнить, что именно большевики открыли Эрмитаж для народа, сделали его сердцем «культурной столицы» и одним из величайших музеев на планете. Это Советская власть передала Эрмитажу огромные частные коллекции Российской империи. Советская власть спасла бесценные экспонаты Эрмитажа во время блокады Ленинграда и пополнила его залы произведениями искусства, полученными после победы в Великой Отечественной войне.

Между прочим, если в 1913 году в Российской Империи было 213 музеев, то к 1941 году в СССР их было 916. А еще большевики провели масштабную кампанию по ликвидации безграмотности, строили школы, училища, вузы, библиотеки, чтобы рабочие и крестьяне, до революции в большей части неграмотные или малограмотные, могли оценить те же самые произведения искусства, что выставлены в Эрмитаже.

Однако сегодня мы наблюдаем такой парадокс: немало их нынешних потомков, имеющих возможность посетить Эрмитаж, нехорошим словом вспоминают ту самую народную власть, которая открыла для народа бывшую царскую резиденцию...

Алексей Алекин