Чем больше наполняю себя информацией про мозг и нервную систему, тем больше начинаю понимать почему меня раньше всегда "выключало" после логопедической работы с другими детьми. Потому что теперь для меня логопед это не тот, кто с дипломом и умеет ставить звуки, а тот, кто понимает цепочку работу мозга, видит эту цепочку и умеет её "чинить". Например, для меня стало открытием, что артикуляционная гимнастика не только ставит звуки, но и готовит мозг к письму без ошибок. Оказывается бывают моменты, когда ребёнок слышит букву [я], слышит звук [я], произносит его хорошо, но пишет [а], типа [аблоко] или [ама]. А потому что мышцы речевого аппарата почти одинаково работают в этих звуках, но при звуке [я] мышцы чувствуют чуть больше нагрузки. При произношении речи мозгу неважно, что чувствуют мышцы рта, а вот при письме, когда он мысленно проговаривает каждую букву и слог, мозг улавливает микроразницу ощущений от мышц рта при разных буквах. Чтобы у мышц рта были силы тянуть звуки до ощущения в каждой их клеточке, то нужна энергия мозга. Потому сначала ребёнка нужно заряжать движениями, а только потом работать с артикуляцией. Иначе это будет бесконечная и порой бесполезная работа логопеда и недовольство родителей. Тоже самое и с автоматизацией звуков. Для эффективного закрепления звука в слогах и в словах его нужно автоматизировать в движениях. Проверено лично.
Кстати, вчера со своим шестилеткой играли в игру: "Угадай по моим губам, какую я произношу букву". Я мысленно произносила букву, а рот сам складывал губы в нужной артикуляции. В итоге буквы [а, о, у, и] шестилетка с лёгкостью угадал. Он наблюдал за движением моих губ, потом пытался повторить также, а его мозг по кинематическим ощущениям выдавал уже результат. Но на букве [я] шестилетка забуксовал.... А когда мы с ним разобрали ощущения от произношения букв [а] и [я], он сказал: "Мама, реально отличаются. Я только теперь это почувствовал". Какие буквы ещё схожи по кинематическим ощущениям, но отличаются микродвижениями, я расскажу попозже, когда перечитаю классику артикуляционной гимнастики в постановке звуков - Фомичеву М.Ф.
Ещё узнала, что левое полушарие читает текст по буквам и каждую букву передаёт в правое полушарие. А уже правое полушарие формирует из букв готовые слоги и слова. А когда ребёнок ещё только учит буквы, то левое полушарие разбирает каждую букву на палочки и кружочки, а правое полушарие собирает эти палочки и кружочки в букву. Из этого следует, что если ребёнок произносит слоги правильно, но читает всё равно по буквам, или если ребёнок видит буквы правильно, но пишет их зеркально, то нужно лишь слегка докрутить нейронные связи правого полушария (ещё больше рисовать, лепить, творить, например те же буквы) и построить более прочные мосты под названием "межполушарные связи" между левым и правым полушарием. Как это делать? Играть в те игры, где сразу работают и руки, и ноги, и крутится голова, и лучше на свежем воздухе. Например, футбол, бадминтон, догонялки. Или просто почаще мыть посуду в танце. Я вот в последнее время мою посуду под лекции про работу мозга. Может поэтому становлюсь такая довольная сама собой, что начинаю понимать теперь "что" и "как" чинить мозг в случаях нарушения речи. Вот запущу [р] на автомате своего шестилетки, вот уберу зеркальность его букв, и тогда попробую ещё раз пологопедить. Если тело снова выключится, то... Напишу все свои придуманные книги и свалю в офис туда, где очень-очень большие деньги. ТЧК. Таков план моей жизни. Такие вот классные #лайфхакилогопеда
Кстати, чтобы мозгу будущего первоклассника хватало энергию на учёбу в школе, можно с ним дурачиться играя в следующие мои нейропсихологические игры (ссылка на статью с описанием игр). И пусть ваш ребёнок полюбит ходить в школу и будет делать домашние уроки с удовольствием и сам!
--
Яна Терентьева, детский логопед и автор книг с лайфхаками для мам и пап