Найти тему
Любимое фигурное катание

Тренерская ошибка, лишившая Валиеву медали этапа Гран-при. Как такое могли допустить?

Четвертый этап Гран-при в одиночных видах завершился совершенно непредсказуемым образом. Я думала, после четвертого места Марка Кондратюка в Омске меня уже ничто не удивит, но нет, в Казани любителей фигурного катания поджидала ещё более неожиданная развязка.

И если поражение Евгения Семененко еще можно было как-то предвидеть после проката коротких программ, то сюжет, развернувшийся в женской одиночке, никто не мог предсказать.

Камила Валиева после уверенного лидерства по итогам короткой программы не попала на пьедестал. И проиграла она в первую очередь из-за тренерской ошибки, которой я никак не ожидала.

Ситуация, когда фигуристы в процессе проката вынуждены перекраивать программу, теряются, путаются в повторах и в итоге косячат, вполне стандартная в одиночном катании. За примерами далеко ходить не нужно, можно вспомнить Алёну Приневу, которая в этом сезоне дважды перемудрила с контентом.

В произвольной программе в Казани Камила в процессе проката тоже начала переставлять прыжки и исполнила не совсем то, что планировалось изначально. Так, например, последним прыжком у нее шел лутц, а фигуристка исполнила тулуп. Вторая комбинация тоже должна была быть немного другой.

Однако две секвенции в прокате были запланированы изначально. На случайную ошибку спортсменки во время выступления здесь никак не спишешь. Предварительные заявки были опубликованы в Телеграме ФФККР. Любой желающий мог с ними ознакомиться.

-2

К слову, наличие двух секвенций активно обсуждалось среди подкованных "диванных экспертов". Я на тот момент была уверена, что в заявках очередная ошибка ввода, ничего нового. Нас давно уже приучили, что на заявки ориентироваться бессмысленно, там и недопустимые повторы, и 4А от тех, кто 3А с трудом приземляет, встречаются регулярно. И вообще в заявке можно написать все, что угодно, никто их не проверяет. Но когда фигуристка явно идёт по намеченному плану и допускает ровно ту ошибку, которая была замечена в предварительных заявках, сразу возникают вопросы, как такое могло получиться?

Как профессиональный тренерский штаб, которого мы привыкли хвалить за внимание к деталям и четкое знание правил, мог допустить такую нелепую ошибку, как запрет на повтор секвенции?

Серьезно, целый тренерский штаб за время подготовки не вспомнил об этом ограничении? Ладно, бывает, когда кто-то один увлекся, запамятовал, из головы вылетело, всякое бывает. Но чтобы три тренера разом проморгали очевидное? И ведь все трое сопровождали Камилу на этапе. И ни у кого в голове не закрались сомнения, что что-то не так? Что за вопиющая безалаберность?

А когда Камила на тренировке делала прогон ПП, никто из присутствовавших не обратил на это внимание? Имею в виду судей, представителей федерации. Понятно, все заняты своими делами, некогда следить, да и тренерскому штабу Тутберидзе наверняка привыкли доверять. Но я в полном недоумении, что в Казани абсолютно никто не заметил ошибки до момента Икс, в то время как болельщики сразу, как увидели заявку, обратили на это внимание.

Да, по правилам официальным лицам запрещено общаться со спортсменами/тренерами во время соревнований. И если из технических специалистов, присутствовавших на тренировке, ошибку кто-то обнаружил, то озвучивать ее не имел право. Но, положа руку на сердце, я не верю, что у нас настолько четко соблюдается данное правило. Мне кажется, если бы косяк заметили, его бы донесли до тренерского штаба.

Или как вариант, о правилах вспомнили только те, кто не желал Камиле добра, и с предвкушением ждали соревнований, потирая ручки. И даже при таком раскладе ответственности с тренеров это не снимает. Никто их не заставлял вставлять две секвенции в прокат.

Я вот нисколько не удивлюсь, если на самом деле все вдруг забыли, что нельзя исполнять более одной комбинации, считали ворон во время тренировок или просто ни за кем не следили. О правилах напомнил компьютер, когда во время соревнований оператор ввел вторую комбинацию, и она ушла под звезду. Компьютеру ведь не нужно знать правила, там в программу заложен четкий алгоритм, который должен отслеживать такие моменты. И вот в этот момент могло прийти осознание. Потому и произошла заминка во время выставления оценок, и Лакерник подходил к судьям. Пришлось судорожно правила вспоминать, вдруг компьютер ошибся? Такое, к слову, тоже случается.

Московский фигурист №2 (67) 2023, стр. 40
Московский фигурист №2 (67) 2023, стр. 40

Спортсменам топ-уровня тоже было бы неплохо знать правила в своей дисциплине. Хотя бы базовые, касающиеся допустимых повторов и ограничений. Тогда Камила и сама могла бы сообразить, что ей следует прыгать другой контент. Но какой может быть спрос с фигуристки, когда у самих тренеров это вылетело из головы?

В теорию заговора, намеренный слив и тому подобное я однозначно не верю. Никакой тренерский штаб не станет целенаправленно подставлять своего спортсмена, тем более что в данной ситуации тень падает даже не на Камилу, не умеющую считать прыжки во время проката, а как раз на тренеров. Зачем им приезжать всем дружным коллективом на соревнования и подставлять самих себя? Это не поддается никакой логике.

Иногда промахи случаются из-за банальной невнимательности. Все живые люди, а не роботы. Никто не застрахован от ошибок. Но прецедент неприятный, а многие вопросы в связи со случившимся так и останутся без ответов.

Я думаю, ошибка с контентом возникла потому, что ТШТ дано не работал с упрощенным контентом. Они привыкли высчитывать максимум, когда спортсмены спокойно прыгают все каскады 3+3, что в первой половине, что во второй. Камила же сейчас пока явно не готова катать привычный набор из тройных, как в прошлом году. Пока тренеры искали оптимальный набор облегченного варианта, забыли, что комбинаций в ПП может быть не больше одной.

Но как бы там ни было, такие тренерские просчеты недопустимы. Сегодня эта ошибка стоила их ученице медали. Был бы правильно составлен контент, была бы победа, а не пролет мимо пьедестала.

Почему Камиле обнулили не только двойной аксель во второй комбинации, но и тройной тулуп, откуда +REP, почему лутц посчитан со снижением базовой стоимости? Все, кто хотел прояснить эти моменты, наверняка уже ознакомился с правилами, но повторю еще раз.

Открываем Руководство по работе Технических Бригад и находим там разъяснения, что делать, когда спортсмен исполнил более одной комбинации:

-4

Здесь четко указано, что засчитывается только первый прыжок, поэтому и 2А, и 3Т у Камилы были обнулены.

Пометку +REP мы обычно видим, когда идет повтор тройного/четверного прыжка без каскада, но лишняя комбинация – это тоже формально недопустимый повтор, поэтому к нему применяются те же штрафы, что и для повтора прыжка, т.е. снижение базовой стоимости.

Что касается падения на слайдинге во время хореодорожки, здесь вопрос более спорный. В Казани Камила потеряла равновесие и вместо красивого, эффектного проезда на бедре, как это было на контрольных прокатах, был заметный шмяк, похожий на падение, а не на запланированный хореоэлемент.

Вот как выглядел этот момент в "Мегаспорте":

-5

А вот как выглядел слайдинг в Казани:

-6

Стоп-кадр, на котором отчетливо видна потеря равновесия, что равносильно падению:

-7

Претензии к тому, что на прокатах фигуристке не указали якобы на ошибку, здесь абсолютно неуместны, потому что в "Мегаспорте" все было сделано, как надо. Другой вопрос, что на этапе техническая бригада могла закрыть глаза и не засчитывать падение, отсудить в пользу спортсмена. Лидеров принято поддерживать, это общепринятая практика в мировом фигурном катании. Но ошибка ведь была.

Потеря равновесия имела место быть. Теоретически ее могли не заметить, и Камила бы заняла как минимум 3 место, а скорее всего, хватило бы даже на 2 место (+4,5 балла за хореодорожку, компоненты на пару баллов выше и вуаля). Но разве не странно требовать от судей моргнуть очевидную ошибку?

Здесь скорее вопросы к хореографу, зачем вставлять в программу элемент, который при чуть менее ловком исполнении может выглядеть как падение? Подобные украшательства делаются в прокате на свой страх и риск. Хотя я бы не хотела, чтобы этот проезд убирали, потому что на прокатах он выглядел эффектно.