Найти тему
Правда ПФО

УФАС по Чувашии обнаружило в песочницах антиконкурентные игры на 364 млн

Постановление Валерия Котеева о наложении штрафа на «Институт территориального развития» занимает около 40 страниц. Антимонопольное ведомство покопалось весьма основательно, прежде чем вынести свой вердикт. Все-таки речь шла о новой структуре, с которой региональные власти связывали большие надежды.

«Институт территориального развития» был создан по постановлению правительства Чувашии. По словам вице-премьера Павла Данилова, данная АНО предназначалась для оказания квалифицированной помощи органам местного самоуправления в подготовке, разработке и сопровождении проектов благоустройства. Также организации предписывалось заниматься вопросами участия республики в федеральных конкурсах, вовлечением населения и крупного социально ориентированного бизнеса в процессы развития городской среды.

Сама по себе идея выглядела весьма плодотворной. Не секрет, что благоустройство территорий стало своеобразной черной дырой. Первым испытанием для Института явилось строительство межквартальных детских площадок.

-2

«Мы провели исследование реализованных проектов прошлых лет и посчитали, что, когда делаются дворы, 65% средств тратится на игровое оборудование, – сообщала главный архитектор республики Алена Протасевич. – Но, к сожалению, это оборудование, оказывается однотипным, то есть в каждом дворе «горка-качели-песочница», плюс недостаточный объем обслуживания. Например, на площадке в Ядрине всего за год, не осталось ни одного целого элемента, причем площадке год. То есть, стоит оборудовать дворы по минимальному перечню, а высвобождаемые средства направлять на укрупнение площадок на муниципальной земле, где будет чётко понятно, кто их обслуживает».

Всего запланировали строительство 30 площадок. Предварительно в целях формирования начальной (максимальной) цены контракта были сделаны запросы о предоставлении коммерческих предложений нескольким организациям из других регионов. Так и появилась начальная (максимальная) цена контракта в 364 млн. При этом УФАС полагает, что предложения поступали от компаний, которые связаны между собой через физических лиц.

-3

– Начальная цена договора сформирована исходя из ценовых предложений организаций, не имеющих достаточного опыта поставки комплексного оборудования в рамках торгов, проводимых государственными и муниципальными заказчиками. Между тем, на территории республики хозяйственную деятельность по производству малых архитектурных форм и уличного оборудования для детских площадок осуществляют два предприятия. Однако им запросы на представление коммерческих предложений «Институт территориального развития» не направлял, – говорится в постановлении Котеева.

– На заседании межведомственной комиссии по комфортной городской среде я выражал свое сомнение в целесообразности проведения торгов по оборудованию для детских площадок с нулевой бюджетной эффективностью, но мои доводы не были приняты во внимание, – рассказал «Правде ПФО» федеральный эксперт ОНФ Владислав Солдатов.

Так или иначе, но контракт на поставку оборудования по максимальной цене достался ООО «ПаркСервис» из Тулы. Но и его конкурент ООО «Дар-Стандарт» из Воронежа не остался в обиде. Учредитель и директор этой фирмы Алексей Алексеенко вскоре был принят на работу в … Институт территориального развития в качестве инженера ПТО. Угадайте с одного раза какое первое поручение он выполнял? Правильно – ему была выдана доверенность на приемку оборудования для детских площадок.

– Таким образом, представитель заказчика, одновременно являющийся руководителем общества «Дар-Стандарт», имел устойчивые финансовые, экономические и трудовые отношения с поставщиком в лице нынешнего руководителя ООО «ПаркСервис» посредством учредительства в одной и той же организации – ООО «Темп». Он же был наделен правом на проверку и приемку товара от ООО «ПаркСервис». Подобные взаимосвязи между заказчиком и участниками рынка поставки малых архитектурных форм не могут быть признаны обычной практикой осуществления закупок, – говорится в постановлении руководителя УФАС.

-4

Антимонопольщики приводят и другие доводы, позволяющие говорить им о нарушении конкурентных процедур. Например, заказчиком был установлен очень сжатый трехдневный срок для поставки оборудования. Такое условие выбивало из седла непривилегированных участников торгов. А спешить-то было некуда. На ряде площадок еще долго и конь не валялся, в смысле муниципалитеты никак не могли определиться с их размещением. Где-то по данному поводу даже еще не вступали в переписку с Институтом. Зато, по данным УФАС, от ООО «ПаркСервис» оборудование «принималось» порой исключительно только на бумаге, еще до его изготовления с незамедлительной оплатой. А что-то поступало и со значительным отступлением от проектной документации.

«Поставка победителем торгов товара, не соответствующего требованиям конкурсной документации, свидетельствует о том, что целью заказчика при организации и проведении конкурса была победа конкретного хозяйствующего субъекта, а именно ООО «ПаркСервис», направленная на ограничение конкуренции и заключение договора по начальной (максимальной) цене», – говорится в постановлении Валерия Котеева.

Необходимо заметить, что если между заказчиком и поставщиком раньше и были теплые отношения, то сейчас они перешли в междоусобицу. В Арбитражном суде Тульской области рассматривается иск «Института» к «ПаркСервису» по ненадлежащему исполнению договора о поставках оборудования. Предъявляются требования по неустойке, пени, штрафу на сумму около 100 млн.

И за антиконкурентные игры обычно грозят очень суровые санкции. В данном случае Институт территориального развития спасло то обстоятельство, что нарушение было допущено в 2022 году, а штраф рассчитывается по выручке предыдущего года. Институт тогда не существовал, потому ему было назначено минимальное наказание – 100 тысяч рублей.

Тем не менее, и «Институт», и ООО «ПаркСервис» обжаловали принятые решения в Арбитражном суде Чувашии. Мотивировки станут известны позднее непосредственно в ходе рассмотрения дела. Пока же «ПаркСервис» попытался добиться обеспечительных мер – запретить УФАС накладывать на него штрафы до принятия окончательного вердикта.

«В обоснование заявления ООО «ПаркСервис» указало, что на основании оспариваемого решения УФАС 25.10.2023 вынесены постановления о наложении на общество штрафа по делам об административных правонарушениях. По мнению ООО «ПаркСервис», оспариваемое решение несёт неблагоприятные последствия для общества, поскольку в результате наложения штрафов страдает его деловая репутация», – говорится в материалах Арбитражного суда.

-5

ООО «ПаркСервис» также полагает, что уплата штрафов отрицательно повлияет на финансовое положение общества и на качество выполняемых работ, на закупку необходимых материалов. И впоследствии нанесёт ущерб не только обществу, но и его заказчикам по другим муниципальным контрактам, которое общество исполняет в данный момент. Однако эти аргументы не произвели должного впечатления на Фемиду. В удовлетворении заявления о принятии обеспечительных мер Олегом Бойко было отказано.

«Правда ПФО» следит за развитием событий.

Фото cap.ru