Найти тему
6000 миль до Голливуда

Парень и промах. Новый суровый триллер от создателя "Бойцовского клуба" и "Семи".

("Убийца", The Killer, 2023, США)

Аж всю последнюю девятилетку, ту, что минула после "Исчезнувшей", легендарный триллермейкер Дэвид Финчер занимался тем, что либо "залипал" на сериалах ("Охотник за разумом", "Любовь. Смерть. Роботы"), либо в поте лица зарабатывал Оскары ("Манк") вдали от привычного ему, нервощипательного жанра.
Тем не менее Дэвид Говардович про него тоже не забыл, в чём всяк из вас может наконец-то воочию убедиться.

Жаль, что самый правильный Hitman, пусть и не лысый, был в итоге сыгран именно здесь, у Финчера, а не в двух экранизациях одноименной видеоигры.
Жаль, что самый правильный Hitman, пусть и не лысый, был в итоге сыгран именно здесь, у Финчера, а не в двух экранизациях одноименной видеоигры.

Первая реакция знакомого с финчеровым творчеством зрителя на финальные титры "Убийцы": н-да, простоватой по меркам Дэвида вышла эта история. Даже по сравнению с "Исчезнувшей", не говоря о его закрученной бриллиантовой классике. А такой сюжет, как этот, впору было бы экранизировать, к примеру, Джону Ву в его лучшие годы. К тому же первый французский комикс из серии Le Tueur, что легла в основу фильма, был издан примерно тогда же, в 1998-м. Ведь всё, что делает главгерой "Убийцы", безымянный киллер с целой "колодой" разных паспортов (Майкл Фассбендер), это летает с ними по миру. И устраняет свалившиеся на него, фатальные проблемы в строгом соответствии с их списком. А заодно подчищает за собой хвосты, дабы тот список больше не пополнялся, и ничто не мешало Киллеру (обзовем его так) уйти на покой.
Засим всё. Иных целей, а тем более благородных, или человеколюбивых, он не преследует.

И всё-таки даже в экранизации комикса Финчер остался верен себе и своему взгляду на мрачные криминальные истории. Поэтому высокохудожественного неонуара в "Убийце" тоже столько, что хоть экскаватором черпай. А атмосфера ощущается столь гнетуще, будто зрителя самого внесли в список Киллера, и тот уже шаркает своими кедами о коврик перед дверью вашей квартиры.
При этом каждая из шести глав фильма, - он четко разбит на них, а они должным образом озаглавлены, - имеет эффектную развязку. Напряжение перед которой Финчер накачивает так, как умеет лишь он один. Вот почему надувать ему воздушные шарики лично я бы не доверил - гарантированно лопнут, причем в самый неожиданный момент.

"Нуарит" эту историю ещё и закадровый голос Киллера, что мы будем слышать гораздо чаще, нежели его прямую речь как таковую. Но с этим, по-моему, Дэвид явно переборщил, поскольку у хладнокровной двуногой "рептилии" и голос под стать усыпляюще монотонный. А Киллер любит вдобавок по многу раз талдычить одно и то же, вроде своих профессиональных правил. А также комментировать порой собственные действия - спрашивается, на кой блин? Это ведь не радиоспектакль, мы и сами видим, чем он занят. Причем его назойливая манера бубнить, почти не переставая, начинает раздражать уже в первой главе, а их, напомню, шесть + эпилог.
Правда, музычку иногда нам включают ухоприятную... Но, опять же, на вкус Киллера. А любит он, сами понимаете, далеко не бодрые ритмы, а такой же меланхоличный "усыпляж".

И впрямь, кто только не входил порой в Старгород со стороны деревни Чмаровки...
И впрямь, кто только не входил порой в Старгород со стороны деревни Чмаровки...

Итак, жил, да был на свете Киллер. Ясен глок, элитный по самое не балуй, а иначе про него и фильм бы не сняли. Потому что для фильма про обычных мокрушников-уголовников пришлось бы лицензировать в саундтрек Шуфутинского, Розенбаума и группу "Лесоповал", а это не всякий голливудский бюджет осилит. А в картину про эстетствующего Киллера-интеллектуала можно загрузить по цене трех пицц и ящика пива старенький инди-рок, типа The Smiths, как здесь, - и всё. То есть и кинобоги Правдоподобия довольны, и зияющей дыры в бюджете не образовалось.
Однако я отвлекся.

И вот, значит, сразу после красивых начальных титров, дежурит наш суперКиллер на снайперской позиции в высотном доме. Очередную жертву свою дожидается. Само собой, не в каком-нибудь там Усть-Рататуево, а в самом центре гламурного города Парижа.
А чтобы ждать нам вместе с ним было нескучно, - "засадная" завязка-то у "
Убийцы" аж 20 минут тянется, - Киллер будет развлекать нас, как умеет. То своей любимой музыкой, то раскорячкой своего тела по методу йоги, то конспиративным разбиванием смартфона, то походом за гамбургером, то просто парижскими видами. А также, разумеется, своим долгим закадровым монологом, откуда мы почерпнем главное: какие же всё-таки велеречивые зануды, эти Киллеры-интеллектуалы! И что вычислить их может, похоже, любой: надо лишь вовремя заметить мужика, торчащего в полный рост в окне дома напротив и обозревающего округу в снятый с винтовки, оптический прицел.

Но вот наконец-то жертва Киллера появляется у него в прицеле, который, естественно, к той минуте уже вновь пристегнут к винтовке!..
И надо ж так случиться, что впервые в жизни Киллер напортачил! Не будем спойлерить, как именно, но после этого его операция вошла в стадию "Шеф, всё пропало!", и незадачливому стрелку пришлось врубать режим легкоатлета и мотогонщика. А поскольку в этом киллерском троеборье первый же проигрыш хотя бы в одном его виде ведёт к дисквалификации с летальным исходом...
Короче говоря, и началась с тех пор у Киллера совсем другая жизнь. Гораздо более захватывающая, чем прежняя, факт. Но что поделать: жить-то ему хотелось, а значит раскорячиваться ему отныне надо было не только на коврике для йоги...

- Да какая "снайперка", о чем вы? Просто дизайнерский смеситель для душа вот новый купил.
- Да какая "снайперка", о чем вы? Просто дизайнерский смеситель для душа вот новый купил.

***

В общем, как рассказчик удивительных историй, на сей раз Дэвид Финчер, мягко говоря, не в ударе. Как и его не в меру болтливый зануда-герой, хотя во всём остальном Фассбендер вписался в роль идеально, вопросов нет.
Зато в качестве показчика своих историй Дэвид по-прежнему визуально крутой, мрачно-напряженный и подчеркнуто стильный. И этого в принципе достаточно, чтобы полностью компенсировать рельсовую прямоту сюжета "
Убийцы". Образно говоря, если ваш скучный поезд едет по живописным местам, то что в этом плохого? Смотри не на вагоны, а в окно, и будет тебе счастье.
Так что в целом Финчер всё-таки порадовал, - и это хороший итог 9-летних ожиданий его нового триллера.

Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):