Найти в Дзене
DL24 | История авто

Направление работы «дворников» не привязано к расположению руля

И на праворульных, и на леворульных автомобилях могли встречаться щётки стеклоочистителя, машущие как слева направо, так и справа налево - какой-то прямой зависимости здесь нет, или во всяком случае - исторически не было. И тот, и другой вариант имеют свои преимущества и недостатки; также имеют значение конфигурация лобового стекла и особенности обзорности самого автомобиля, делающие тот или иной вариант более или менее предпочтительным. Наверное, начать надо с предыстории вопроса, а точнее - с того, как я вообще докатился до разбора данной темы. Дело в том, что в последнее время на профильных ресурсах по истории автомобилестроения довольно часто публикуются снимки прототипов "Москвичей" серии "3-5" - и почти всегда привлекает внимание публики опытный образец "3-5-3", у которого "дворники" были ориентированы в направлении, противоположном привычному нашим автомобилистам по серийным "Москвичам", "Жигулям" и "Волгам" - таким образом, что щётки смотрели не вправо, а влево относительно вз

И на праворульных, и на леворульных автомобилях могли встречаться щётки стеклоочистителя, машущие как слева направо, так и справа налево - какой-то прямой зависимости здесь нет, или во всяком случае - исторически не было.

И тот, и другой вариант имеют свои преимущества и недостатки; также имеют значение конфигурация лобового стекла и особенности обзорности самого автомобиля, делающие тот или иной вариант более или менее предпочтительным.

Наверное, начать надо с предыстории вопроса, а точнее - с того, как я вообще докатился до разбора данной темы. Дело в том, что в последнее время на профильных ресурсах по истории автомобилестроения довольно часто публикуются снимки прототипов "Москвичей" серии "3-5" - и почти всегда привлекает внимание публики опытный образец "3-5-3", у которого "дворники" были ориентированы в направлении, противоположном привычному нашим автомобилистам по серийным "Москвичам", "Жигулям" и "Волгам" - таким образом, что щётки смотрели не вправо, а влево относительно взгляда водителя, и при работе двигались не справа налево, а слева направо (здесь и далее направление движения щёток указано с точки зрения водителя, сидящего внутри автомобиля):

Практически всегда после поста с этими фото идут комментарии о том, что, вероятно, это переделанный под левый руль праворульный прототип, либо фото отзеркалено, либо вообще инженеры какую-то фигню сделали - и т.п. На самом же деле - и я уже устал про это писать каждому по отдельности - в 1960-е годы, когда эта машина была разработана, ещё не существовало никаких единых стандартов расположения щёток стеклоочистителя ни для леворульных, ни для праворульных автомобилей.

Как уже было написано в статье про "нестандартное" с нашей точки зрения (но абсолютно логичное с точки зрения образа мышления тех лет) расположение руля на старых машинах - сегодня мы живём в эпоху вездесущих инженерных конвенций и жёсткого государственного регулирования всех вопросов, хоть как-то связанных с безопасностью движения. Поэтому вполне допускаю, что в наше время расположение "дворников" тоже жёстко задано международными и национальными стандартами (минимальные зоны очистки - так точно гостированы). Однако ещё полвека назад ситуация была иной, и каждый производитель автомобилей проектировал такие вещи сугубо в соответствии со своим "представлением о прекрасном".

Напомню, что ещё с конца 1930-х годов и эпохи V-образных лобовых стёкол стандартным вариантом была симметричная установка щёток стеклоочистителя и их работа в направлении "друг от друга" (в редких случаях - навстречу друг другу):

-3

Это было может и не лучшее, но вполне рабочее решение, имевшее кучу преимуществ - включая и отсутствие необходимости ломать голову над различной компоновкой стеклоочистителя под разное расположение руля - но как минимум один существенный недостаток: огромную "мёртвую зону" посередине лобового стекла. Что было по сути неизбежно на автомобилях с V-образным стеклом, посередине которого в любом случае была стойка, "не пускавшая" щётки дальше "своей" половины - но после перехода к цельному "лобовику", по которому обе щётки потенциально могли ползать без таких ограничений и усиленно чистить именно водительскую половину, уже начало вызывать вопросы:

General Motors на своих более дорогих моделях начала 1960-х годов использовала вариант этой системы с частично "наезжающими" друг на друга длинными щётками (Overlap Wipers) и довольно хитровыдуманным электромеханическим управлением их приводом, которое синхронизировало работу щёток таким образом, чтобы они не задевали друг за друга - а также обеспечивало их "выезжание" в рабочее положение перед началом работы и возврат в "парковочное" после её завершения (я вам покажу как это работает в отдельном видео):

Эта конструкция обеспечивала очень неплохое качество очистки лобового стекла, но была сравнительно сложной и дорогой (хотя в те годы её скопировал для своих автомобилей "Мерседес" - да и сегодня многие производители вновь начали обращаться к ней). Поэтому на дешёвых моделях GM с 1960-1961 годов были применены более простые "дворники" - так называемые "тандемные", то есть, работающие в одном и том же направлении, в данном случае справа налево:

-6

Однако, далеко не все сразу приняли такую конструкцию. Например, на всех автомобилях марки Lincoln выпуска 1961-1969 модельных годов (т.е. до перехода на общую фордовскую рамную платформу) стеклоочистители работали относительно водителя слева направо:

-7

Почему так было сделано - сказать сложно; вероятно, здесь имеется какая-то связь с тем, что у "Линкольнов" стеклоочиститель был специфической конструкции, гидравлический с приводом от насоса гидроусилителя руля - а возможно и нет, и это просто показалось фордовским инженерам наиболее оптимальным решением. Как я уже говорил - никаких стандартов на тот момент не было.

Схема, показывающая качество очистки лобового стекла при различном расположении щёток. Источник: https://99percentinvisible.org/article/behind-screens-windshield-clearing-designs-wipers-spin-windows/
Схема, показывающая качество очистки лобового стекла при различном расположении щёток. Источник: https://99percentinvisible.org/article/behind-screens-windshield-clearing-designs-wipers-spin-windows/

Дело в том, что принятое на наших "Жигулях" и "Волгах" расположение "дворников" при типичном для автомобилей 1960-х годов сравнительно низком (соотношение ширины и высоты примерно 3:1 - что резко ограничивает длину щёток) и слабо наклонённом лобовом стекле имело серьёзный недостаток - хотя средняя часть стекла очищалась в целом неплохо, перед водителем в левом нижнем углу оставалась большая "мёртвая зона" в виде треугольника:

Фото: https://www.drive2.ru/l/464344377326567682/
Фото: https://www.drive2.ru/l/464344377326567682/
Специально для тех, кто считает, что только у наших машин лобовое стекло плохо очищалось. Увы - обмануть старуху геометрию ещё никому не удавалось...
Специально для тех, кто считает, что только у наших машин лобовое стекло плохо очищалось. Увы - обмануть старуху геометрию ещё никому не удавалось...

Она может быть больше или меньше, в зависимости от формы конкретного стекла и особенностей работы конкретного механизма стеклоочистителя - но при такой конфигурации щёток она есть всегда. И хотя, вероятно, кого-то это не особо раздражает, но лично меня всегда выбешивало наличие этого неочищенного треугольника именно там, где за ним может, к примеру, "спрятаться" пешеход.

-11

У более современных машин с этим обычно получше, потому что за счёт более высокого и сильнее заваленного назад стекла появилась возможность увеличить длину щёток и сместить ось левой из них почти к самому его краю, частично убрав неочищаемый треугольник слева - но взаимен примерно в том же месте появляется "мёртвая зона" уже в виде сектора. Впрочем, это ещё ничего - а вот в шестидесятые годы всё частенько бывало совсем уж плохо и грустно.

-12

Так вот - "обратное" расположение щёток "дворников" как раз решает эту проблему, поскольку водительская щётка "паркуется" прямо в левом нижнем углу стекла. Но зато появляется новая мёртвая зона - в его левом верхнем углу, а также увеличивается одна из старых, расположенная сверху-посередине. Что из этого лучше - вопрос неоднозначный, ответ на него зависит как от личных предпочтений водителя, так и от особенностей обзорности конкретного автомобиля.

-13

Такое расположение щёток из леворульных автомобилей встречалось не только на "Линкольнах" и опытных "Москвичах" (какое, однако, интересное обобщение...), но и на некоторых других американских моделях, например Studebaker Avanti - а также, совершенно внезапно, на спортивном "Мерседесе" R107:

У этого автомобиля две очень близко расположенные щётки "ометали" практически всё лобовое стекло - что можно считать неким дальним подходом к идее одной-единственной щётки с хитрой траекторией движения, появившейся на W124 (правда, там она работает всё же справа налево).

-15

Ещё один пример "неправильной ориентации" стеклоочистителей - Peugeot 404: как у праворульных, так и леворульных версий этого автомобиля расположение щёток было одинаковым, и смотрели они именно влево относительно взгляда водителя. То же касается и младших моделей Peugeot 204 и 304, а также некоторых других французских автомобилей:

Да и на BMW 700, а также ранних выпусках BMW New Class, "дворники" были расположены и работали точно таким же образом - хотя на последним их впоследствии развернули в обратном направлении:

А из более старых моделей - на Borgward Isabella и Arabella, первых поколениях NSU Prinz, VW Typ 3, и ещё многих, многих других...

В общем - сложно обвинять конструкторов "Москвича" в том, что при разработке одного из вариантов перспективной модели "3-5" из двух широко распространённых на тот момент вариантов они выбрали именно этот. Как минимум - попробовать сделать это стоило.

Встречалась и обратная ситуация, когда уже на праворульном автомобиле щётки располагались не так, как это привычно по более поздним их поколениям. Например, на одним из первых японских автомобилей с "тандемным" стеклоочистителем - Toyopet Master - щётки располагались вполне себе по "жигулёвской" схеме, несмотря на правый руль:

-19

То же самое касается и целого ряда британских моделей, например Hillman Minx 1956-1967 и 1967-1970 годов, а также Hillman Hunter - как, впрочем, и его леворульной (!) иранской версии Iran Khodro Paykan, выпускавшейся до 2005 года (правда, в последнем случае встречаются как раз оба варианта расположения щёток, и я не совсем понимаю, от чего именно это зависит):

Справа налево работали стеклоочистители и на больших британских Ford Consul (до 1972 года), Zephyr и Zodiac -

-21

- причём почему-то за исключением поколения Zephyr/Zodiac Mk. III, у которого "дворники" были ориентированы в противоположном направлении, в отличие от как более ранних, так и более поздних машин с этим обозначением (что может говорить о том, что такой вариант попробовали, и он не пришёлся по душе покупателям в силу описанных выше особенностей зоны очистки перед водителем):

-22

Короче говоря - даже в 1970-е годы всё ещё существовали самые различные компоновки стеклоочистителя, и не стоит априорно считать тот или иной вариант "неправильным" - во всяком случае не рассмотрев гипотезы о том, что в данном конкретном случае именно такие расположение и характер работы щёток попросту являются оптимальным решением...

P.S.

Источник фото: https://vk.com/wall-199337794_11706
Источник фото: https://vk.com/wall-199337794_11706

А праворульный опытный образец "Москвича" с обозначением 3-5-3П и правда существовал. И щётки у него были установлены... так же, как и на обычно на наших машинах с левым расположением руля )