Друзья, вы знаете, что в своих статьях я описываю разные аспекты работы воспитателей и младших воспитателей. Но, тем не менее, я ещё ни разу не написала о травле детей в детском саду. А ведь эта тема является весьма актуальной в настоящее время. В сегодняшней статье я хотела бы обсудить вместе с вами, почему происходит травля детей в садике со стороны воспитателей и что именно должны делать родители в этой непростой ситуации. Ну что, начнём.
Здравствуйте, мои дорогие читатели. Вас приветствует Мышь!
Прежде чем вести разговор о травле, давайте для начала дадим определение:
Травля — агрессивное преследование и издевательство над одним из членов коллектива со стороны другого или группой лиц.
Итак, получается, что дети, попадая в коллектив (а группа детского сада, безусловно, является коллективом), могут подвергнуться травле как со стороны сверстников, так и со стороны взрослых людей (в нашем случае, воспитателей).
В данной статье я не буду затрагивать тему травли между сверстниками, так как данная проблема хоть и является довольно острой, но распознаётся проще и может быть решена общими усилиями взрослых: родителей и воспитателей, часто даже без обращения к заведующей.
Совсем другое дело, когда дети в саду подвергаются травле со стороны воспитателей. Это явление гораздо сложнее распознать, учитывая, что родители не находятся вместе со своими детьми в детском саду, а всю актуальную информацию они получают непосредственно от воспитателей, так как дети (особенно малыши) не всегда могут рассказать мамам и папам, как прошёл их день в садике.
Что же является катализатором, запускающим процесс травли? В данной роли выступает психологическое неблагополучие в коллективе, которое возникает вследствие определённых факторов, а именно:
- Неуравновешенность воспитателей и отсутствие у них стрессоустойчивости. Увы, такие люди встречаются в детском саду. Они выходят из себя по любому поводу или, например, если у них плохое настроение. Послушания от детей они добиваются только криком, а сами дети их раздражают. Если дети что-то делают неправильно или что-то ломают, не спят, не едят, не слушаются - воспитатели на них орут и наказывают их. В конечном итоге, те дети, которые больше всего не нравятся воспитателям, подвергаются систематической травле с их стороны;
- Неудовлетворённость воспитателей своей работой и эмоциональное выгорание. Да, как бы странно это ни звучало, но не все воспитатели любят свою работу. Некоторых не устраивает зарплата, другим не нравится общаться с родителями, а третьи не хотят проводить занятия (ведь зачастую готовиться к ним приходится дома после работы и в выходные). Результатом такого отношения к работе может стать процесс травли кого-то из детей в связи с тем, что воспитателей по какой-то причине не устраивает их поведение или раздражают их привычки;
- Отсутствие взаимопонимания между воспитателями и родителями. К сожалению, этот фактор тоже имеет место быть. И хотя я в своих статьях много внимания уделяю именно правильному процессу коммуникации между воспитателями и родителями и построению ими конструктивного диалога, без которого невозможно представить все процессы внутри детского сада, реальность, тем не менее, бывает достаточно далека от идеала. Не все воспитатели и родители находят общий язык с первого раза, а кто-то не находит его вообще. В этом случае отношения взрослых людей будут либо нейтрально-деловыми (не самый худший вариант), либо откровенно неприязненными. Именно неприязненные отношения с родителями могут со временем привести к тому, что воспитатели постепенно перенесут их на детей этих родителей, а в дальнейшем начнут процесс травли;
- Пагубная привычка воспитателей, а именно распитие спиртных напитков на рабочем месте. Увы, как бы дико это ни звучало, но это так - некоторые воспитатели сочетают работу и алкоголь, несмотря на то, что они несут полную и безусловную ответственность за детей. Соответственно, находясь в алкогольном опьянении, воспитатели ведут себя неадекватно и могут начать травить тех детей, которые им, по какой-то причине, не нравятся. При этом, они не всегда понимают, что происходит и где они находятся, поэтому добиться от них связного объяснения собственных поступков не представляется возможным.
Мы с вами выяснили, что травля возникает не на пустом месте. Её обязательно что-то провоцирует. Теперь давайте поговорим о том, как родители могут её распознать.
Я не имею в виду тех родителей, которые работают в том детском саду, куда ходят их дети. В этом случае они практически становятся непосредственными участниками происходящих событий и видят ситуацию изнутри, а значит, так или иначе, могут на неё влиять.
Всем остальным родителям гораздо сложнее, так как им, в прямом смысле слова, приходится докапываться до истины, потому что сами воспитатели отнюдь не спешат признавать факт травли.
Для того, чтобы распознать травлю, родителям необходимо обратить пристальное внимание на поведение своих детей. Если они заметят, что в нём произошли существенные изменения, причём в худшую сторону, можно сделать вывод о том, что детей травят. Итак, по каким же признакам можно распознать травлю:
- Дети не хотят идти в детский сад. Вообще, в этом нет ничего особенного, так как все дети периодически не хотят идти в садик. Но если сначала они с удовольствием ходили в сад, а потом внезапно у них появилось резкое нежелание туда ходить - это повод для родителей задуматься, не связано ли оно с травлей. Конечно, такую переменчивость можно связать с адаптацией, но только в том случае, если мы ведём речь о малышах, которые лишь недавно начали ходить в садик. Если же мы говорим о детях старшего дошкольного возраста, то, скорее всего, их нежелание ходить в некогда любимый садик будет иметь прямую связь с начавшейся травлей;
- Детям не нравятся воспитатели. В этом тоже нет чего-то необычного, потому что довольно часто детям нравится кто-то один из воспитателей. Но родителям следует насторожиться в том случае, если детям не нравятся оба воспитателя и каждый поход в сад сопровождается длительными уговорами. А уж если до того, как отношение детей к воспитателям ухудшилось, всё было хорошо - родители просто обязаны в срочном порядке откровенно поговорить со своими детьми и постараться выяснить, с чем связаны такие негативные перемены. Разумеется, может оказаться, что травля здесь совсем ни при чём, но лучше проявить излишнюю бдительность, чтобы в дальнейшем избежать серьёзных проблем;
- Дети боятся воспитателей. Здесь всё гораздо серьёзнее. Родителям стоит начать бить тревогу в том случае, если они заметят, что дети боятся ходить в сад и заходить в группу, не хотят отпускать родителей на работу, а утренняя прогулка до садика сопровождается сильнейшей истерикой. Ситуацию ни в коем случае нельзя игнорировать, особенно, если это началось неожиданно и как-будто без причины. С детьми обязательно нужно побеседовать, но очень осторожно, так как с их стороны возможна отрицательная реакция на какие-либо расспросы;
- Дети становятся замкнутыми. Безусловно, смены настроения происходят у всех людей без исключения и не являются чем-то уникальным. Но если весёлые и жизнерадостные дети превращаются вдруг в неразговорчивых и замкнутых особ, причём это состояние длится у них на протяжении довольно длительного времени - родители непременно должны обратить на него внимание и постараться выяснить причины произошедших перемен;
- Дети теряют приобретённые навыки. Иногда бывает и так, что дети реагируют на травлю не изменением в поведении, а потерей каких-то приобретённых навыков. Например, дети умеют есть ложкой и вилкой, сами ходят в туалет, умеют одеваться и раздеваться, хорошо и чисто говорят. А когда их начинают травить, у них происходит откат назад и они теряют часть навыков: кто-то начнёт писать в трусы или в кровать, кто-то будет заикаться или проглатывать буквы в словах, кто-то разучится одеваться или забудет, как пользоваться столовыми приборами. Если такое происходит, это наверняка указывает на то, что детей систематически травят. К сожалению, в этом случае родителям, скорее всего, понадобится помощь специалистов, чтобы вывести своих детей на прежний уровень развития.
Мы с вами выяснили, как распознать травлю. Но это только половина дела. Мало установить факт травли. Необходимо ещё предпринять действия по её предотвращению. Вот на этом мы как раз и остановимся поподробнее.
Какие же шаги должны предпринять родители, чтобы остановить процесс травли, а также предотвратить его возобновление в будущем:
- Откровенный разговор с воспитателями. Может быть эффективным только при условии установившихся доверительных отношений между родителями и воспитателями. Но, скорее всего, воспитатели будут отрицать факт травли, поэтому конструктивного диалога не получится;
- Коллективный протест родителей против воспитателей. Если травле подвергается несколько детей, то их родители могут объединиться и созвать внеочередное родительское собрание, на котором они обсудят с воспитателями сложившуюся ситуацию и способы выхода из неё. К сожалению, данный шаг тоже представляется мне малоэффективным, так как, во-первых, у родителей всегда не хватает времени на родительские собрания (тем более, незапланированные), а во-вторых, воспитатели могут отказаться от участия в подобном собрании;
- Обращение к заведующей. Чаще всего именно этот шаг приносит желаемый эффект, так как в настоящее время заведующие садов (по крайней мере тех, где я работала) в любых вопросах идут навстречу родителям. Вообще, родители могут сразу обратиться к заведующей, игнорируя первые два шага, и, как показывает практика, многие так и делают;
- Обращение в любые административно-правовые организации. Например, в том случае, если обращение к заведующей не принесло пользы и не исправило сложившуюся ситуацию, то следующий шаг, который родители могут предпринять, это обращение в Управление образования, Роспотребнадзор, прокуратуру или суд. Разумеется, у родителей должны быть веские доказательства противоправных действий воспитателей, но если они есть, то никаких препятствий для обращения в перечисленные организации быть не может;
- Перевод детей в другое дошкольное образовательное учреждение. Иногда данный шаг является единственно верным и возможным, если у родителей нет времени и/или желания добиваться правды и справедливости в отношении своих детей, либо они попробовали все способы, но те не принесли ожидаемого результата. Конечно, не всегда этот шаг сразу же помогает решить все возникшие в результате травли проблемы, но он, как минимум, оградит детей от тех взрослых, которые подвергали их жизнь постоянному стрессу.
Получается, у родителей есть на выбор пять шагов по предотвращению травли. У каждого из них есть свои плюсы и минусы, поэтому только родители могут решить вопрос о целесообразности того или иного шага, либо о совокупности шагов. В каждом конкретном случае нужно учитывать все нюансы, присущие ситуации, и действовать, исходя из них.
Подытожу: я постоянно пишу о детском дошкольном учреждении как прекрасном месте, где работают действительно увлечённые, любящие детей и свою работу, вежливые и доброжелательные люди, умеющие общаться и с детьми, и с родителями. Но стоит признать, что воспитатели бывают разные. Не всем из них хватает терпения и выдержки, чтобы работать с детьми. Иногда некоторым из них не хватает опыта для качественной и полноценной работы с детками. В любом случае, какими бы качествами ни обладал воспитатель, он не имеет никакого права позволять себе травить воспитанников, за которых он несёт ответственность. Подобное поведение является абсолютно неприемлемым и недостойным для воспитателя.
А вы, уважаемые читатели, что думаете по этому поводу? Делитесь со мной в комментариях.
Если вам понравилась моя статья, пожалуйста, подпишитесь и поставьте лайк. Вам не сложно, а мне, как автору, очень приятно!
А тут я нашла для себя дополнительный источник дохода: https://dzen.ru/a/Zam7FbG-NBstnbMy