В данной статье вы узнаете об именах из истории менеджмента. Она представляет собой краткое изложение о деятелях управленческой мысли. Его можно использовать как вдохновение к изучению или даже конспект.
Научная школа менеджмента
Фредерик Тейлор - основатель научной школы менеджмента. Первый, кто начал рассматривать процесс управления как науку. Ввёл понятие "сдельной оплаты труда". Начал рассматривать трудовые процессы с помощью хронометража.
Научная организация труда - достижение максимального результата при минимальных затратах.
Генри Гант - представитель научной школы менеджмента. Последователь учений Тейлора. Усовершенствовал систему оплаты труда на предприятии. Штрафовал за невыполнение плана и премировал за сверхурочные работы и за предложенные новые методы и приёмы труда. Создал "Диаграмму Гантта", которая отражала время выполнения тех или иных работ. Показывала простои на производстве, задержки в работе сотрудников и так далее. Это позволило увеличить производительность труда и сократить время на выполнение операций. Гантт предложил концепцию социальной ответственности бизнеса.
Френк и Лилиан Гилбрет - представители научной школы менеджмента. Занимались изучением трудовых движений. Создали прибор "микрохронометр". С помощью него проанализировали движения каменьщиков. Движения были сокращены с 36 до 7 основных. Тем самым, труд рабочих был рационализирован, а производительность труда увеличена.
Гаррингтон Эмерсон - представитель научной школы менеджмента. Главный его труд - "12 принципов производительности" :
- Верно поставленные цели и задачи
- Вознаграждение за труд
- Дисциплина
- Справедливое отношение к персоналу
- Комфортные условия труда
- Нормирование труда
- Стандартные письменные инструкции
Генри Форд - представитель научной школы менеджмента. Ввёл 8 часовой рабочий день, установил самую высокую заработную плату в отрасли - 5 долларов день. Поставил производство автомобилей на конвеерный поток, сделав его массовым. Внедрил школы со стипендиями. Расположил оборудование в порядке выполнения технологических операций. Следил за комфортными условиями работы и чистотой на производстве.
Главная идея научной школы менеджмента - снизить затраты на производство и увеличить производительность труда.
Классическая (административная) школа менеджмента
Анри Фойоль - основатель классической школы менеджмента. Выделил 5 функций управления:
- Планирование
- Организация
- Администрирование (руководство, распорядительство)
- Координация
- Контроль
Сформулировал 14 принципов управления. Некоторые из них:
- Разделение труда
- Единоначалие
- Вознаграждение
- Дисциплина
- Стабильность персонала
- Скалярная цепь (иерархия)
- Корпоративный дух
Чарльз Беббидж - представитель классической школы менеджмента. Создал Малую и Большую разностные машины. А также, первую Аналитическую машину, которая послужила праобразом первой ЭВМ.
Макс Вебер - представитель классической школы менеджмента. Его основные принципы:
- Найм на работу в соответствии с квалификацией сотрудника
- Чёткое разделение труда
- Иерархичность уровней управления
- Формальная стандартизация процессов предприятия
Линделл Урвик и Лютер Гьюлик - представители классической школы менеджмента. Систематизаторы и популяризаторы теории управления. Принципы управления:
P - planning - планирование
Постановка целей и задач организации.
O - organization - организация
Организация структуры работ команды.
S - staff - персонал
D - directing - руководство
CO - coordination - координация
Взаимосвязанная работа всех подразделений компании.
R - reporting - отчётность
Формирование отчётов о работе предприятия.
B - budget - бюджетирование
Составление бюджетов организации
E - evaluation - оценка
- Делегирование полномочий - передача ответственности другому лицу.
- Диапазон контроля - количество подчинённых у одного руководителя (5-6).
- Специализация - разделение труда.
- Соответствие людей структуре.
Школа человеческих отношений (Бихевиористская школа)
Элтон Мейо - основатель школы человеских отношений. Провёл ряд Хотторнских экспериментов. Основной вывод: на производительность труда оказывают влияние не только производственные ыакторы, но и социально-психологические.
Мэрри Паркер Фоллет - представитель школы человеских отношений. Учёт психологических и социальных аспектов менеджмента. Выступала против школы научного управления и против идей Тейлора. Важнейшей функцией управления считала координацию на предприятии. Считала работу в группе наиболее эффективной. Была сторонницей ситуационного подхода в менеджменте. Ситуационный подход - динамический подход, где нет единого верного решения каждой задачи.
Дуглас Макгрегор - представитель школы человеческих отношений. Создатель теорий X и Y.
Теория X:
- Человек изначально ленив и не способен к труду. Его нужно постоянно принуждать работать, использовать угрозу наказания.
- Жёсткое руководство и контроль.
Это - авторитарный стиль управления.
Теория Y:
- Работа в команде.
- Работник изначально талантлив и хочет реализовать свои способности.
- Готов брать ответственность на себя.
- Контроль только конечного результата работы.
- Возможность предлагать свои варианты решения задач.
Это - демократический стиль управления.
Содержательные теории мотивации.
Абрахам Маслоу - представитель школы человеских отношений. Создатель пирамиды потребностей.
Потребность в
самоактуализации
Потребность
в признании и уважении
Социальные потребности. вторичные потребности
Потребности в безопасности
Физиологические потребности первичные потребности
Маслоу считает, что удовлетворение потребность происходит только снизу вверх. И точно так же снизу вверх увеличивается мотивация к труду.
Фредерик Герцберг - представитель школы человеских отношений. Герцберг разделил потребности на две группы. Гигиенические факторы :условия труда, заработная плата, график работы, политика компании, наличие социального пакета. Факторы-мотиваторы: премии, вознаграждения, бонусы, продвижение по карьерной лестнице, похвала от руководства.
Клейтон Альдерфер - представитель школы человеских отношений. Создатель теории мотивации. Разделил потребности на три группы:
E - existence - потребности в существовании (первые по маслоу)
R - relatedness - потребность связи (вторые по маслоу)
G - gross - потребности роста (третьи по маслоу)
Альдерфер считает, что потребности могут удовлетворяться как снизу вверх, так и сверху вниз
Дэвид МакКлелланд - представитель школы человеских отношений. Создатель теории мотивации. Разделил потребности на три группы: потребность во власти, потребность в причастности, потребность в успехе.
Процессуальные теории мотивации
Виктор Врум - представитель школы человеских отношений, создатель теории "Ожиданий"
М=(З-Р) *(Р-В) *Ц
1.Соотношение затраченных усилий с полученным результатом.
2. Соотношение результата с полученным вознаграждением.
3. Ценность вознаграждения.
Стейси Адамс - представитель школы человеских отношений, автор теории Справедливости. Согласно данной теории, люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения с затраченными усилиями. И затем соотносят его с вознаграждением других работников, выполняющих аналогичную работу.
Лаймон Портер и Эдвард Лоулер - представители школы человеских отношений, авторы теории мотивации. Считали, что на мотивацию работника влияет результативный труд: материальное вознаграждение, похвала руководства, повышение по службе и другие факторы, которые могут повлиять на удовлетворенность трудом.
Современная школа менеджмента
Питер Друкер - представитель современной школы менеджмента. Ввёл управление по целям - процесс согласования целей внутри организации. Таким образом, что руководство компании и сотрудники разделяют цели организации и понимают, какое они имеют значение для достижения результата. Цели должны быть достижимые, конкретные, измеримые, определённые по времени.
Теория "7S" - все элементы системы взаимосвязаны между собой и взаимозависимы. Изменение одного элемента ведёт за собой изменение и остальных:
1. Структура
2. Система. Жесткие элементы системы
3.Стратегия
4.Совместные и раздельные ценности. Мягкие элементы системы
5.Штат или состав персонала.
6.Квалификация сотрудников
7.Стиль руководства
Уильям Оучи - представитель школы современного менеджмента, основатель теории Z. Основные принципы теории:
- Групповое принятие решений
- Очень медленное продвижение по карьерной лестнице
- Пожизненный найм
- Не формальный контроль чёткими методами
- Забота о сотрудниках
- Участие руководства в принятии решений
- Возможность постоянного повышения квалификации
Школа современного менеджмента направлена на повышение производительности труда, на грамотное управление сотрудниками, на человеческие отношения.
- Объект - то, на что направлено управленческое воздействие.
- Субъект - тот, кто направляет это воздействие.
- Менеджмент - управление различными организациями.
- Принципы менеджмента - правила управления.
- Методы менеджмента - способы управления.
- Процесс управления - совокупность взаимосвязанных действий, направленных на управление.