Найти в Дзене

История менеджмента в именах

В данной статье вы узнаете об именах из истории менеджмента. Она представляет собой краткое изложение о деятелях управленческой мысли. Его можно использовать как вдохновение к изучению или даже конспект. Научная школа менеджмента Фредерик Тейлор - основатель научной школы менеджмента. Первый, кто начал рассматривать процесс управления как науку. Ввёл понятие "сдельной оплаты труда". Начал рассматривать трудовые процессы с помощью хронометража. Научная организация труда - достижение максимального результата при минимальных затратах. Генри Гант - представитель научной школы менеджмента. Последователь учений Тейлора. Усовершенствовал систему оплаты труда на предприятии. Штрафовал за невыполнение плана и премировал за сверхурочные работы и за предложенные новые методы и приёмы труда. Создал "Диаграмму Гантта", которая отражала время выполнения тех или иных работ. Показывала простои на производстве, задержки в работе сотрудников и так далее. Это позволило увеличить производительность труд
Оглавление

В данной статье вы узнаете об именах из истории менеджмента. Она представляет собой краткое изложение о деятелях управленческой мысли. Его можно использовать как вдохновение к изучению или даже конспект.

Научная школа менеджмента

Фредерик Тейлор - основатель научной школы менеджмента. Первый, кто начал рассматривать процесс управления как науку. Ввёл понятие "сдельной оплаты труда". Начал рассматривать трудовые процессы с помощью хронометража.

Научная организация труда - достижение максимального результата при минимальных затратах.

Генри Гант - представитель научной школы менеджмента. Последователь учений Тейлора. Усовершенствовал систему оплаты труда на предприятии. Штрафовал за невыполнение плана и премировал за сверхурочные работы и за предложенные новые методы и приёмы труда. Создал "Диаграмму Гантта", которая отражала время выполнения тех или иных работ. Показывала простои на производстве, задержки в работе сотрудников и так далее. Это позволило увеличить производительность труда и сократить время на выполнение операций. Гантт предложил концепцию социальной ответственности бизнеса.

Френк и Лилиан Гилбрет - представители научной школы менеджмента. Занимались изучением трудовых движений. Создали прибор "микрохронометр". С помощью него проанализировали движения каменьщиков. Движения были сокращены с 36 до 7 основных. Тем самым, труд рабочих был рационализирован, а производительность труда увеличена.

Гаррингтон Эмерсон - представитель научной школы менеджмента. Главный его труд - "12 принципов производительности" :

  • Верно поставленные цели и задачи
  • Вознаграждение за труд
  • Дисциплина
  • Справедливое отношение к персоналу
  • Комфортные условия труда
  • Нормирование труда
  • Стандартные письменные инструкции

Генри Форд - представитель научной школы менеджмента. Ввёл 8 часовой рабочий день, установил самую высокую заработную плату в отрасли - 5 долларов день. Поставил производство автомобилей на конвеерный поток, сделав его массовым. Внедрил школы со стипендиями. Расположил оборудование в порядке выполнения технологических операций. Следил за комфортными условиями работы и чистотой на производстве.

Главная идея научной школы менеджмента - снизить затраты на производство и увеличить производительность труда.

Классическая (административная) школа менеджмента

Анри Фойоль - основатель классической школы менеджмента. Выделил 5 функций управления:

  • Планирование
  • Организация
  • Администрирование (руководство, распорядительство)
  • Координация
  • Контроль

Сформулировал 14 принципов управления. Некоторые из них:

  • Разделение труда
  • Единоначалие
  • Вознаграждение
  • Дисциплина
  • Стабильность персонала
  • Скалярная цепь (иерархия)
  • Корпоративный дух

Чарльз Беббидж - представитель классической школы менеджмента. Создал Малую и Большую разностные машины. А также, первую Аналитическую машину, которая послужила праобразом первой ЭВМ.

Макс Вебер - представитель классической школы менеджмента. Его основные принципы:

  • Найм на работу в соответствии с квалификацией сотрудника
  • Чёткое разделение труда
  • Иерархичность уровней управления
  • Формальная стандартизация процессов предприятия

Линделл Урвик и Лютер Гьюлик - представители классической школы менеджмента. Систематизаторы и популяризаторы теории управления. Принципы управления:

P - planning - планирование

Постановка целей и задач организации.

O - organization - организация

Организация структуры работ команды.

S - staff - персонал

D - directing - руководство

CO - coordination - координация

Взаимосвязанная работа всех подразделений компании.

R - reporting - отчётность

Формирование отчётов о работе предприятия.

B - budget - бюджетирование

Составление бюджетов организации

E - evaluation - оценка

  • Делегирование полномочий - передача ответственности другому лицу.
  • Диапазон контроля - количество подчинённых у одного руководителя (5-6).
  • Специализация - разделение труда.
  • Соответствие людей структуре.

Школа человеческих отношений (Бихевиористская школа)

Элтон Мейо - основатель школы человеских отношений. Провёл ряд Хотторнских экспериментов. Основной вывод: на производительность труда оказывают влияние не только производственные ыакторы, но и социально-психологические.

Мэрри Паркер Фоллет - представитель школы человеских отношений. Учёт психологических и социальных аспектов менеджмента. Выступала против школы научного управления и против идей Тейлора. Важнейшей функцией управления считала координацию на предприятии. Считала работу в группе наиболее эффективной. Была сторонницей ситуационного подхода в менеджменте. Ситуационный подход - динамический подход, где нет единого верного решения каждой задачи.

Дуглас Макгрегор - представитель школы человеческих отношений. Создатель теорий X и Y.

Теория X:

  • Человек изначально ленив и не способен к труду. Его нужно постоянно принуждать работать, использовать угрозу наказания.
  • Жёсткое руководство и контроль.

Это - авторитарный стиль управления.

Теория Y:

  • Работа в команде.
  • Работник изначально талантлив и хочет реализовать свои способности.
  • Готов брать ответственность на себя.
  • Контроль только конечного результата работы.
  • Возможность предлагать свои варианты решения задач.

Это - демократический стиль управления.

Содержательные теории мотивации.

Абрахам Маслоу - представитель школы человеских отношений. Создатель пирамиды потребностей.

Потребность в

самоактуализации

Потребность

в признании и уважении

Социальные потребности. вторичные потребности

Потребности в безопасности

Физиологические потребности первичные потребности

Маслоу считает, что удовлетворение потребность происходит только снизу вверх. И точно так же снизу вверх увеличивается мотивация к труду.

Фредерик Герцберг - представитель школы человеских отношений. Герцберг разделил потребности на две группы. Гигиенические факторы :условия труда, заработная плата, график работы, политика компании, наличие социального пакета. Факторы-мотиваторы: премии, вознаграждения, бонусы, продвижение по карьерной лестнице, похвала от руководства.

Клейтон Альдерфер - представитель школы человеских отношений. Создатель теории мотивации. Разделил потребности на три группы:

E - existence - потребности в существовании (первые по маслоу)

R - relatedness - потребность связи (вторые по маслоу)

G - gross - потребности роста (третьи по маслоу)

Альдерфер считает, что потребности могут удовлетворяться как снизу вверх, так и сверху вниз

Дэвид МакКлелланд - представитель школы человеских отношений. Создатель теории мотивации. Разделил потребности на три группы: потребность во власти, потребность в причастности, потребность в успехе.

Процессуальные теории мотивации

Виктор Врум - представитель школы человеских отношений, создатель теории "Ожиданий"

М=(З-Р) *(Р-В) *Ц

1.Соотношение затраченных усилий с полученным результатом.

2. Соотношение результата с полученным вознаграждением.

3. Ценность вознаграждения.

Стейси Адамс - представитель школы человеских отношений, автор теории Справедливости. Согласно данной теории, люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения с затраченными усилиями. И затем соотносят его с вознаграждением других работников, выполняющих аналогичную работу.

Лаймон Портер и Эдвард Лоулер - представители школы человеских отношений, авторы теории мотивации. Считали, что на мотивацию работника влияет результативный труд: материальное вознаграждение, похвала руководства, повышение по службе и другие факторы, которые могут повлиять на удовлетворенность трудом.

Современная школа менеджмента

Питер Друкер - представитель современной школы менеджмента. Ввёл управление по целям - процесс согласования целей внутри организации. Таким образом, что руководство компании и сотрудники разделяют цели организации и понимают, какое они имеют значение для достижения результата. Цели должны быть достижимые, конкретные, измеримые, определённые по времени.

Теория "7S" - все элементы системы взаимосвязаны между собой и взаимозависимы. Изменение одного элемента ведёт за собой изменение и остальных:

1. Структура

2. Система. Жесткие элементы системы

3.Стратегия

4.Совместные и раздельные ценности. Мягкие элементы системы

5.Штат или состав персонала.

6.Квалификация сотрудников

7.Стиль руководства

Уильям Оучи - представитель школы современного менеджмента, основатель теории Z. Основные принципы теории:

- Групповое принятие решений

- Очень медленное продвижение по карьерной лестнице

- Пожизненный найм

- Не формальный контроль чёткими методами

- Забота о сотрудниках

- Участие руководства в принятии решений

- Возможность постоянного повышения квалификации

Школа современного менеджмента направлена на повышение производительности труда, на грамотное управление сотрудниками, на человеческие отношения.

  • Объект - то, на что направлено управленческое воздействие.
  • Субъект - тот, кто направляет это воздействие.
  • Менеджмент - управление различными организациями.
  • Принципы менеджмента - правила управления.
  • Методы менеджмента - способы управления.
  • Процесс управления - совокупность взаимосвязанных действий, направленных на управление.