Коротенько….(и немножко за Мегион)))
В января 1945 года началась Висло-Одерская наступательная операция или как говорит уважаемый историк Алексей Исаев - наша атомная бомба. Удар с Пулавского плацдарма наносила, в том числе и 33-я армия, которой командовал генерал Цветаев. В полосе армии вводился в бой 9-й танковый корпус генерала Кириченко. Оборону в полосе армии держала 214-я пехотная дивизия и куча разным батальонов. В первые же дни операции 214-я пд была, по сути, уничтожена, хотя официально ее расформировали только в середине февраля 1945 года, однако, дивизия имела в своем составе сильный истребительно-противотанковый дивизиона, в котором помимо прочего была рота штурмовых орудий и поэтому она успела попить крови передовой 108-й танковой бригаде 9-го тк. Бригада под командованием полковника Василия Никифоровича Баранюка понесла потери и остановилась, решением комкора Кириченко в прорыв ушла 95-я тбр подполковника Наума Марковича Секунды.
По решению штаба 9-й армии, которая держала оборону на этом направлении в помощь 214-й пд была переброшена боевая группа 10-й панцергренадерской дивизии. Дивизия летом-осенью 1944 года была разгромлена в Ясско-Кишиневской операции и теперь занималась восстановлением своих сил. К январю 1945 года переформирование и пополнение еще окончено не было и на случай форс-мажора в дивизии была боевая группа «Виаль», которой командовал сам командир 10-й пгд полковник Александр Виаль (Vial). Изначально в боевую группу входили:
- 2-й и 3-й батальоны 20-го пгп – комполка подполковник Герман Хадереккер (Haderecker)
- 7-й танковый батальон – майор Бергер (Berger) на 1 января 1945 года состоял:
- штабная рота – 3 StuG.III
- 1-я рота – 14 StuG.III капитан Шварцхаупт (Schwarzhaupt)
- 2-я рота – 14 StuG.III обер-лейтенант Лебе (Lebe)
- 3-я рота – 3 StuG.III капитан Клейн (Klein)
- 110-й разведбат – 18 БТР, командир - капитан Конрад (Konrad)
- 1-й артдивизион 10-го моторизованного артполка – капитан Бушмайер (Buschmeyer):
- 12 САУ «Веспе»
- 6 САУ «Хуммель»
- 2-я рота 10-го саперного батальона
- 3-я рота 10-го истребительно-противотанкового дивизиона – 12 Pak.40
- Две роты 10-го батальона связи и другие вспомогательные части.
Общая численность боевой группы на 1 января 1945 года 6052 чел.
Итак, 14 января в 10-00 боевая группа «Виаль» пошла в контратаку у населенного пункта Зволень. Здесь она попала под удар 11-го танкового корпуса, который вошел в бой в полосе действовавшей севернее 69-й армии. В итоге гарнизон Зволени, куда проскочила и 3-я батарея 7-го танкового батальона были уничтожены. В первой же стычке погибли капитан Шварцхаупт, командир 1-й роты и капитан Клейн, командир 3-й роты, который вместе со всей ротой считается пропавшими без вести в Зволени. Части 11-го тк заявили, что уничтожили в бою за Зволень 5 танков, 1 штурмовое орудие, 13 артиллерийских орудий и 3 самоходных орудия, а также убито 190 немцев. Захвачено 15 артиллерийских орудий и 170 пленных. Учитывая, что в 3-й роте 7-го батальона на 1 января было 3 StuG.III, а также в Зволень отошли части 214-й пд у которой в штате также была своя бронетехника, то цифры заявлены вполне обоснованные.
Майор Бергер успел вывести основные силы 7-й батальон из под удара 11-го тк и подходивших частей 69-й армии. Была получена новая задача готовиться к контрудару из района Казанув по противнику, прорвавшемуся через шоссе Сыцына – Зволень. Этим противником, как раз и оказалась 95-я тбр подполковника Секунды. На январь 1945 года в танковых бригадах было уже по три танковых батальона, так в 95-й тбр были 3-й, 142-й и 195-й тб.
Бой 7-го танкового батальона и 95-й тбр начался в районе леса у населенного пункта Каролин. 195-й тб обошел лес справа и штурмов взял Каролин потеряв 1 Т-34 подбитым. Немцы начали отходить к высоте 176,0 и хутору Вальте Луг. 142-й тб кинулся преследовать, сходу взял Вальте Луг, но потом сбился с маршрута и вышел к деревне Бжезинки Нова, потеряв 3 танка подбитыми и 2 сгоревшими – дальше продвинуться не смог, будучи остановленным сильным огнем противника. 3-й тб, который шел за 142-м тб увидел ошибку и по своей инициативе пошел на Одехув, который взял совместно со 195-м тб, однако, дальше пройти оба батальона не смогли в виду серьезного сопротивления немцев из боевой группы «Виаль».
В итоге комбриг Секунда стянул к Одехуву всю 95-ю бригаду и занял круговую оборону – потери бригады 4 Т-34 сгорело и 11 подбито.
За всем этим «бардаком» Наум Маркович, наверное, не сразу понял, что разгромил почти всю бронетехнику боевой группы «Виаль». Уничтожено 18 танков и самоходок, 7 бронетранспортеров, 19 орудий разного калибра, почти 70 автомашин и до 70 повозок с грузом. Взято в плен 74 чел., уничтожено до 500 солдат и офицеров противника.
На следующий день преследование врага продолжилось – в районе Шидловца 95-я тбр подбила 3 самоходки и захватила еще 2 исправные самоходки из остатков 7-го танкового батальона. Где-то там в эти дни сгинул и командир батальона майор Бергер, который числится пропавшим без вести. Согласно книге бывшего командира 10-й пгд генерала Августа Шмидта из 45 САУ за два-три дня боев осталось всего 3 машины. Немецкие документы говорят, что StuGов было все таки поменьше - 36-37 штук, но результат как видим был аналогичный – батальон фактически разгромлен.
Не менее интересные события происходили и в полосе 108-й тбр, которая, пройдя Шидловец, в районе населенного пункта Павлув взяла в плен 12 человек из боевой группы «Виаль» среди которых оказался и командир 20-го пгп подполковник Хадереккер. Тогда же пропали без вести или попали в плен начальник штаба 20-го пгп и командир 2-го батальона капитаны Рудольф Буггерт (Rudolf Buggert) и Фридрих Кушмирц (Friedrich Kuschmierz) соответственно.
20 января все закончилось и для полковника Александра Виаля, а также начальника штаба боевой группы майора Шалля (Schall) – оба они попали в плен.
Хочу отметить, что мне этот эпизод разбирать было вдвойне интереснее, так как в нем участвовал мой земляк-мегионец механик-водитель танка Т-34 Винокуров Виктор Никифорович, который воевал в составе 195-го танкового батальона и отличился в бою 15 января в районе хутора Вельче Луг и деревни Бжезинки Нова.
Ожесточение к врагу было запредельным – экипаж в бою уничтожил две пушки, три пулеметных гнезда и до 20 солдат противника, кроме того, механик-водитель Винокуров гусеницами танка раздавил два пулеметных гнезда и пять гитлеровцев - за бой награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.