Содержание
Что это
История развития
Плюсы и минусы
Дропы и профессиональные перекупщики
Мировые площадки
Как заработать в ресейле
Ресейл в России
Что такое ресейл
Ресейл (от англ. resale — перепродажа) — это рынок перепродажи одежды, обуви и аксессуаров. В современном понимании ресейл ассоциируется в первую очередь с брендовыми или выпущенными в рамках лимитированных коллекций вещами, которые продаются и покупаются в интернете. На ресейл-площадках можно найти редкие вещи хорошего качества дешевле, чем они продавались в фирменных бутиках. В основе философии ресейла лежат любовь к моде, стремление к осознанному потреблению и желание сэкономить.
Ресейл стал перерождением традиционных комиссионных магазинов в новой цифровой реальности. По сравнению с комиссионками ресейл предлагает дополнительные преимущества. Среди них — огромный ассортимент и услуги по проверке подлинности брендовых товаров.
Ресейл стремительно набирает популярность. По прогнозам аналитиков ресейл-площадки thredUP [2], мировой рынок ресейла к 2026 году может вырасти на 126% и достигнуть $218 млрд, в основном за счет Европы и Северной Америки. Объем российского же рынка на 2020 год, согласно исследованию РБК, составлял ₽100,6 млрд. Как отмечается в анализе, ресейл в РФ пока популярен скорее среди молодежи, активно пользующейся интернетом.
Как появился и развивался ресейл
История
Как отмечает историк Деннита Сьюэлл (Dennita Sewell) [3] из Института дизайна Хербергер, «секонд-хенд» был одним из самых распространенных способов шопинга у простолюдинов в Средние века. В доиндустриальную эпоху позволить сшить себе новую одежду на заказ могли только состоятельные люди. Низшие сословия передавали вещи из поколения в поколение, либо приобретали с рук.
Секонд-хенды в современном виде появились в XIX веке благодаря американским гуманитарным организациям, таким как Salvation Army и Goodwill [4]. Эти общества открыли первые магазины подержанных товаров, которые предназначались для самых бедных слоев населения.
На рубеже 1960–1970-х годов аудиторию секонд-хендов пополнили хиппи и контркультурщики. Они не хотели поддерживать своими деньгами модную индустрию, считая ее очередным проявлением капитализма. Альтернативой для них стало приобретение бывших в употреблении вещей с рук за меньшую сумму.
В начале 2000-х начали набирать популярность ресейл-площадки. Это онлайн-маркетплейсы, на которых продают и покупают миллионы людей. Параллельно многие люди занялись перепродажей вещей через собственные профили в соцсетях. Однако, говоря об объемах глобального рынка ресейла, аналитики не учитывают эти онлайн-магазинчики: они слишком малы, не занимают значительную долю рынка и их невозможно посчитать.
Причины популярности ресейла
Удобство онлайн-продаж
С развитием интернета продажи, в том числе одежды «с рук», перебрались в онлайн. Модники, которые не хотят проводить часы в комиссионках, перебирая горы вещей, получили возможность делать покупки в сети и получать понравившиеся изделия с доставкой на дом. При этом они могут быть уверены, что вещь не окажется подделкой — многие ресейл-платформы сегодня предлагают надежные системы верификации и отвечают за аутентичность товаров. Существует также специальное приложение Entrupy, которое выявляет [5] подделки за считанные секунды с помощью алгоритма электронного сравнения, на что у человека ушло бы несколько часов.
Забота об экологии
Ресейл стал органичным продолжением тренда на осознанное потребление. В современную эпоху fast fashion («быстрой моды») в мире ежегодно производится, по разным оценкам, от 80 до 100 миллионов тонн текстиля, а фэшн-индустрия генерирует около 10% от общего мирового количества выбросов углекислого газа [6]. При этом гиганты fast fashion производят на 40% больше одежды, чем получается реализовать [7]. Экономические потрясения и изменение климата, которое становится все сложнее не замечать, заставляют многих вести более осознанный образ жизни. Например, не делать ненужных покупок и приобретать бывшие в употреблении вещи, если они еще пригодны к использованию.
Мода на винтаж
Курс на осознанное потребление взяли многие знаменитости и инфлюенсеры, выбирая винтаж в качестве нарядов для публичных мероприятий или перформансов. Американская модель Белла Хадид появилась на Каннском фестивале 2022 года в наряде Versace из 1980-х [8]. Ким Кардашьян вышла на красную дорожку Met Gala в платье, в котором Мэрилин Монро в 1962 году снялась в легендарном видео на песню «Happy birthday, Mr. President» [9]. А рэпер Drake в клипе на песню Toosie Slide 2020 года был одет в бомбер Raf Simons Riot Riot Riot из коллекции 2001 года [10]. После этого куртку продали на ресейл-платформе Vestiaire Collective за более чем $15 тыс. [11].
Желание обладать вещами знаменитостей
Звезды не только продвигают ресейл публичными появлениями, но и зарабатывают на нем, собирая винтажные коллекции совместно с ресейл-платформами. Так, семья Кардашьян запустила собственный ресейл-сайт Kardashian closet («Гардероб Кардашьян») [12], где поклонники могут приобрести вещи, которые носили представители звездной семьи. Цена на некоторые модели на платформе достигает нескольких тысяч долларов [13]. Рэпер A$AP Rocky, прозванный журналом GQ «любимцем моды от рэпа», в 2021 году поучаствовал в совместном проекте с сервисом онлайн-платежей Klarna [14]. Рекламная кампания под слоганом Get smooth again («Снова стань привлекательным») призывала убрать удобную «карантинную» одежду» и снова начать наряжаться [15]. Для этой цели клиентам предлагалось купить что-то из авторской подборки винтажных вещей рэпера.
Плюсы ресейла
Ресейл привлекает покупателей и продавцов следующими преимуществами, отличающими его от конвенционального ретейла:
экологичность — покупая вещи с рук, а не в магазинах, мы меньше загрязняем окружающую среду, а значит потребляем более осознанно;
выгодная цена — можно найти вещи хорошего качества гораздо дешевле, чем в ретейле;
уникальность — если купить винтажную вещь, то вероятность встретить человека в такой же одежде, сильно снижается; .
тренд — винтаж сейчас в моде, и покупая на ресейл-площадках, можно разнообразить привычный образ акцентными вещами.
Минусы ресейла
риск заплатить за фейк — высока вероятность подделки, так как дорогостоящими инструментами верификации обладают не все платформы;
стигма — кто-то может связать покупку «старой» одежды с финансовыми трудностями;
не всегда хорошее качество — некоторые модели могут оказаться хуже, чем выглядели на фотографии;
вероятность обмана — ресейл-платформы являются, по сути, посредниками между продавцом и покупателем, что допускает вероятность наткнуться на мошенников;
невозможность обмена/возврата — многие ресейл-платформы не предусматривают возможность возврата товара.
Что такое дропы и как ими пользуются перекупщики
В соответствии с базовыми принципами экономики, лимитированное предложение рождает ажиотажный спрос и заставляет людей платить больше. Этот эффект активно используют в своем бизнесе модные бренды.
С 90-х годов стритстайл-марки начали прибегать к системе дропов [16]. Дроп — это лимитированная коллекция, которую бренд выпускает не считаясь с «сезонным» модным графиком. Дропы популярнейших брендов собирают километровые очереди у бутиков, но не у всех есть время и желание проводить по несколько часов в ожидании, даже ради покупки уникальной вещи. Эту работу берут на себя перекупщики, правда, покупая заветную вещь у них, придется отдать гораздо большую сумму, чем было изначально указано в прайсе.