Памяти отца Александра Меня.
Беру на себя наглость высказаться на такую, да еще так звучащую тему.
У меня есть робкая надежда, что дочитавший текст до конца не отбросит его с ухмылкой. Если хотите, прочтите до конца. Признаться, мне важно быть услышанным и в комментариях поучиться уму-разуму. Говорю совершенно искренне.
Что же меня волнует в теме богоизбранности евреев, привычном понятии, общем месте, банальном словосочетании, различаемом только тональностью речевого посыла или синтаксическими оттенками в тексте? Совершенно определенно отвечаю: меня волнует ИСТИННЫЙ СМЫСЛ ЭТОЙ ИЗБРАННОСТИ. Об этом достаточно, чуть ли не все сказано, но все же не все, и закрытой тема быть не может никак, поскольку она отражает живой исторический процесс, и точку поставит лишь конец истории, буквально конец света.
Положим, что никакой этой избранности нет, и это фикция, выдумка, сознательная игра на повышение или на оправдание. Готов начинать размышлять с этой установки и не оспаривать ее. Пусть это фикция, но невозможно отрицать, что фикция, реально бытующая, действующая, рождающая события, и не только частной жизни, но и исторически чрезвычайно значимые. Мало ли фикций, которыми мы живем...
Как ни относится к Библии, но это исток трех авраамических религий и священная история, исторический документ, который, начиная с Исхода, вполне соотносится с событиями абсолютно реальными. Можно рассуждать об интерпретациях этих событий, но, глянув на отражение и разнообразие трактовок того, что происходит хотя бы последние 100 лет жизни нашей грешной планеты, можно с уверенностью сказать, что Библия вызывает куда как большее доверие.
Таким непреложным фактом для людей, ощущающих дыхание истины при прикосновении к Библии, становится призвание Авраама.
Бездетному старику (прошу не придираться к каждой букве и библейской точности, а также вальяжности тона по отношению к праотцам отечественной святости - это не богословская и тем более не научная статья, а только лишь предложение подумать), так вот, праведному и богатому хозяину, жившему на юге Двуречья, которому, допустим, чудилось, что он разговаривает с Богом, было твердо и ясно указано Господом: "Встань и иди на Север, я укажу, где остановиться!" Он встал и пошел (опускаем, чего это стоило его хозяйству, многочисленным стадам, людям, работавшим на него, и ему самому в его возрасте и при опасности путешествия в те времена). А путешествие оказалось весьма длительным, пока он не очутился в будущих святых местах. Затем к нему явились три странника. Я не могу отказать себе в радости лишний раз лицезреть "Троицу" Андрея Рублева, в которой нет вроде ничего нового, она для многих примелькалась, но содержится, и всегда по-новому звучащее, как говорят, "Богословие в красках". И при этом не без основания вновь и вновь обнаруживается смысл и суть уже не еврейского, а русского национального духа. Вот какие переклички вдруг с еврейской богоизбранностью.
Вот оно, удивительное единство Троичности, музыка небесного и земного, пронизанная гармонией, красотой и любовью. И сообщением, поразившим Авраама и Сарру от пришедших странников: у них родится сын, и станет он началом народа, призванного и благословенного Господом. Здесь уместно вспомнить песнь Пресвятой Богородицы, каждую утреню звучащую в русских православных храмах, она завершается так: "Восприят Израиля, отрока своего, помянути милости, якоже глаголя ко отцам нашим, Аврааму и семени его даже до века." Речь идет о милости, обещанной Господом Аврааму и семени его навечно. Так что же это за милость, да еще на срок, не определяемый словом "долгий", а срок, который невозможно прервать - навечно. Что пообещал Создатель бездетному старику Аврааму? Что? Реки молока и меда? Царство Божие на земле, райские кущи и пение ангелов для его потомства? Или позор и ненависть за распятие сына Божьего, бесконечную борьбу за выживание, постоянные измены и предательства по отношению к лучшим своим сынам, отказ от слова и воли Божьей, прямая борьба с Господом и его заветами, ведь Израиль в переводе - "борющийся с Богом".
Посмотрите на возвышенную печаль странников, посетивших Авраама, святой Троицы. Не о молоке и меде пророчествует эта печаль, а о жертвенном пути, о некотором великом призвании, глубоком смысле Милости Господней, о трагедии богоизбранности евреев.
Попытаемся увидеть основные вехи проявления этого призвания, милости Господней, богоизбранности в истории еврейского народа.
Стоит поразмыслить над переселением сыновей Иакова - Израиля в Египет, а оно связано с предательством братьями Иосифа. Брошенный на погибель Иосиф стал спасителем, пока с маленькой буквы, Египта и всего окружающего голодающего мира. Прекрасная фигура Иосифа, этого прообраза Христа, погибающего от рук братьев, и спасенного, как бы воскресшего, и проданного Потифару, богатому египтянину, и страдавшего в тюремных узах за свою чистоту, и спасшего от голода Египет и близлежащие земли. И простившего братьев своих, основавших колена Израилевы, спасшего семя Авраамово, в котором должен был родиться Спаситель мира с большой буквы, Иисус Христос.
В лице Иосифа евреи становятся спасителями других народов, а не борцами только за свое благополучие.
Может быть здесь тайна истинной еврейской Богоизбранности?!
Важнейшей вехой этого пути стало спасение евреев из египетского плена и дарование Скрижалей Завета через Моисея. Господь спасает народ свой и дарит ему основы веры, которые Христос в дальнейшем пришел "не разрушить, а утвердить." Здесь не лишним будет напомнить, что Моисей входит в число православных святых (престол, посвященный Пророку и Боговидцу Моисею можно посетить для молитвы в московском храме Вознесения Господня на Гороховом поле - ул. Радио, 2). Особо важно для наших размышлений, что первые Скрижали Завета Моисей разрушил, увидя, что в его отсутствие спасавшийся народ успел обрести иную веру и создал золотого тельца для поклонения. Вот он, вечный выбор избранного Богом народа между Богом и золотым тельцом, а за ним и всего человечества в столь ответственные моменты истории. Но это отступление состоялось до утверждения веры и создания Храма и было прощено заступничеством Боговидца. Но замеченные нами факты предательства Иосифа братьями и искушения золотым тельцом остаются постоянным напоминанием о готовности избранного Богом народа отказаться от своего божественного призвания.
Но все же Господь верен своим ожиданиям и планам, да кто еще может быть идеалом верности, если не Господь! Народ книги вооружен после Исхода законом, данным Господом, и защищен этим законом. Сколько сомнений у критиков веры вызывает крайняя жестокость Божья по отношению к воинственным противникам евреев и к отпадшим от Господа среди семени Авраамова, жестокость, проявленная и пророком Илией. Носители единобожия были просто людьми, грешными и оступающимися, их защита и сохранение, несмотря на их постоянные ошибки, часто носила кровавую форму. Святыми праотцами стали единицы, какой тяжелейший путь они прошли!
Еще одной вехой среди многих отпадений евреев стало первое разрушение Храма веры и вавилонское пленение. Общепризнано и самими евреями и их духовными авторитетами, что причиной этой исторической катастрофы, и это даже не требует обсуждения, стало "грехопадение народа". Чертами этого грехопадения принято считать "идолопоклонство, разврат и кровопролитие"., обличаемое пророком Иеремией. Нет необходимости вдаваться в подробности, 9 ава стало днем катастрофы, страшным для богоизбранного народа, забывшего о своем призвании. 410 лет прошло после постройки храма, заменившего скинию Моисея. А еще через 420 лет в этот же день был разрушен второй храм, но этому предшествовало событие, которое бесспорно является центром мировой истории, и произошло это событие в еврейском городе Вифлееме. Стало ли это событие главным смыслом призвания Авраама, точкой или многоточием в избранничестве евреев - в этом главный нерв поставленной проблемы.
В Центре иконы Рождества Христова мы видим образ еврейской девушки, которую Господь избрал стать вместилищем невместимого в воплощении сына своего в облике нового Адама, каким задумывал человека как венца своего замысла о творении. Эта великая миссия была предусмотрена с самого призвания Авраама, путь к рождения Богородицы - это ли не путь 1500 лет жизни в законе и не только 10 заповедей, но 613 заповедей-запретов, превращавших существование последовательных иудеев в постоянный контроль за своей праведностью. Сколько за этим стоит страданий и боли изгоняемых пророков и людей веры, сколько преодолений и отклонений от строжайших запретов на пути в достижении чистоты. Грех Давидов, исповеданный в 50 псалме - лишь символ пути преодоления греха, который должно было пройти семя Авраамово, чтобы наконец родить деву той чистоты и святости, что расцвела в нашей предстательнице и защитнице.
До разрушения второго храма остается всего 70 лет. Как мало - жизнь одного человека или одного поколения! Как много для смысла человеческого бытия произошло: Выход Христа на проповедь, Богоявление и освящение крещения Крещением Господним, избрание учеников, новая заповедь любви, вмещающая закон и пророков, заповедание причастия, Голгофские мучения и смерть на кресте, Сошествие во ад и освобождение Адама - искупление грехов человеческих, Светлое Воскресение Христово, рождение Церкви Христовой и выход учеников на проповедь христианства язычникам. Краткое перечисление нового смысла бытия!
И все это внутри семени Авраамова, полторы тысячи лет живущем так или иначе по закону Моисееву. Семени бесспорно принявшему своего Мессию, своего спасителя, о чем свидетельствует Евангелие и Вход Христов в Иерусалим.
Всенародное признание Мессии - Спасителя состоялось, но рождение Нового Израиля с этим признанием не произошло. Народ принял, но не понял, а затем и отверг Спасителя.
Эта трагическая перемена была предопределена. Сын Божий был воплощен в человека не только для просвещения, но прежде всего для жертвы ради искупления человечества от греха Адама. Бог Отец отвергает молитву сына о Чаше, данную с кровавыми слезами ради искупления человечества. Еврейский народ и его духовные вожди были глухи к истинному пониманию Спасителя и смыслу Спасения: 1500 лет следуя закону Моисея и прежде всего строгому соблюдению 613 правил земной жизни, отчуждаясь от всего, что противостоит вере в Единого Бога, евреи проторили путь рождению Пречистой Девы Марии, но при этом сконцентрировали свою духовную жизнь на земном, житейском, не открывая для себя истинный смысл Закона и Пророков, особенно это касается Первосвященников.
И вот Великий праздник встречи Спасителя. А что же дальше? Чего ждет семя Авраамово в заботах прежде всего о земной жизни? Ничего не произошло. Где кардинальное изменение жизни, где изгнание проклятых римских оккупантов, где Царство Божие на земле? Приближается еврейская пасха, а ничто не изменилось. Неужели это был страшный обман? И вот уже Христос совершает с учениками пасхальный обряд в тайне от возмущенного народа. Евреи приняли Спасителя, но не поняли. И потому отвергли. Да и как можно было понять проповедь любви и смирения в тех ожиданиях, какими жили евреи? Понять, значит самому меняться, а это возможно только в церкви Христовой, а до этого было еще далеко. Как это поучительно! Принять еще не значит понять и следовать за Богом! А следовать - значит меняться с Божьей помощью для любви и смирения! Это необходимо помнить каждому, считающему себя христианином.
Какова же судьба евреев после распятия и Воскресения Иисуса Христа, искупившего человеческий род от греха Адама? Теперь, после рождения церкви, освященной Духом Святым и началом просвещения язычников, нужен ли еврейский народ Господу или может быть выброшен из Священной истории за ненадобностью? Что означает разрушение второго храма, в котором молился сам Иисус, и рассеяние евреев среди язычников, которые будут просвещены верою Христовой самими евреями? Что означает ненависть и презрение к евреям в Средневековье, во многом сохранившееся и в Новое время и нашедшее высшее выражение в Холокосте?
Может быть, Господь отказался от слова, данного Аврааму? Может быть, зная, что и как может произойти, всевидящий Господь, призывая Авраама, готовил еврейскому народу еще до его рождения всемирно-историческую подлянку? В такого Господа мы верим?
Призывая Авраама и проведя его через жертвоприношение Исаака, промыслительно готовящее жертву сына своего, всеведущий Господь конечно знал о возможном подобном развитии священной истории. Иной, оказывается, замысел Божий об избранном народе. Смерть и воскресение Христово это никакая не точка в этой теме.
А о чем нам говорят последние дни земной жизни Спасителя? Великий праздник Преображения Господня позволяет о многом задуматься. В каждом событии священной истории есть свой главный смысл, выраженный в Тропаре и Кондаке, но и глубинные тайные смыслы, открывающие себя во времени.
Канонический иконописный извод свидетельствует о потрясении, испытанном Петром, Иоанном и Иаковом при виде Христа во славе, об этом же поется в тропаре праздника, а вот о чем беседует Спаситель с главными пророками ветхого завета, Моисеем и Ильей, сокрыто в глубокой тайне. Но для этой беседы, надо полагать, и поднялся Иисус на гору Фавор? О чем же была эта беседа? Если беседа, а возможно, и спор завершается гласом Бога отца: "Слушайте Его!" Не вызывает сомнений, что разговор был не о погоде. Боговидец Моисей, постоянно защищавший семя Авраамово перед Господом и пророк Илья, суровый воспитатель еврейского народа, беседовали и, возможно, спорили именно о судьбе евреев перед неизбежным жертвоприношением Иисуса. Нам неведом исход этого спора, но то, что вот уже две тысячи лет в человеческих душах идет борьба Дьявола с Богом и то, что народ Книги, семя Авраамово - прямые участники этого сражения не вызывает сомнений. Тема избранничества евреев не завершена. Чего ждет Господь от евреев? Истинного следования своим праотцам: Аврааму, Иакову, Иосифу, Моисею, Давиду, пророкам или постоянного отступления к золотому тельцу и сугубо земным интересам? Сейчас наступил, может быть, самый ответственный момент в истории! Господь ждет от семени Авраамова истинного понимания его Мессии и следования ему!
А чего ждет Создатель от нас? Каково наше место в борьбе Дьявола с Богом? Господь ждет, чтобы мы стали истинными учениками его сына. А понимание смысла миссии семени Авраамова - это тест на христианство.
#Религия #Христианство #Евреи #БорьбаДьяволаСБогом