Найти тему

Спектакль «Лавр» глазами психолога

Спектакль «Лавр» я хотела посмотреть еще в 2020 году, после посещения экскурсии МХТ им.Горького, где шел тогда этот спектакль, и экскурсовод очень рекомендовал его посетить. А потом спектакль убрали из репертуара. Прошло три года, и теперь он идет на сцене Театра Советской Армии. 

 

Каково же было мое удивление, когда входя в зрительный зал, я встретила того самого экскурсовода, по рекомендации которого и пришла на постановку. Москва, все-таки, очень маленький город, особенно, когда речь идет об общих интересах. 

*** 

Теперь выскажу свою, абсолютно субъективную точку зрения, которая тоже имеет место быть. Людям религиозным лучше этого не читать. 

 

-2

Итак, что очень понравилось в спектакле – танцы, невероятный голос и редкая фольклорная вокальная техника исполнительницы старинной музыки Варвары Котовой, басовые партии Сергея Гребстеля и мастерство мультиинструменталиста Петра Главатских. Для полноты ощущений и сильных эмоций мне бы вполне хватило музыкально – танцевального сопровождения и великолепного Дмитрия Певцова, красивым голосом на фоне интересных интерактивных декораций повествующего об истории России и эпизодах жизни старца Лавра от детского возраста до окончания его жизненного пути. 

 

-3

Но центральным звеном в спектакле все-таки был праведник Лавр. И если бы не все вышеперечисленные «плюсы» и мое любопытство, я бы ушла после первого акта. Что и сделали зрители ¼ зала. 

««Лавр», если коротко, - пишет автор произведения Евгений Водолазкин, - это о жизни и смерти. Вряд ли найдутся те, кого это не касается». Да. Именно так. 

Хорошо бы почаще вспоминать нам всем известную фразу « memento mori - помни о смерти (помни, что смертен)», - потому что, когда помнишь об этом, то начинаешь еще сильнее ценить свою жизнь. 

Вот только на жизненном пути своего героя, обладающего великим даром врачевателя, автор придумал огромное количество жестоких испытаний, которые с такой тщательностью прописаны до самого последнего эпизода, что во втором акте мне очень захотелось услышать мнение психиатра по поводу всех этих очень странных фантазий и автора, и сценариста, и режиссера Нового театра, который и поставил этот спектакль. 

Все действо пронизано религиозной тематикой, которая по модной ныне тенденции идет «под руку» с задранными юбками и неприкрытой похотью. Да, я понимаю, рядом со святыми всегда есть искушающие, но здесь был явный перебор. Нет, я совсем не сноб. Но давайте либо креститься и святость соблюдать, либо член постоянно успокаивать. А то получается этакая этическая биполярность.

*** 

Но #яжпсихолог, далекий от философских и теологических размышлений, поэтому я отвлеклась от тематики праведности и святости, и смотрела на происходящее, как на психологию личности, отношений и жизни в целом. И в этом плане там точно есть, на что обратить внимание. 

- Когда ребенок слишком рано теряет своих близких и родных и вынужденно начинает нести ответственность за свою жизнь, не имея для этого, в силу возраста, ни опыта ни жизненного ресурса, его личность начинает формироваться по тревожно-невротическому сценарию, где на первом месте постоянное ожидание очередной жизненной катастрофы и острый страх потери. 

 

-4

Сила этого страха настолько сильна, что выключает критическое мышление и в спектакле приводит героя к фатальной ошибке, которая и ложится в основу всех его физических и психических мучений, как способа искупления собственной паники. 

- Когда человек застревает на одной из ступеней Колеса горя и не проходит все его закономерные стадии, чтобы принять произошедшее, - он начинает жить ради памяти ушедшего человека, застревая на одной из ступеней Колеса, отказываясь от собственной жизни, забывая о том, что жизнь дана живым. 

Мы наблюдаем подобную ситуацию, когда при жизни человеку не слишком демонстрируют любовь, унижают, обесценивают, не уважают, а после его ухода, ставят дорогущий памятник на могилу и начинают драматично скорбеть, придумывая ритуалы памяти один чуднее другого. 

- У Лавра ярко выраженный синдром Жертвы, с полным отсутствием личных границ, утонувшей в чувстве вины.

Поэтому все, кому не лень используют его для собственных нужд, - из серии «Кто везет, на том и едут». А мазохистическая Жертва, как известно, будет принимать все унижения за благо, и когда ее будут бить по одной щеке, она с радостью будет делать все, чтобы ее избили до полусмерти. 

 

 А как же тот факт, что преодолевая жизненные препятствия, мы становимся сильнее и, получив болезненный опыт, личностно растем? Не в этом случае. Создатели героя решили, что жертвенные страдания должны окончательно разрушить его изначально мазохистическую личность, которая явно получала эмоционально-дофаминовое удовольствие от усиления страданий. Жизнь – страдание, чем больше, тем лучше, - жертвенный синдром в точке невозврата (моя статья «Три ступени жертвы. Точка невозврата» в помощь). 

-5

- Окончание действия порадовало в прямом смысле (3.5 часа спектакль + антракт) и в психологическом: с помощью техники логотерапии – парадоксальной интенции и техники КПТ – иди навстречу собственному страху, Лавр закрыл, наконец-то свой страдальческий гештальт, успокоился и упокоился, выполнив свою главную жизненную цель. 

Хотя изначально мне казалось, что его главная миссия – это помощь людям, с использованием своего удивительного дара врачевателя. Но в спектакле этот факт проходил как-то « между прочим», на первом плане пошаговое усиление страданий и унижения. 

- Апогеем этой страдальческой истории стало не столько завещание Лавра: «Привяжите мое тело за ноги к коню, и пусть утащит он меня в лес на растерзание зверям или утоплению в самом глубоком болоте», - сколько то, что все, кого он лечил, кому помогал, радостно кинулись исполнять завещанное. 

И только один человек, который не поддался синдрому толпы и сохранил остатки критического мышления и человечности, в изумлении спросил: 

«Как же так? Лавр всех вас лечил, всю жизнь отдал на служение вам, а вы его даже похоронить с достоинством не можете?». 

Вот ради этих жизненных вопросов точно стоило досидеть до финала, и счастливо выбравшись на свежий воздух из душного зала, вдруг вспомнить вот эту цитату: 

«Люди устроены странно. За добро они мстят всегда суровее, чем за самое злобное зло». (Дмитрий Емец) 

*** 

А Вы смотрели этот спектакль? Поделитесь впечатлением.

Мое мнение, абсолютно субъективное и имеет место быть.

Психолог Ирина Кураж