Наверное, нет на свете танка более известного, чем Т-34. Советская машина, которая своими гусеницами прошла дорогу от Москвы до Берлина, поражала немцев своими характеристиками, и даже стала символом Великой Отечественной. Да, друзья, это - Т-34.
Опередивший свое время
Во времена активной разработки Т-34, все еще считалось, что следующая война будет похожей на Первую Мировую - позиционной и очень вялотекущей. Танкам в такой войне была отведена роль прорыва - они должны взламывать сильно укрепленные позиции врага, помогая пехоте.
Танки были разные - и легкие, средние, тяжелые, но идеи одного "общего" танка в армии тогда попросту не было. Изначально Кошкин начинал работу над совершенно другой машиной - А-20, которым предполагалось заменить БТ-7 в ходе перевооружения армии. А-20, однако, оказался не сильно лучше БТ: оснащался такой же пушкой, а 20-мм бронеплиты не обеспечивали должной защиты.
Однако конструктор, параллельно с проектом А-20, разрабатывал еще и проект А-32 - чисто гусеничную модификацию А-20 с усиленным бронированием. Проект получил название А-32, и в целом, оказался довольно успешным: Т-32 должен был прийти на замену Т-28, однако тут вмешалась Советско-Финская война.
Она показала, что с танками у СССР довольно серьезные проблемы, так что проекту А-32 с 45-мм бронеплитами дали зеленый свет. Кошкин же так и не увидит, как его танки будут бить немца - одним из финальных испытаний был 750-километровый пробег от Харькова до Москвы, после которого конструктор слег с пневмоней и умер за 9 месяцев до начала Великой Отечественной.
Однако его детище осталось живым. Т-34 оказался весьма удачным средним танком: хорошо бронированный, но при этом маневренный танк с 76-мм пушкой.
Самый первый ОБТ
С началом Великой Отечественной, оказалось, что Т-34 - самые универсальные солдаты, в данном случае - танки. Их наклонная 45-мм броня уверенно держала немецкие 37 и 45-мм снаряды на типичной дистанции боя, в то время как 76-мм пушка могла расправиться с большинством немецких танков.
Кроме того, небольшой вес и широкие гусеницы создавали небольшое удельное давление на грунт - танк мог передвигаться там, где немецкие танки увязали наглухо. Хорошую подвижность обеспечивал дефорсированный авиационный дизель В-2. Изначально этот двигатель разрабатывался для авиации, но так сложилось, что свое применение он наше в первую очередь на Т-34.
Что еще немаловажно - танк довольно дешевый. В 1941 году стоимость одного Т-34 составляла около 250-300 тысяч рублей, а к 1945 году опустилась практически вдвое - до 145-150 тысяч рублей. За эти деньги можно было выпустить около 10 тигров, но что еще важнее - Т-34 был прост. Для сборки одного танка было необходимо сильно меньше человеко-часов, чем для сборки того же КВ или, тем более, Тигра. Это было довольно важно в условиях нехватки квалифицированных рабочих.
В общем, простой, дешевый, универсальный, ремонтопригодный. Идеальный?
Да... Почти
В начале Великой Отечественной, когда на вооружении немцев были преимущественно Т-3 и Т-4, тридцатьчетверки чувствовали себя достаточно вольготно - немцы позже напишут, что были в курсе наличия у СССР современной и мощной боевой машины, но не в таких количествах. Тем не менее, первые годы были самыми трудными.
Экипажи танков были плохо обучены, а взаимодействие танков оставляло желать лучшего. У немцев же вся стратегия строилась на взаимодействии танков, артиллерии, авиации и пехоты между собой.
Не столько танков потеряли в танковых боях, сколько во время бомбежек, либо просто по причине нехватки горючего или запчастей - Павлов так целый мехкорпус угробил, причем в самом начале войны. Реалии поменялись, поменялись и машины, а вот тактику не подтянули. Да и про заводы надо сказать пару слов.
Естественно, женщины и дети собирали Т-34 не от хорошей жизни, однако они не были квалифицированными рабочими - допуски у деталей были такие, что деталь с одного танка могла просто не подойти к другому, точно такому же Т-34, только собранному на другом заводе или даже просто в другой партии.
А что с дизелем? Он же не горит?
И да... И нет. Само по себе топливо не горит - горят его пары, смешанные с воздухом. Бензин - летучий, дизель - тоже летучий, но в намного меньшей степени. Если опустить факел в ведро с соляркой - он действительно (скорее всего) потухнет (не надо это проверять), но есть нюанс.
Дело в том, что если дизель все-таки загорится, то шансов выжить у экипажа практически не будет: мало того, что он чадит, так еще и горит при температуре 350 градусов (бензин - 250 градусов). Короче, горит жарче и потушить его сложнее, при этом если снаряд попадет в пустой бак, где вместо соляры будут только ее пары... Ну, вы поняли. К слову, такой же "прикол" будет в Т-54.
Такой вот он - танк победы. Без излишеств, максимально простой, дешевый и универсальный - отличный танк, особенно в контексте войны экономик. Не забудь поставить лайк и подписаться на канал.