Начало 1980-х сопровождалось небывалым всплеском напряженности между двумя противоборствующими лагерями во главе с США и СССР. Подошла к концу эпоха «разрядки», которая давала надежду на устранение угрозы взаимного уничтожения: в 1979 году руководство СССР ввело войска в Афганистан, что было расценено западными и мусульманскими странами как вопиющий акт агрессии.
В 1980 году к власти в США пришёл президент Рональд Рейган, который был настроен крайне враждебно к советскому союзу, а в СССР в 1982 году генсеком стал Юрий Андропов, который отличался особой антипатией к странам западного блока.
Однако были вещи и похуже.
В ноябре 1983 мир оказался на грани ядерной войны во время учений НАТО «Эйбл Арчер», воспринятых в Москве как подготовка к ядерному нападению. В сентябре того же года над Сахалином советский Су-17 сбил южнокорейский гражданский лайнер, который по неустановленной причине отклонился от курса. На борту находился член Палаты представителей США Лоуренс Макдональд.
Короче говоря, состояние напряжения в советско-американских отношений достигло точки кипения.
В тот момент особенно пристальное внимание уделялось новому генсеку СССР Юрию Андропову, который приобрел широкую известность на Западе за свое участие в подавлении Венгерского восстания в 1956 году (он в тот момент работал послом в Венгрии) и за свою работу в качестве председателя КГБ. В журнал Time был опубликован номер с характерной обложкой, посвященной Андропову.
Обратив внимание на один из таких журналов, американской школьнице Саманте Смит пришла идея написать письмо Юрию Андропову.
Во всем царила напряженность, которую активно эксплуатировали политики и военные на разных континентах. Пресса, массовая культура пестрела различными статьями, фильмами, художественными произведениями о ближайшем ядерном апокалипсисе, который может разразиться в результате начала войны между СССР и США.
Характерный пример — фильм «На следующий день» за авторством Николаса Мейера. В фильме в центре повествования стоит столкновение НАТО и СССР, которое привело к ядерной бомбардировке и, в итоге, к ядерному апокалипсису. В день премьеры фильм посмотрело более 100 миллионов человек, что говорит об огромном интересе (или тревоге) со стороны американских зрителей.
Именно в такой напряженной атмосфере, пропитанной тревогой, жила американская школьница Саманта Смит. Вскоре ей предстоит стать первой американкой, посетившей СССР по официальному приглашению. Стать очередным символом разрядки 1980-х. Судьба ее обрастет своей конспирологией: многим было очевидно, что появление подростка-школьницы в диалоге двух сверхдержав — разновидность политтехнологии. Но человеческого это не отменяет, да и в целом разве не правильно, что здравые политические силы используют любой шанс на разрядку? Мы расскажем о Саманте Смит.
Как Саманта написала в своей книге по итогам своей поездки в СССР:
«Все началось, собственно говоря, когда я спросила у мамы, будет ли война. В тот день я смотрела научно-популярную программу, в которои ученые говорили о том, что ядерная война погубит Землю и что никто не сможет выиграть такую войну. Я вспомнила, как проснулась однажды утром и подумала: а что, если это последний день жизни на Земле?»
Она написала письмо в ноябре 1982 года, но ответа так и не поступило — кроме публикации отрывка её письма в газете «Правда» в апреле 1983 года, где девочку упрекнули за то, что она приписывает СССР «желание завоевать мир». Хотя и это уже означало: письмо доставлено, прочитано и отработано пропагандой.
Саманта в том же апреле написала письмо советскому послу в США Анатолию Добрынину, пытаясь узнать, собирается ли генсек Андропов ответить ей на первое письмо.
И в этом же месяце получила ответ от Андропова:
19 апреля 1983 года
«Дорогая Саманта!
Получил твоё письмо, как и многие другие, поступающие ко мне в эти дни из твоей страны, из других стран мира.
Мне кажется — я сужу по письму, — что ты смелая и честная девочка, похожая на Бекки, подружку Тома Сойера из знаменитой книги твоего соотечественника Марка Твена. Эту книгу знают и очень любят в нашей стране все мальчишки и девчонки.
Ты пишешь, что очень обеспокоена, не случится ли ядерная война между двумя нашими странами. И спрашиваешь, делаем ли мы что-нибудь, чтобы не дать вспыхнуть войне.
Твой вопрос — самый главный из тех, что мог бы задать каждый думающий человек. Отвечу тебе на него серьёзно и честно.
Да, Саманта, мы в Советском Союзе стараемся делать всё для того, чтобы не было войны между нашими странами, чтобы вообще не было войны на земле. Так хочет каждый советский человек. Так учил нас великий основатель нашего государства Владимир Ленин.
Советские люди хорошо знают, какая ужасная и разрушительная вещь война. 42 года тому назад нацистская Германия, которая стремилась к господству надо всем миром, напала на нашу страну, сожгла и разорила многие тысячи наших городов и сёл, убила миллионы советских мужчин, женщин и детей.
В той войне, которая закончилась нашей победой, мы были в союзе с Соединёнными Штатами, вместе боролись за освобождение от нацистских захватчиков многих народов. Я надеюсь, что ты это знаешь по урокам истории в школе. И сегодня мы очень хотим жить в мире, торговать и сотрудничать со всеми своими соседями по земному шару — и с далёкими, и с близкими. И, конечно, с такой великой страной, как Соединённые Штаты Америки.
И у Америки, и у нас есть ядерное оружие — страшное оружие, которое может в один миг убить миллионы людей. Но мы не хотим, чтобы оно когда-либо было пущено в ход. Именно поэтому Советский Союз торжественно, на весь мир объявил, что никогда — никогда! — не применит ядерное оружие первым ни против какой страны. И вообще мы предлагаем прекратить его дальнейшее производство и приступить к уничтожению всех его запасов на земле.
Мне кажется, что это — достаточный ответ на твой второй вопрос: «Почему вы хотите завоевать весь мир или по крайней мере Соединённые Штаты?» Ничего подобного мы не хотим. Никто в нашей стране — ни рабочие и крестьяне, ни писатели и врачи, ни взрослые и дети, ни члены правительства не хотят ни большой, ни «малой» войны.
Мы хотим мира — нам есть чем заняться: выращивать хлеб, строить и изобретать, писать книги и летать в космос. Мы хотим мира для себя и для всех народов планеты. Для своих детей и для тебя, Саманта.
Приглашаю тебя, если пустят родители, приехать к нам, лучше всего — летом. Узнаешь нашу страну, встретишься со сверстниками, побываешь в интернациональном лагере детворы — в Артеке на море. И сама убедишься: в Советском Союзе все — за мир и дружбу между народами.
Спасибо за твоё поздравление. Желаю тебе всего самого хорошего в твоей только что начавшейся жизни».
Саманта и ее родители приняли приглашение и отправились в СССР в июле 1983 года. Девочка побывала в советском лагере «Артек», в Москве и Ленинграде. В СССР суммарно она провела 2 недели. Саманта с большим теплом отозвалась о своем пребывании в Советском Союзе:
«Трудно поверить, что мне так повезло и что одно письмо так сильно изменило мою жизнь. Мир уже не кажется мне таким сложным, как это было, когда я рассматривала путеводители, взятые в библиотеке. И советские люди показались мне больше похожими на добрых соседей. Вероятно, это самое важное из того, что мне удалось понять и осмыслить».
После возвращения в США, Саманта Смит активно ходила на различные телепередачи, общалась с политиками и снималась в сериалах. В 1985 году после съемок Саманта вместе со своим отцом трагично погибла в авиакатастрофе.
Письмо и путешествие Саманты Смит стало формой своеобразной дипломатии разрядки. В 1986 году в США от СССР направилась советская школьница Катя Лычева.
В октябре 1985 года мама Саманты Джейн Смит основала фонд имени своей погибшей дочери, которые активно занимался продвижением обмена между школьниками двух стран.
Например, в США в 1986 году отправилось 20 советских школьников, которые провели 3 недели в окружении американских сверстников, а летом 1986 года в СССР отправились 20 одноклассников Саманты, которые провели время в детском лагере «Артек».
Давайте обсудим?
Теперь остается ответить на самый главный вопрос: что же, на самом деле, представлял из себя феномен Саманты Смит? Была ли эта искренняя детская попытка изменить мир или продуманная политтехнология?
Сама поездка Саманты говорит о тупиковом положении, в котором оказалась советско-американская дипломатия в 80-х годах: все попытки переломить ситуацию и перенаправить отношения в более позитивное русло оказались тщетными.
Усилиями политиков на тот момент ничего нельзя было изменить.
Исследователь-американист Иван Курилла подвел краткое резюме «дипломатии доброй воли», которая имело место в этот опасный промежуток времени:
«Сегодня обе истории (Саманты Смит и Кати Лычевой) кажутся по меньшей мере странными. Использование детей, девочек, как послов доброй воли, был тревожным признаком того, что диалог дипломатов зашел в тупик».
И надо отдать должное девочкам, которые сделали со своей стороны все возможное, чтобы помочь политикам выйти из этого тупика.
А вы что думаете?
Ждём ваши комментарии!