Работы Коли Дмитриева, 15-летнего художника, волнуют и спустя 70 лет после его трагической гибели. С 12 октября 2023 г. в Музейно-выставочном комплексе Школы акварели Сергея Андрияки идёт персональная выставка этого талантливого художника. Экспозиция продлится до 14 января 2024 г.
На выставке представлено около 200 произведений, выполненных в технике акварели и карандашом, а также фотографии, каталоги, личные дневники.
Коле Дмитриеву навсегда осталось 15 лет
Летом 1948 года Колю позвали на охоту соседские мальчики. По трагическому стечению обстоятельств он согласился, а ведь на почте уже лежала телеграмма от родителей с датой отъезда. Если бы не эта заминка, Коля принялся бы собирать вещи, но бумагу принесли с трёхдневной задержкой.
На охоте Коля получил случайный выстрел в висок. Его товарищ споткнулся, стукнулся прикладом о пень, и ружьё выстрелило. Так оборвалась жизнь одарённого художника Коли Дмитриева.
Как рос Коля
Родители Коли — Наталия и Фёдор Дмитриевы — тоже были художниками и смогли создать Коле нужную среду для развития его таланта.
Когда Коля был маленький, он быстро изрисовывал по целому альбому. И тогда мама решила порезать альбомные листки на небольшие кусочки, чтобы сэкономить бумагу. И случилось чудесное: в малом формате рисунки Коли приобрели завершённость и композиционную цельность.
С 11 лет Коля ходил в студию рисования в Доме пионеров на Арбате. Ещё шла война, здание отсырело насквозь, мольберты затерялись где-то на складе, для работы детям давали обёрточную бумагу. А по вечерам дома мама читала вслух, и Коля с сестрой Катей снова рисовали.
После войны, в 1946 году Коле Дмитриеву исполнилось 13 лет, и пришло время поступать в художественную школу. Узнав, что его рисунки уже отрекомендовали директору одной художественной школы, он наотрез отказался поступать по протекции родственников.Так Николай сдал конкурсные экзамены в Московскую среднюю художественную школу им. В. И. Сурикова, где по счастливому стечению обстоятельств его наставницей стала Антонина Петровна Сергеева — ученица его любимого художника Валентина Серова.
Коля Дмитриев никогда не довольствовался достигнутым, а постоянно работал над своей техникой:
...Придаю особое значение небу. Мне кажется, что основное в пейзаже – правильно решить, угадать небо. Внимательно прописать, добиться чистоты, прозрачности. И только в этом случае пейзаж заиграет... В живописи я почти совсем перешел с полуватманской бумаги на тонкую, шершавую. Она дает возможность лить акварель. Делает ее прозрачной и чистой. Заметил на практике, что большое значение в технике имеет бумага.
Воспоминания трагического лета 1948 года
В тот год Дмитриевы вывезли детей в село Репинка Калининской области. Родители через несколько дней уехали работать, а дети остались с няней. Вот что Коля писал о тех местах в письме своему другу.
Деревушка, в которой я обитаю, стоит посреди поля, окружённая лесом. Вокруг нас довольно живописно. Лес тут смешанный, в полутора километров — река. Здесь совсем не чувствуется XX век. В колхозе ни одной машины, жнут серпом, а молотят цепами. Всё население неграмотное, бо́льшая часть жителей корелы. Среди них встречаются типы очень интересные, особенно хороши дети. Просто Тургеневские Федюши и Павлуши.
Более ста пятидесяти очень зрелых акварелей создает он в то лето. Акварель растекается цветным облаком или воздушной дымкой, становясь то полем со зрелыми колосьями, то крышей сарая, то лепестком цветка. Работы потрясающие по композиции, по колориту, по глубине проникновения в суть того, что он изображал. Тонкое чувствование природы.
Первая выставка
Через год после его гибели, в 1949 году, в Москве в Центральном доме работников искусств открылась первая выставка его акварелей и рисунков, получившая признание таких мастеров, как Вера Мухина и Игорь Грабарь.
Акварели Коли потрясли Бориса Пастернака:
От волнения я не мог произнести ни слова. Да как же иначе, когда эти акварели, как живые, сходят со стен к Вам навстречу, берут Вас за руки, заговаривают с Вами и уводят, куда им вздумается
Художник Игорь Грабарь написал в книге отзывов выставки в ЦДРИ:
Не первый раз я вижу рисунки и акварели Коли Дмитриева, но каждый раз нахожу в них новое очарование и мастерство взрослого художника, неразрывно связанное с непосредственностью детского восприятия. Какой подлинный художник погиб в его лице!..
А писатель Лев Кассиль, попав на выставку произведений Коли Дмитриева, был настолько поражен увиденным, что решил написать о нём книгу. Она вышла в свет в 1953 году и называется «Ранний восход. Повесть о юном художнике» .
А вот отзыв о работах Николая скульптора Веры Мухиной:
Милый Коля, я не знала тебя, но искусство твоё так тонко, так ярко, так полно ощущения жизни, что, несмотря на то, что тебя нет, ты всегда будешь жить, ибо искусство твоё есть сама жизнь...
Напоминаю, что москвичи и гости города до 14 января 2024 года по адресу Гороховский пер., д.17 могут своими глазами увидеть мир удивительного художника Коли Дмитриева.
Берегите вдохновение!
Ваша К. С.