Реагируйте на сложности в развитии своего ребенка как можно раньше, чтобы иметь возможность вовремя оказать ему поддержку и помощь и изменить ситуацию к лучшему! Если вы беспокоитесь о развитии вашего ребенка, не ждите. Вы лучше всех знаете своего ребенка. Раннее вмешательство помогает детям улучшить свои способности и освоить новые навыки. Обратитесь в РЦ «Инвента», если вы заметили какие-либо признаки возможной задержки развития.⠀
⠀
❓Что такое раннее вмешательство?⠀
Раннее вмешательство:⠀
•⠀Этот термин используется для описания услуг и поддержки, которые помогают младенцам и малышам (от рождения до 3 лет) с задержкой развития или инвалидностью и их семьям.⠀
•⠀Услуги раннего вмешательства могут включать в себя консультации и/или занятия, например,⠀с логопедом, дефектологом, специалистом по движению, сенсорной интеграции, в зависимости от потребностей ребенка и семьи.⠀
•⠀Оно может оказать значительное влияние на способность ребенка осваивать новые навыки и повышать его успехи в дальнейшем развитии и обучении и жизни.⠀
⠀
❓Почему раннее вмешательство важно?⠀
Раньше лучше!⠀
Вмешательство, вероятно, будет более эффективным, если оно будет оказано в более раннем возрасте, чем в более позднем. ⠀
📎Связи в мозгу ребенка наиболее развиваются в первые три года жизни. Эти связи, также называемые нейронными цепями, являются основой для обучения, поведения и здоровья. Со временем эти связи становится все труднее изменить. Чем раньше будут обнаружены задержки в развитии и начато вмешательство, тем больше шансов у маленького ребенка реализовать свой потенциал.⠀
📌ВАЖНЫЕ ВЕХИ: ВАШ РЕБЕНОК К ДВУМ МЕСЯЦАМ⠀⠀
⠀⠀
То, как ваш ребенок играет, учится, говорит, действует и двигается, дает важные сведения об его развитии. Вехи развития — это то, что большинство детей (75% и более) могут делать к определенному возрасту.⠀⠀
Что большинство детей делают в этом возрасте:⠀⠀
Социальные/эмоциональные вехи:⠀⠀
•⠀Успокаивается, когда с ним разговаривают или берут на руки;⠀⠀
•⠀Смотрит на лицо значимого взрослого;⠀⠀
•⠀Когда вы подходите к ребенку, кажется, что он рад вас видеть;⠀⠀
•⠀Улыбается, когда вы разговариваете или улыбаетесь ему.⠀⠀
⠀⠀
Вехи языка/коммуникации:⠀⠀
•⠀Издает звуки, отличные от плача;⠀⠀
•⠀Реагирует на громкие звуки.⠀⠀
⠀⠀
Когнитивные вехи (обучение, мышление, решение проблем):⠀⠀
•⠀Наблюдает за вами, когда вы двигаетесь;⠀⠀
•⠀Смотрит на игрушку несколько секунд.⠀⠀
⠀⠀
Вехи движения/физического развития:⠀⠀
•⠀Удерживает голову, лежа на животе;⠀⠀
•⠀Двигает обеими руками и обеими ногами;⠀⠀
•⠀Пользуется руками для исследования окружающего пространства из положения на животе (недолго).⠀⠀
⠀⠀
Другие важные вещи, которыми стоит поделиться с врачом и/или специалистом по раннему развитию:⠀⠀
•⠀Чем вы и ваш ребенок занимаетесь вместе?⠀⠀
•⠀Что любит делать ваш малыш?⠀⠀
•⠀Вас беспокоит что-то, что ваш ребенок делает или не делает?⠀⠀
•⠀Потерял ли ваш ребенок какие-либо навыки, которые у него когда-то были?⠀⠀
•⠀Есть ли у вашего ребенка особые потребности в медицинском обслуживании или он/она родился преждевременно?⠀⠀
⠀⠀
📎Советы и мероприятия: что вы можете сделать для своего 2-месячного ребенка?
Как первый учитель вашего ребенка, вы можете помочь ему в обучении и развитии мозга. Попробуйте эти простые советы и действия. Поговорите с врачом вашего ребенка и/или специалистом по ранней помощи, если у вас есть вопросы или дополнительные идеи о том, как помочь развитию вашего ребенка.⠀⠀
•⠀Отвечайте позитивно на инициативу своего ребенка. Ведите себя эмоционально, улыбайтесь и разговаривайте с ним, когда он издает звуки. Это учит его «говорить», соблюдая некоторую очередность в разговоре.⠀⠀
•⠀Разговаривайте, читайте и пойте с ребенком, чтобы помочь ему развить и понять язык. Обращайте внимание на фольклор, относящийся к родному языку матери.⠀⠀
•⠀Проводите время, обнимая и поддерживая своего ребенка. Это поможет ему чувствовать себя в безопасности и чувствовать Вашу заботу о нем. Вы не избалуете своего малыша, удерживая его или отвечая ему.⠀⠀
⠀⠀
📌ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ⠀⠀
•⠀Отзывчивость к ребенку помогает ему учиться и расти. Ограничение времени, проводимого за экраном (телевизор, смартфон и прочее), когда вы с ребенком, помогает вам реагировать.⠀⠀
•⠀Берегите себя. Воспитание может быть тяжелой работой! Легче наслаждаться со своим ребенком, когда вы чувствуете себя хорошо.⠀⠀
•⠀Научитесь замечать и реагировать на сигналы вашего ребенка, чтобы знать, что он чувствует и что ему нужно. Вы будете чувствовать себя хорошо, а ваш ребенок будет чувствовать себя в безопасности и любимым. Например, пытается ли он «играть» с вами, издавая звуки и глядя на вас, или он отворачивается, зевает или становится суетливым, потому что ему нужен перерыв?⠀⠀
•⠀Укладывайте малыша на животик, когда он бодрствует, и кладите перед ним игрушки на уровне глаз. Это поможет ему научиться поднимать голову вверх. Не оставляйте малыша одного. Если он кажется сонным, положите его на спину в безопасное место для сна (твердый матрас без одеял, подушек, бамперов или игрушек).⠀⠀
•⠀Кормите ребенка только грудным молоком или смесью. Младенцы не готовы к другой пище, воде или другим напиткам примерно в первые 6 месяцев жизни.⠀⠀
•⠀Узнайте, когда ваш ребенок голоден, обращайте внимание на внешние проявления (например, изменение настроения, которое возникает до того, как ребенок начнет плакать, требуя еды) . Следите за признаками голода, такими как прикладывание рук ко рту, поворот головы к груди/бутылочке, причмокивание/облизывание губ.⠀⠀
•⠀Ищите признаки того, что ваш ребенок сыт, например, закрывает рот или отворачивает голову от груди/бутылочки. Если ваш ребенок не голоден, можно прекратить кормление.⠀⠀
•⠀Не трясите своего ребенка и не позволяйте никому — никогда! Вы можете повредить его мозг или даже стать причиной его смерти. Положите ребенка в безопасное место и уходите, если вы расстраиваетесь, когда он плачет. Проверяйте его каждые 5–10 минут. Младенческий плач часто усиливается в первые несколько месяцев жизни, но со временем становится лучше!⠀⠀
•⠀Соблюдайте режим сна и кормления. Это поможет вашему ребенку начать узнавать, чего ожидать.⠀⠀
•⠀Держите погремушку сбоку от головы ребенка, встряхните ее и посмотрите, ищет ли ребенок звук.⠀⠀
•⠀Старайтесь сохранять спокойствие, когда ваш ребенок расстроен, разговаривайте с ним тихо, держите на руках, укачивайте или напевайте ему. Это поможет ему успокоиться и уменьшить стресс и страхи.⠀⠀
•⠀Ограничьте экранное время (телевизор, планшеты, телефоны и т. д.) видеозвонками с близкими. Экранное время не рекомендуется для детей младше 2 лет. Младенцы учатся, разговаривая, играя и взаимодействуя с другими.⠀⠀
•⠀Разговаривайте и играйте с ребенком во время кормления, одевания и купания.⠀⠀
•⠀Помогите ребенку научиться успокаивать себя, позволяя ему сосать пальцы или пустышку.⠀⠀
•⠀Скопируйте звуки вашего ребенка и посмотрите, как долго ваш ребенок «говорит», издавая звуки взад и вперед вместе с вами.⠀⠀
•⠀Поместите безопасное для ребенка зеркало рядом с ребенком, чтобы он мог смотреть на себя. Он начнет развивать чувство того, кто он есть в этом мире.⠀⠀
•⠀Посмотрите на яркие картинки или лица вместе с малышом и поговорите о них.⠀
⠀
📌ВАЖНЫЕ ВЕХИ: ВАШ РЕБЕНОК К ЧЕТЫРЕМ МЕСЯЦАМ
❓Что большинство детей делают в этом возрасте?⠀
Социальные/эмоциональные вехи:⠀⠀
•⠀Улыбается сам по себе, чтобы привлечь ваше внимание;⠀⠀
•⠀Смеется (еще не в полную силу), когда пытаешься рассмешить его;⠀⠀
•⠀Смотрит на вас, двигается или издает звуки, чтобы привлечь или удержать ваше внимание.⠀⠀
Вехи языка/коммуникации:⠀⠀
•⠀Издает звуки «оооо», «ааа» (воркует, гулит);⠀⠀
•⠀Издает звуки, когда вы разговариваете с ним;⠀⠀
•⠀Поворачивает голову на звук вашего голоса.⠀⠀
⠀⠀
Когнитивные вехи (обучение, мышление, решение проблем):⠀⠀
•⠀Если голоден, открывает рот, когда видит грудь или бутылочку;⠀⠀
•⠀С интересом смотрит на свои руки.⠀⠀
⠀⠀
Вехи движения/физического развития:⠀⠀
•⠀Держит голову устойчиво без поддержки, когда вы держите его на руках;⠀⠀
•⠀Держит игрушку, когда вы кладете ее ему в руку;⠀⠀
•⠀Использует руку, чтобы размахивать игрушками;⠀⠀
•⠀Подносит руки ко рту;⠀⠀
•⠀Приподнимается на локтях/предплечьях, когда лежит на животе.⠀⠀
⠀⠀
Другие важные вещи, которыми стоит поделиться с врачом и/или специалистом по ранней помощи⠀⠀
•⠀Чем вы и ваш ребенок занимаетесь вместе?⠀⠀
•⠀Что любит делать ваш малыш?⠀⠀
•⠀Вас беспокоит что-то, что ваш ребенок делает или не делает?⠀⠀
•⠀Потерял ли ваш ребенок какие-либо навыки, которые у него когда-то были?⠀⠀
•⠀Есть ли у вашего ребенка особые потребности в медицинском обслуживании или он/она родился преждевременно?⠀⠀
⠀⠀
📎Советы и мероприятия: что вы можете сделать для своего 4-месячного ребенка?
Как первый учитель вашего ребенка, вы можете помочь ему в обучении и развитии мозга. Попробуйте эти простые советы и действия безопасным способом. Поговорите с врачом вашего ребенка и учителями, если у вас есть вопросы или дополнительные идеи о том, как помочь развитию вашего ребенка.⠀⠀
•⠀Отвечайте позитивно на инициативу своего ребенка. Ведите себя эмоционально, улыбайтесь и разговаривайте с ним, когда он издает звуки. Это учит его «говорить», соблюдая некоторую очередность в разговоре.⠀⠀
•⠀Предоставьте малышу возможность тянуться к различным игрушкам в безопасной обстановке, а также пинать их и исследовать окружающий мир. Например, положите его на одеяло с безопасными игрушками.⠀⠀
•⠀Позвольте ребенку брать в рот безопасные предметы, чтобы исследовать их. Так учатся младенцы. Например, позволяйте ему видеть, слышать и трогать предметы, которые не являются острыми, горячими или достаточно маленькими, чтобы ими можно было подавиться.⠀⠀
⠀⠀
📌ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СОВЕТЫ⠀⠀
•⠀Разговаривайте, читайте и пойте своему ребенку. Позже это поможет ей научиться говорить и понимать слова.⠀⠀
•⠀Ограничьте экранное время (телевизор, телефоны, планшеты и т. д.) видеозвонками с близкими. Экранное время не рекомендуется для детей младше 2 лет. Младенцы учатся, разговаривая, играя и взаимодействуя с другими.⠀⠀
•⠀Кормите ребенка только грудным молоком или смесью. Младенцы не готовы к другой пище, воде или другим напиткам примерно в первые 6 месяцев жизни.⠀⠀
•⠀Дайте ребенку безопасные игрушки, которые легко держать, например, погремушки или тканевые книжки с красочными картинками для его возраста.⠀⠀
•⠀Пусть у вашего ребенка будет время двигаться и взаимодействовать с людьми и предметами в течение дня. Старайтесь не держать ребенка в качелях, колясках или надувных сиденьях слишком долго.⠀⠀
•⠀Установите устойчивый режим сна и кормления.⠀⠀
•⠀Положите малыша на спину и покажите ему яркую игрушку. Медленно перемещайте игрушку слева направо и вверх-вниз, чтобы увидеть, наблюдает ли он за движением игрушки.⠀⠀
•⠀Пойте и разговаривайте с ребенком, пока вы помогаете ему «упражняться» (двигать его телом) в течение нескольких минут. Аккуратно согните и двигайте его руками и ногами вверх и вниз.⠀⠀
•⠀Поиграйте с малышом, надежно удерживая его подмышками, оперев его ноги на свои колени. Пусть он прыгает вверх и вниз.⠀⠀
•⠀Играйте в игры, например, в прятки. Вы можете закрыть глаза руками, а затем раскрыть и сказать «ку-ку». Следите за улыбкой вашего ребенка или другими признаками того, что ему нравится игра.⠀⠀
•⠀Обратите особое внимание на то, как ваш ребенок реагирует на разные вещи. Это поможет вам узнать, что ему нравится и не нравится, и что доставляет удовольствие.⠀⠀
•⠀Скопируйте звуки вашего ребенка и посмотрите, как долго ваш ребенок «разговаривает» с вами попеременно. Делайте паузы, - это поможет ему среагировать на звуки Вашего голоса.⠀⠀
•⠀Называйте ребенка по имени, чтобы помочь ему выучить его. Он начнет узнавать его примерно в 9 месяцев. Например, «Тебе щекотно, Максим?»⠀⠀
•⠀Ежедневные игры с ребенком на полу или на игровом коврике помогают ему двигаться, учиться и исследовать.⠀⠀
•⠀Держите и говорите с вашим ребенком; улыбайтесь и будьте веселы, пока вы это делаете.⠀⠀
•⠀Устраивайте спокойные игры, когда вы «читаете» или поете своему ребенку.⠀
👩🏼💼Клинический логопед, дефектолог, эксперт DIR/floortime, руководитель детского развивающего центра РечеЦветик Гомозова Елена Сергеевна