Найти тему
Камера

Как снимали фильм "Цельнометаллическая оболочка"

Оглавление

"Цельнометаллическая оболочка" (1987) — фильм Стэнли Кубрика о войне во Вьетнаме. Экранизация романа ветерана этой войны Густава Хасфорда "Старики". В 1988 году фильм номинировался на "Оскар" за лучший адаптированный сценарий. Русское название фильма представляет собой буквальный перевод термина, означающего оболоченную пулю.

Сюжет фильма разделён на две части. Первая сосредоточена на жестокой и изматывающей подготовке новобранцев Корпуса морской пехоты США на острове Пэрри.

Вторая в жутковато-сатирическом стиле изображает попытки американских солдат отразить т.н. "Новогоднее наступление" вьетконговцев в январе 1968 года.

Разработка

В начале 1980 года Кубрик прочёл роман Хасфорда и "счёл его шедевром". Он решил снять военный фильм о Вьетнаме. В 1983 году Кубрик начал исследования. Он смотрел архивные кадры и документальные съёмки, читал вьетнамские газеты и изучал сотни фотографий той эпохи.

В 1985 году Кубрик связался с Хасфордом и пригласил его присоединиться к команде. Он разговаривал с ним по телефону три-четыре раза в неделю по несколько часов подряд. К тому времени Кубрик и сценарист Майкл Герр (американский военный журналист и писатель, работал также над сценарием к "Апокалипсису сегодня" Фрэнсиса Форда Копполы) уже успели разбить роман на сцены и набросать черновой сценарий. Кубрик наткнулся на термин «цельнометаллическая оболочка» в оружейном каталоге и счёл это отличным названием для фильма. Хасфорд и Герр отправляли Кубрику по почте свои идеи, и он дважды переработал сценарий. Ни Хасфорд, ни Герр не знали, какой вклад каждый из них внес в сценарий, что впоследствии привело к спору о финальных титрах. Хасфорд позже говорил: «Мы были как парни на сборочном конвейере автомобильного завода. Стэнли был единственным, кто знал, какую именно машину мы собираем». Герр заявил, что Кубрик не был заинтересован в создании сугубо антивоенного фильма, но «прежде всего он хотел показать суть войны».

Кстати, Хасфорд лично встретился с Кубриком всего один раз, и разговор вышел крайне неудачным. После этой ссоры режиссёр и сценарист больше никогда не разговаривали друг с другом.

Кастинг

Через "Warner Brothers" Кубрик объявил кастинг актеров в Соединенных Штатах и Канаде. Он получил более 3000 видеокассет с пробами. Сотрудники Кубрика отобрали 800 из них для окончательного просмотра.

Бывший инструктор по строевой подготовке морской пехоты США Ли Эрми первоначально был нанят в качестве технического консультанта. Эрми спросил Кубрика, может ли он пройти прослушивание на роль сержанта Хартмана. До этого он уже снимался в кино, но играл положительного персонажа. Режиссёр ответил, что он недостаточно порочен, чтобы играть Хартмана. Эрми сымпровизировал оскорбительный диалог с группой морских пехотинцев. И Кубрик осознал, что он «просто гениален в этой роли». По оценкам мастера, Эрми написал 50% диалогов своего персонажа.

В то время как Эрми отрабатывал свои реплики в репетиционном зале, ассистент Кубрика бросал в него теннисные мячи и апельсины, которые Эрми должен был поймать и бросить обратно как можно быстрее, произнося свои реплики так быстро, как только мог. Любое колебание, промах или пропущенная строчка - и приходилось начинать всё сначала. Потребовалось двадцать безошибочных прогонов. «Он стал моим инструктором по строевой подготовке» — сказал Эрми о режиссёре.

Молодой и в то время почти неизвестный Дензел Вашингтон проявил интерес к фильму, но Кубрик не прислал ему сценарий.

Рядового по прозвищу "Зверюга" мог сыграть Арнольд Шварценеггер, но не смог из-за обязательств по фильму "Бегущий человек". В итоге роль отошла Адаму Болдуину. Позже он сыграл в сериале "Светлячок" персонажа, по характеру похожего на "Зверюгу" в такой степени, словно они братья-близнецы.

На главную роль рядового "Шутника" рассматривали Вэла Килмера, но в конечном итоге выбрали молодого и перспективного Мэттью Модайна.

Винсент Д`Онофрио сыграл толстого недотёпу по прозвищу "Куча". По словам актёра, это серьёзно подкосило его карьеру и личную жизнь. "Два года после выхода фильма мужчины разговаривали со мной так, словно я умственно отсталый, а женщины при моём появлении презрительно отворачивались".

Съёмки

Фильм снимали в Англии с 27 августа 1985 года по 8 августа 1986 года. Боевые сцены в основном были сняты на территории заброшенного химического завода. Некоторые корпуса специально были взорваны, чтобы создать видимость разрушений после обстрелов и бомбёжек. Кубрик сначала заказал из Калифорнии пластиковую копию джунглей, но результат ему не понравился. Локации были дополнены двумя сотнями импортированных испанских пальм и сотней тысяч пластиковых тропических растений из Гонконга.

Кубрик приобрел четыре танка М41 у полковника бельгийской армии, который был его поклонником. Кубрик также приобрел несколько винтовок, гранатомётов и пулемётов у лицензированного торговца оружием.

Модайн описал съемки как сложные. Завод был загрязнен асбестом и множеством других химических веществ. Во время съёмок первой части фильма Модайн и другие актёры прошли реальную подготовку в Корпусе морской пехоты. При этом Эрми кричал на них по 10 часов в день. Чтобы реакция актеров была как можно более аутентичной и свежей, Эрми и "новобранцы" не репетировали вместе.

Модайн поссорился с Кубриком, так как тот запретил ему покинуть съёмки, чтобы он смог побыть со своей женой во время родов. Мэттью пригрозил порезать себе вены, и таким образом всё равно оказаться в больнице, и мэтру пришлось уступить.

Дочь Кубрика Вивиан присутствовала на съёмочной площадке и сняла 18 часов закулисных кадров для потенциального документального фильма, который так и не вышел. Фрагменты её работы можно увидеть в дополнительных материалах к специальному изданию фильма на DVD.

Саундтрек

Вивиан Кубрик под псевдонимом «Эбигейл Мид» написала оригинальную музыку к фильму - в основном, при помощи синтезатора. Стэнли также просмотрел список 100 лучших хитов журнала Billboard за каждый год с 1962 по 1968 год и не обнаружил ничего подходящего. В итоге он использовал малоизвестные, но великолепно вписывающиеся в атмосферу и эстетику фильма композиции 60-х. Например, "Surfin` Bird" группы The Trashmen и "Wooly Bully" Sam the Sham & the Pharaohs.

Критика и восприятие

Сразу после выхода на экраны фильм получил восторженный приём у кинокритиков. Ричард Корлисс из "Тайм" высоко оценил "олимпийскую элегантность и точность режиссуры": «Напряженный, плотно сконструированный и временами мрачно-комичный, новый шедевр Стэнли Кубрика, возможно, не может похвастаться самыми оригинальными темами, но чрезвычайно эффективен в их подаче».

Эссе Майкла Перселла «Цельнометаллическая оболочка: Разгадка патриархата» (1988) было глубоким исследованием двухчастной структуры фильма и его критики маскулинности, заявляя, что фильм показывает «войну и порнографию как грани одной и той же системы».

Большинство рецензий были сосредоточены на темах промывания мозгов военной пропагандой, в то время как содержание второй половины фильма рассматривалось как более запутанное и бессвязное. Рита Кемпли из "Вашингтон пост" резюмировала: "Они как будто позаимствовали кусочки из каждого военного фильма, чтобы склеить из них этот эклектичный финал". Именитый Роджер Эберт увидел в картине попытку рассказать историю отдельных персонажей и влияния войны на них. По словам Эберта, в результате получился бесформенный фильм, который «больше похож на сборник рассказов, чем на роман». Джулиан Райс в своей книге «Надежда Кубрика» (2008) рассматривал вторую часть фильма как продолжение психического путешествия рядового Шутника в его попытке понять человеческое зло.

Тони Люсия в своей рецензии 1987 года сделала обзор карьеры Кубрика, предположив, что «объединяющим элементом его работ может быть обычный человек, подавляемый ситуациями слишком обширными и внушительными, чтобы с ними справиться». В итоге она заключила: "Цельнометаллическая оболочка" — это последняя глава в одном большом фильме, который является не просто комментарием к нашему времени или прошлому, но к чему-то, что выходит за пределы времени и пространства".

Британский критик Гилберт Адэр писал: «Подход Кубрика к диалогам всегда был редуктивным и бескомпромиссно детерминистским по своей природе. Он, по-видимому, рассматривает язык как целиком обусловленный окружающей средой, лишь в очень незначительной степени подверженный влиянию субъективного "Я" и личного самовыражения".

Майкл Герр писал о своей работе над сценарием: «Суть была в том, чтобы создать в фильме отчётливое присутствие того, что Карл Густав Юнг называл "Тенью". Война — это высшая область проявления "Тени", и все остальные её действия в конечном итоге приводят вас к войне. Как говорили во Вьетнаме: «Даже если я пройду Долиной Смертной Тени, я не убоюсь Зла, ибо я и есть Зло».