Встречаю комментарии в интернете, а-ля: «зачем психолог постоянно спрашивает про моих родителей», «причем тут я и мои родители», «опять про какие-то детские травмы говорят, а у меня травма в настоящем».
И понять негодование таких людей можно. Действительно, зачем копаться в прошлом, если в прошлом я уже не живу (надеюсь, что не живете), а проблемы нужно решать в настоящем. Но не все так просто в нашей жизни. Давайте разбираться.
Ребенок приходит в этот мир с определенными вводными данными. Для этой темы нам важно, что ребенок приходит не в пустоту, а в конкретную социальную среду. Где ему, просто для выживания, необходимо научиться взаимодействовать с людьми. А у кого он будет учиться и перенимать модели взаимодействия? У родителей! Просто в силу того, что это ближайший пример. Конечно, когда ребенок подрастет, он сможет учиться и у других людей.
Делаем вывод: психолог спрашивает про детство и родителей именно потому, что ему важно знать, с каких установок и правил началось ваше путешествие под названием «Жизнь». Ведь именно эти «правила», будут для вас основополагающими в дальнейшем.
"Ребенок не знает никакого Я, он не знает никакого иного состояния существования, кроме отношений".
Ирвин Ялом
Собирая и анализируя анамнез, (а информация о детстве и взрослении это как раз часть анамнеза), можно проследить, как и главное с чего началось формирование текущей проблемы.
У психолога нет задачи обвинить родителей клиента. Просто перекинув ответственность на родителей ситуацию не изменишь. Ну кому станет легче от этого? Никому. Вопросы о семье и детстве нужно задать лишь для того, чтобы понимать ситуацию в целом. К сожалению, человек — это не часы, где чтобы заменить деталь, достаточно просто вынуть старую и засунуть на ее место новую. Человек — это совокупность обстоятельств всей его прожитой жизни. И конечно, на одном детстве эта жизнь не заканчивается. Фактором для развития той или иной проблемы может стать практически что угодно.
И, конечно, лишь найдя причину, проблему не устранишь, но понимая откуда растут корни, можно делать выводы о возможных вариантах работы.
В частности, работая в экзистенциальном подходе, специалист рассматривает человека не как набор привычек или травм. Но как человека, у которого свой жизненный путь. Который сам принимал решения на протяжении всей жизни. В том числе сам выбирал, хоть и не осознано, патологические или нерациональные варианты поведения. Но не потому, что ему так нравится, а потому, что когда-то эти варианты давали результат. Он видит в них смысл.
- Возможно, это поведение приносило пользу в детстве. Например, если в детстве на ребенка не обращают внимания, пока он не начнет истошно кричать. Истерить, проще говоря. И только в моменты истерики он может добиться внимания родителей. Которое для детей важнее всего остального. То и в дальнейшем, по жизни, человек может проявлять схожее поведение. Всяческими скандалами или криками пытаться добиться внимания. Таким образом пытаясь обратить внимание на себя и получить необходимую «любовь». Раньше ведь истерика работала, почему же сейчас не получится? А если и не получится, возможно, я просто плохо старался. И это не значит, что человек специально, целенаправленно будет искать повод для такого отыгрыша. Но, бессознательно, как только появится возможность, он может применить ту же самую стратегию, которая раньше приносила результаты (пример утрирован, но надеюсь понятен).
“Каждый взрослый человек имеет в своей душе более или менее скрытую каморку, где хранятся реквизиты драмы его детства”. А. Миллер
Родительство одна из самых сложных задач в жизни. Невозможно просчитать все и вся. И кому как не психологам понимать это. Поэтому повторюсь: мы психологи не судьи, которые только и ищут возможность обвинить других людей в проблемах своего клиента. Мы стараемся помочь клиенту изменить свою жизнь в желанную ему сторону. И поиск причин один из важнейших этапов в работе с клиентом. Кто-то делает это через обычный разговор о детстве, кто-то через наблюдение за текущим поведением. Но в любом случае, такими способами, мы стараемся искать причину, но не виновного. Главная задача разобраться с проблемами в настоящем, а для этого нужно знать прошлое. Ведь человек — это совокупность его опыта. На основании опыта он строит предположения. На основании опыта он живет в настоящем и строит планы на будущее. А родители – это те самые люди, которые и дарят нам первый опыт.
Любите и будьте любимыми.