Рудракша - это семя большого вечнозеленого широколиственного дерева рода Elaeocarpus. Обильно встречается в умеренном и субальпийском поясе. Это один из главных символов в шиваизме, олицетворяющий почитание Господа Шивы. Обычное Рудракшу преданные носят на шее, на запястье, в виде малы или четок.
Слово Рудракша состоит из двух корней. Рудра — это проявленная форма самого Господа Шивы, а Акша переводится как «глаза», таким образом слово означает «происшедший из глаз Господа Шивы».
Господь Шива впервые упоминается в Упанишадах. В Шветашватара-упанишаде есть краткое описание Господа Шивы и его деяний для людей.
Упанишады также говорят о Рудракше и камне Вишну.
Слезы Шивы
В одной из пуран, древних индуистских текстов, рассказывается, что Господь Шива медитировал тысячи лет с закрытыми глазами. Когда он открыл глаза, несколько капель слез упали из его глаз на землю. Позже из этих слез выросли деревья Рудракши. Поэтому считается, что Рудракша обладает чудесными способностями, приближает того, кто ее носит к Господу Шиве и развивает с ним духовную связь.
В Брихаджабала Упанишада эта легенда рассказывается немного иначе:
Мудрец Санаткумара подошел к Господу Рудре и попросил его: «Господь, пожалуйста, объясни мне метод ношения Рудракши». Господь сказал ему:
«Рудракша обрела славу под этим именем, потому что изначально она была создана из глаз Рудры. Когда вселенная разрушалась, и после этого, Рудра закрыл свое третье око, и из этого была создана Рудракша. Видение - это свойство Рудракши. Просто прикасаясь ней и нося ее, человек получает тот же эффект, что и раздача благотворительности тысячи коров».
Также с помощью Рудракши можно проверить отрицательную и положительную прану.
Поскольку в древние времена (да и сейчас) садху и саньясины часто перемещались с места на место им приходилось пить воду из самых разных водоемов. Однако такая вода не всегда могла быть использоваться как питьевая, она могла быть заражена болезнями или просто чем-либо загрязнена.
И считается, что если человек глубокого занимается духовной практикой, то такой садху или саньясин может с помощью рудракши определить качество воды и еды. Рудракшу держат над водой, и если вода хороша и не опасна для здоровья, веревка с рудракшей будет вращаться по часовой стрелке.
Если же вода загрязненная, то такой «маятник» закрутится против часовой стрелки. Также, если держать его над любой положительной субстанцией праны, рудракша начнет двигаться по часовой стрелке. А над любым предметом или пищей с плохой энергетикой – против.
Рудракша против зла и негативной энергии
Атхарваведа говорит о том, как можно использовать энергию себе на пользу и во вред кому-то другому. Это текст о всевозможном магическом воздействии и заклинаниях.
И здесь упоминается, что для защиты от любого рода негативной энергии можно использовать Рудракшу.
Также последователи Шиваизма верят, что бусины Рудракши создают своеобразный зонтик или энергетический кокон. Для человека, большую часть времени находящегося в пути, такого как странствующий садху, Рудракша является энергетической поддержкой, поскольку создает постоянный источник энергии.
Мала из Рудракши
Когда изготавливают четки, традиционно бусины нанизываются на белую хлопковую или шелковую нить. Чаще всего количество бусин составляет 108 + одна для удобства чтения мантр. Дополнительная бусина, называемая «Меру», бинду или «бусина гуру», помогает отметить начало и конец цикла из 108 и имеет символическое значение как «основная» бусина.
Бусин может быть меньше, например, 27+1, 54+1 тогда при повторении мантр, вам придется пройти этот круг дважды или трижды.
Также считается, что четки Рудракши наиболее эффективны в практике Джапа-йоги. Бидж-мантру повторяют устно или мысленно 108 раз в день, считая при этом четки Рудракши и в то же время подчиняясь бесконечному, всепроникающему присутствию Господа Шивы.
Рудракша и варны
В «Рудракша-Джабала Упанишад» говорится, что брамины должны носить белую рудракшу, кшатрии — зерна красного цвета, вайшьи — желтые зерна, а те, кто относится к шудрам — черные.
Многоликая Рудракша: какие бывают бусины
Существует 21 вид Рудракши. Все эти виды имеют свое сакральное значение и соответственно различаются по количеству мухки – так называемых ликов (сегментов на каждом зерне Рудракши).
Бусины варьируются от одногранных до 21-гранных, и каждому из них приписывается разная сакральная ценность. Чаще всего носят Панча Мукхи или пятиликую Рудракшу. Разберем основные виды.
Эк Мухи Рудракша (один лик)
Рудракша с одним ликом или Эк Мухи считается наиболее близкой к Господу Шиве. Говорят, что обладание им приносит все виды мирских удовольствий и богатств. Такая рудракша считается очень могущественной.
Одна здесь есть и свои особенности. В Индии есть распространенная поговорка: «Если ты носишь Эк Мухи, то через 12 дней ты покинешь свою семью».
Это означает, что энергия такой Рудракши работает таким образом, что вам захочется жить одному, и ваша энергия будет несовместима с энергией других.
Поэтому такая Рудракша очень хорошо подходит для отшельников и аскетов.
Гаури Шанкар Рудракша (две сросшиеся Рудракши)
Гаури Шанкар Рудракшу можно носить, если вы хотите выстроить баланс между своими Идой и Пингалой (Ида и Пингала представляют основную двойственность в природе и олицетворяются Шивой и Шакти - мужской и женский аспект во всех сферах жизни).
Считается, что ношение такой Рудракши может принести процветание в денежной, материальной и духовной сферах.
Четыре Мукхи Рудракши (4 лика)
Четырехликая Рудракша – это символ Бога Брахмы (Творца Вселенной).
Носящий такую Рудракши обретает силу творчества. Оно дает яркость глазам, мягкость речи, сияние телу и хорошее здоровье.
Четырехликая Рудракша также известна как олицетворение четырех Вед (Самаведа, Яджурведа, Ригведа и Атхарваведа).
Сам Бог Брахма носит такую Рудракшу. Носящего хвалят все четыре варны (касты): брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры. И все четыре общины: брахмачарья (ученики), грихастха, ванапрастха и саньяса.
Считается, что эта Рудракша уничтожает многие суровые грехи.
Господь Шива говорит своему сыну Картикее:
«Посмотрев и прикоснувшись к Четырехликой Рудракше, ты вскоре получишь Дхарму Артху Каму и Мокшу (что означает религиозную ценность, Богатство, Любовь/Удовольствие и Освобождение)».
В Агни Пуране сказано, что нерелигиозные люди также становятся верующими, а злые люди превращаются в хороших людей, когда мы носим Рудракшу с четырьмя ликами.
Эта Рудракша очень эффективна для студентов, ученых, исследователей, ученых, художников, писателей и журналистов. Она увеличивает и развивает силу памяти, сообразительность и интеллект.
Также четырехликая Рудракша подходит для медитации и йоги, увеличивая силу преданности и уверенность в своем пути.
Она благословлена Богиней Сарасвати (богиней образования и женой Бога Брахмы). Эта благоприятная Рудракша также способна дать высшее знание о Боге. Кстати, иногда эту Рудракшу даже называют Брахма-Сарасвати Рудракша.
Рудракша с 4 мукхи — одна из легкодоступных бусин. Ее достаточно легко найти, в отличие, например, от Шанкар-Гаури Рудракши.
Панчмукхи Рудракша (5 ликов)
Пятиликая Рудракша – самый распространенный и «безопасный» вариант. Его может носить кто угодно — мужчина, женщина или ребенок. Это полезно для здоровья, особенно для снижения кровяного давления и управления гневом.
Но для детей лучшая Рудракша — это Чха Мухи Рудракша (6 ликов).
Назовем еще ряд преимуществ согласно количеству ликов Рудракши согласно Упанишадам:
- Одноликая рудракша способствует обретению вечной высшей Истины.
- Двухликая символизирует Ардханаришвару (единая формы Шивы и Шакти) и дарует его благословение.
- Три лика позволяют обрести милость бога огня - Агни.
- Четыре мукхи - радуют Брахму.
- Ношение пятилокой Рудракши дает избавление от очень тяжкого греха.
- Шесть ликов - символ сыновей Шивы Карттикеи или Ганеши, дает достигнуть победы и знания.
- Если носить Саптамалу (семиликую рудракшу) - всегда будет здоровье и процветание.
- Восемь мукхи на зерне ( Аштаматра) означают восемь божеств Васу или Гангу. Дает милость этих божеств.
- Девятиликая бусина называется Навашакти и способствует обретение Девяти Великих Сил.
- Десятиликое зерно дает обретение спокойствия.
- Одиннадцать ликов - Экадаша-Рудра приносит рост благосостояния во всех сферах жизни.
- Если у зерна 12 ликов, это означает Махавишну или позволят обрести Мокшу.
- Тринадцать ликов - символ Камадэва, который дарует исполнение желаний.
- Когда ликов у Рудракши 14 - это значит, что Рудра уничтожает все болезни.
Каждая Рудракша особенная
В Деви Бхагвад Пуране даются такие трактовки:
- Одноликая Рудракша олицетворяет Самого Господа Шиву, проявленного и яркого, способного изгнать грех, даже если он убьет брахмана.
- Двуликая Рудракша напоминает божественную пару, Шиву и Шакти, и обладает силой устранять два типа грехов.
- Трехликая Рудракша подобна огню, быстро уничтожающему грех убийства женщины.
- Четырехликая Рудракша символизирует Брахму и освобождает от греха лишения жизни.
- Пятиликая Рудракша является отражением Рудры и искореняет различные грехи, такие как употребление запрещенной пищи или посещение нечистых мест.
- Шестиликая Рудракша представляет Картикею, и ее следует носить на правой руке, чтобы смыть грех Брахмахатьи.
- Семиликая Рудракша называется Анангой и приносит освобождение от греха кражи золота и других ценностей.
- Восьмиликая Рудракша — это Винаяка, которая очищает человека от греха недозволенных связей и дарует изобилие в виде еды, одежды и богатства.
Также считается, наиболее хороши и сильны семена рудракши, в которых отверстие получилось естественным образом, а не сделано вручную человеком.
Есть несколько правил для тех, кто хочет носить Рудракшу:
- нельзя употреблять любые одурманивающие вещества,
- не стоит употреблять в пищу мясо, чеснок и лук.
- Во время солнечных и лунных затмений, а также в период Вишусанкранти (то есть конец месяца Мина и начало Меша-масы), во время Амавасьи (новолуние), Пурнимы (полнолуние) и других важных астрологических дней ношение Рудракши очень благоприятно и избавляет от многих грехов.
В любом случае, духовная и энергетическая сила Рудракши – неоспорима. Недаром в Упанишадах говорится:
«Основание бусин рудракши есть Брахма, их сердцевина — Вишну, их поверхность — Рудра, и их отверстие состоит из всех богов».
Лидия Яхонтова