Привет, друзья! На связи Александр, и вы на канале "Заметки Инсайдера".
Главный антагонист французской литературы и кинематографа - неуловимый и зловещий Фантомас - с лёгкостью меняет свою внешность. Этот жестокий и коварный гений преступного мира не гнушается изощрённых методов убийства, и поймать его кажется невозможным. Таинственный душегуб стал одним из первых в искусстве злодеев, скрывающих лицо за маской.
Ниже я расскажу вам, как снимали культовую кинокомедию с участием Луи де Фюнеса и Жана Маре.
Приятного чтения!
Всё закрутилось в начале XX века
История создания образа Фантомаса восходит к началу XX столетия. Марсель Аллен и Пьер Сувестр, французские писатели, придумали этого харизматичного персонажа. На протяжении трёх лет (с 1911 по 1913 гг.) авторы написали 32 захватывающих бульварных романа, работая с невероятной скоростью - примерно один роман в неделю. Также в этот период было снято 5 фильмов, посвящённых именитому злодею, однако, к сожалению, сегодня их помнят только истинные ценители кинематографа.
После ухода из жизни Пьера Сувестра в 1914 году серия была приостановлена, но через полтора десятилетия Марсель Аллен самостоятельно продолжил трудиться над проектом, написав ещё 11 книг – заключительный роман под названием “Фантомас там правит бал” увидел свет в 1963 году, незадолго до начала съёмок фильма. В финальной сцене романа преступник в маске и комиссар Жюв покидают Землю и отправляются в космическое путешествие.
При этом литературное воплощение Фантомаса значительно отличалось от его кинообраза: ни о какой комедии здесь речи не шло, злодей был безжалостным и бескомпромиссным. И борьба с ним велась со всей серьёзностью, без каких-либо шуток.
Агент 007 и его "последователь"
После ошеломительного успеха первого фильма о Джеймсе Бонде (“Доктор Ноу”, 1962 год) Франция начала искать своего “супергероя” для создания собственной франшизы. Выбор пал на Фантомаса, однако с изменением концепции: вместо серьёзного фильма было решено снять комедию. В результате появилась трилогия, которая стала не только пародией на романы о Фантомасе, но и на фильмы об агенте 007.
Марсель Аллен изначально был доволен идеей новой экранизации и даже подписал соглашение с компанией Gaumont. Правда, в итоге он почувствовал себя оскорблённым и подал иск в суд. Аллен утверждал, что фильмы в жанре "гротеска" могут навредить его литературному достоянию. Суд поддержал писателя и аннулировал его контракт с киностудией, предписав выплатить ему 3% дохода от фильмов.
Быть главным злодеем не так уж и просто
Роль главного героя киноленты досталась Жану Маре, который столкнулся с рядом трудностей при её воплощении. Хотя маска Фантомаса и была создана по его же эскизам, она всё равно оказалась крайне неудобной. На грим уходило слишком много времени, к тому же под воздействием солнечных лучей маска становилась жёсткой, что вызывало у актёра аллергическую реакцию.
Впрочем, самый значительный урон был нанесён самооценке Жана Маре: озвучкой Фантомаса занимался актёр Раймон Пеллегрен. Режиссёр пришёл к выводу, что его голос обладает более глубоким и “злодейским” звучанием.
Вследствие этого Жан Маре настоял на том, чтобы его имя убрали из титров картины. Только благодаря тому факту, что он параллельно исполнял роль Фандора, удалось убедить его отказаться от необдуманной затеи.
Когда Фантомас и Фандор находились на экране вместе, одного из этих персонажей (который оказывался спиной к камере) играл Кристиан Тома. Также Кристиан исполнил в фильме роль инспектора полиции.
Гениальный Луи де Фюнес
Кстати, Жан Маре и Луи де Фюнес постоянно были недовольны друг другом на съёмочной площадке. Маре не одобрял импровизационный стиль де Фюнеса, который то и дело придумывал новые “фишки”. В свою очередь, Жан предпочитал строго следовать сценарию.
По иронии, неуклюжий комиссар Жюв в исполнении Луи де Фюнеса стал центральной фигурой картины, затмив самого Фантомаса. Жан Маре не мог с этим мириться и принял для себя решение отказаться от дальнейшего участия в сиквелах. В те времена не было принято менять исполнителей главных ролей “по ходу пьесы”. А ведь сначала планировалось снять 10-12 фильмов.
Тщательная подготовка к съёмкам
Физическая форма Жана Маре позволила ему выполнить значительную часть трюков без привлечения каскадёров. Исключением стали сцены с автомобильными погонями – актёр не обладал необходимыми навыками вождения.
Для Луи де Фюнеса участие в трюковых сценах было своеобразным вызовом. Он мог бы доверить выполнение трюков профессионалам, но не желал отставать от Маре, поэтому решил “пуститься во все тяжкие”.
Например, во время преследования Фантомаса актёр спрыгнул с моста на паровоз самостоятельно. Этот трюк был тщательно подготовлен и успешно выполнен без особых проблем.
Но когда снимали сцену, в которой Фантомас ускользает от Жюва на вертолёте, Луи де Фюнесу пришлось не один час провисеть на кране, держась руками за стропы - операторы всё не могли определиться с идеальным ракурсом. Из-за этого актёр растянул связки плечевого сустава. Немало лет потребовалось на восстановление.
В съёмках участвовали и профессиональные каскадёры. Спецэффектами заведовал Жиль Деламар, а за выполнение трюков на мотоцикле отвечал Реми Жюльен - чемпион Франции по мотокроссу (1957 г.).
"Фантомас" в Советском Союзе
Популярность Жана Маре в СССР сыграла большую роль в появлении “Фантомаса” у нас на Родине. В 1961 году актёр посетил Ленинград, где участвовал в “Неделе французского кино”. После этого Маре всегда положительно высказывался об СССР. Неудивительно, что в 1967 году мы получили три части 'Фантомаса" от французов в обмен на нашу “Анну Каренину”.
Озвучивание фильмов в Советском Союзе производилось на киностудии "Союзмультфильм". Там же был добавлен тот самый "демонический смех" Фантомаса, которого не было в оригинале.
Важно подчеркнуть, что кинолента "Фантомас" во Франции не стала самой популярной – в 1964 году она даже не попала в пятёрку наиболее просматриваемых фильмов, её увидели примерно 4,5 миллиона зрителей. Однако в СССР дело обстояло иначе – у нас фильм получил охват в 45 миллионов человек (по некоторым данным – в 60 миллионов).
Интересное наблюдение: в то время как французы рассматривали фильм как комедию (и его слоган гласил "Посмотрите на Фантомаса и умрите от смеха"), в Советском Союзе его воспринимали как серьёзный боевик.
Также в СССР ходила легенда о четвёртой картине с участием Фантомаса, и многие (на удивление) знали её содержание. Вдобавок к этому, на волне популярности в Союзе трилогии о похождениях “многоликого злодея” Андре Юнебель задумывался снять продолжение под названием "Фантомас в Москве". Но не сложилось. А жаль.
Спасибо за прочтение друзья! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить свежие публикации. Если статья наберёт 200 лайков, продолжу освещать фильмы о Фантомасе.