«Если представить, что школа – это театр, то я в ней всегда была режиссером. Сейчас с удовольствием работаю ''на сцене''», – говорит о своей трансформации, в том числе и о переходе в онлайн, учитель русского и белорусского языков из Могилевской области Светлана Лабодаева. Она, на наш взгляд, воплощение современного педагога, который постоянно стремится к саморазвитию и не боится изменений.
Этим материалом мы начинаем рассказывать об участниках курса «Цифровой педагог» и их историях перехода в онлайн. Эта – про то, что любой конец – это новое начало.
В профессии наша героиня более 30 лет. 12 из них отдала директорству. За это время в небольшой сельской школе, одной из первых в области, созданы агроклассы с почти 100-процентным поступлением, введены дни самоуправления, профильное обучение, ученическая газета. Но в один момент педагог поняла: чтобы не потерять себя, пора бросать систему и должность, где приходится заниматься в основном хозяйственной работой. Уходить в никуда – непозволительная роскошь, поэтому для начала взяла на онлайн-репетиторство по русскому языку несколько знакомых учеников.
– Дочка помогла настроить Zoom. Я говорила: «Ну как я смогу? Я же не публичный человек», – смеется Светлана Алексеевна. – Ведь за годы директорства привыкла быть во всех процессах этаким «серым кардиналом». Но времени на раскачку и страхи не было. Просто берешь и делаешь. Сначала cвои стандартные уроки проводила с помощью демонстрации экрана. Потом научилась делать презентации.
В то же время Светлана Лабодаева прошла серьезный отбор и стала участником программы «Учитель для Беларуси». Период обучения пришелся на пандемию, поэтому педагоги вынужденно перешли в онлайн – изучили Google-ресурсы, MIRO, Zoom.
Так три года после ухода с поста директора стали для Светланы периодом полной трансформации и постоянного обучения.
– У меня будто выросли крылья. Я легко иду в новое обучение без страхов, потому что давно дала себе право на ошибку. Иногда это позволяет прыгнуть выше головы. Когда самообучение стало привычным делом, ты учишься самоорганизации: четкое планирование дня, обязательный активный отдых, другие милые мелочи, которые помогают быть в балансе. Из самых любимых – ароматерапия, коучинг, нейрографика и, конечно, книги.
Сегодня Светлана ведет уроки белорусского языка в государственной школе и несколько часов в онлайн. При этом осознанно оттачивает навыки работы и полученные на курсах знания, чтобы полностью перейти на удаленку. В идеале – открыть свой класс по скорочтению.
– Когда коллеги младше лет на 10 говорят, что онлайн – это ж так страшно, я отвечаю, что возраст и страхи – только в голове. Почистите их, и все будет классно. Нужно что-то менять в системе образования, меняться самим. Дети уже не те, да. Каждое поколение – другое. Это их счастье, уникальность, а не вина. С ними можно договариваться и менять подход в преподавании. Первое время мне самой было тяжело отойти от традиционности, вроде обучаю взрослых детей, готовимся к ЦТ, какие игры. Но нужно тестировать, что заходит детям.
Светлана постоянно ищет фишки, которые облегчат работу и жизнь. Настороженно относилась к нейросетям. После тренинга в «Цифровом педагоге» распробовала, предложила детям – всем зашло. Раньше тратила много времени на кластеры, сейчас интеллект-карту в Miro делает легко и с удовольствием. Чтобы сэкономить время на проверку тетрадей в офлайн-школе, тематический контроль планирует перевести в телефоны, чтобы сделать из этого «врага» союзника.
Обучение коучингу в образовании, а Светлана еще и учитель-коуч, помогло осознать свою ценность:
– Все должно быть бережно к себе. Если я обесцениваю себя и свои заслуги, то не увижу их в других. Раньше я не придавала особого значения своим достижениям и скромно говорила: «Да я ж ничего особенного не сделала». Нет, коллеги. Нужно ценить себя. То же говорю и ученикам: «В первую очередь, вы должны доверять себе и ценить свою уникальность. Что в тебе, то ты и отзеркаливаешь».
Резюмируем. Чему нужно научиться, чтобы трансформировать свою жизнь с помощью онлайн-технологий:
- сервисам Google и Zoom
- интерактивным сервисам. Нашу подборку читайте здесь
- геймифицировать свои уроки
- поставить перед собой цели
- осознать наконец свою ценность