В целом концепцию загробного мира Древнего Египта мы уже обсуждали. И сказать, что есть какие-то кардинальные отличия, трудновато. Все народы видят мир примерно одинаково. Небо светлое, с солнышком, высоко и неизвестно. Значит там точно все хорошо, а солнышко верховный бог, под крылом которого все мы будем жить долго и счастливо. Земля вот, мы на ней живем, че мы тут не видели. Все мрут, болеют, страдают, голодают. Вроде бы земля урожай дает, но в ней же и мертвых хоронят. А пещера какая-нибудь страшная, в ней темно и света никогда нет, значит и загробный мир такой же.
Дальше все это обрастает существами и на выходе получается индивидуальный загробный мир. Но все же есть масса отличий у народов, какими существами полнится загробный мир, что они из себя представляют и как себя ведут. Это уже больше культурный слой, едва ли связанный с магией. На удивление, даже спустя тысячи лет и смену религии, мы все так же смотрим на мир. Небо хорошее, а под землей пекло гуановое. Только с той разницей, что у древних людей не было концепции ада как таковой. Загробный мир - это не ад, а просто мир в котором живут все умершие люди, или проходят там путь какой-то к вечной жизни, промежуточная точка. Если ты ведешь бедовый образ жизни, то никакого ада не будет, но и вечности тоже не будет. Это смерть с концами. А если ты хорошо себя вел, то тебе даруют вечность и будешь ты вместе со своими правильными предками рассекать по небосводу на барке.
Ну, может и не будешь, потому что это обычно привилегия фараона. Но вечность тебе точно гарантирована.
Призраков, которые так популярны сейчас, в древнем мире тоже не было, откуда им взяться. Душа либо умирает с концами, либо попадает в вечность. Из вечности она может приходить и увидеть призрака так-то дело не плохое, значит человек, которого увидели, зашибенно развлекается на небесах. Можно за него порадоваться.
Демонов тоже не было, потому что концепт древней веры не предусматривал тот факт, что за тобой приставлены няньки, чтобы следить как ты себя ведешь и к чему-то склонять. Если ты ведешь себя, как мракобес, значит ты мракобес.
В целом, несмотря на то, что вера древних людей была относительно примитивной, с нашей, конечно же, точки зрения, она была потрясающей в плане пользы. У человека есть стимул вести себя соответственно законам, потому что так он получит плюшку в виде вечности, а к тому же свою жизнь проведет относительно безболезненно и спокойно. Но как ее провести, это уже твое личное право, которое не получится спихнуть на демона.
С другой стороны, в обществе всегда находятся те, кому не хочется спокойствия. Их тянет на приключения, а пятая точка растет соразмерно неисполненным желаниям, поэтому не появиться демоны не могли. В Африке, а если точнее, то в Древней Африке, роль демонов играли духи, и сейчас во многих местах тоже.
Это же удобно, если сотворил какую-то фигню, сказать, что был одержим духом. Мало того, что не накажут, еще и хвалебных отзывов отсыплют. Есть только одна проблема. Женщины. О, это большая проблема для мира, потому что когда человека заставляешь быть спокойным, принуждаешь к чему-то, а жизнь у человека далека от того, что он хочет, рано или поздно человек взорвется к чертовой матери.
Древний мир мог быть сколько угодно матриархальным или патриархальным, даже не в этом дело. У каждого человека есть свой ряд обязанностей с самого рождения. По мере взросления их становится больше и больше, но если для взрослого человека, эти обязанности обусловлены потребностью, то для ребенка это просто глупость. Может быть игра, если глупость интересная, вроде перебрать картошку. Когда тебе пять лет, это кажется очень даже забавным, еще и помощь оказываешь, а все вокруг тебя ходят и умиляются какой ты молодец. Когда тебе тридцать, ничего веселого в перебирании картошки нет и не будет, потому что надо сделать это быстро, качественно и у тебя еще куча дел. А тут стоит пятилетний сын твой и медленно, тягуче медленно перебирает картошку, рассказывает что-то свое, тебе нужно рассказать свое, подумать о делах, проследить, чтобы он правильно кидал картошку, и свою не зафаршмачить. В общем, веселость превращается в ответственность и теряет свою радость.
Конечно, многие могут сказать, что ребенок, это прелесть и радость, и ответственность эта граничит с любовью, да и если нет денег на няню, нечего рожать детей и потом скрипеть зубами, и отчасти это так и есть. Отчасти, потому что в жизни так не работает. Дети, как и животные, могут очень неплохо раздражать и злить, только в этом не виноваты дети или животные. В этом виноваты взрослые люди, которые под ворохом проблем уже давно перестали быть детьми, обвешались ответственностью, которую не тянут, а потом раздражаются. Об этом и речь.
Довольно большой процент людей живет в исключительном терпении, под ворохом обязанностей. Древний мир вообще не был склонен к тому, чтобы разбираться, чего вы там лично хотите. Потому что если не будет еды, то все свои хотелки можно засунуть, откуда достали, дальше будет только мучительная смерть. Но это понимает взрослый человек, а ребенок, который только-только стал официально взрослым, имеет ноль понимания.
Не поймите неправильно, дети не глупые, особенно те, кто уже постарше и официально взрослые люди. Они понимают головой, но эмоционально принимать многие вещи не готовы. Из-за этого ситуация складывается следующая. Допустим древнее общество Африки, так как мы об этом в основном и говорим. Есть семья, у них есть дочь, которой исполнилось двенадцать или тринадцать лет. Она уже взрослая по меркам древнего общества, и когда ее будут выдавать замуж, никто и ни о чем спрашивать у девочки не будет. И тут два варианта. Первый: девочку изначально воспитывали жесткой рукой и наказывали за любую мелочь. Второй: ребенок рос в изобилии и любви, его обхаживали и лелеяли, как розу садовую. И оба эти варианта, не уберегут от того, что узнав о замужестве ребенок просто свалит из дома. Потому что для него это нелогичная и странная вещь. Она сам кажется себе вещью, за которую что-то решают и делают, а расхлебывать это и жить с этим придется ей лично.
Но так не всегда, потому что убежать из дома на эмоциональных качелях идея неплохая, только это все еще ребенок и идти ему некуда. Помимо этого, есть еще сказки, которыми с самого детства пичкали этого ребенка. Злые и страшные великаны, полулюди, колдуны, оборотни, русалки, духи, призраки, вся эта куча бродит вокруг деревни в ожидании, когда девочка ее покинет. И все они составляют моральную сторону вопроса, потому что девочка поступает неправильно, и они непременно на нее нападут. А еще есть дикие животные, которые тоже нападут, просто так, правильно или неправильно, их это особо не колыхает.
Бежать некуда, так что вернуться придется. И помимо полученных в воспитательных целях люлей, ребенок будет какое-то время терпеть и жить. И тут все зависит от обстоятельств. Девочка вырастет и став женщиной, если муж ей, все же попался нормальный, не жестокий, просто не любимый, то терпению рано или поздно придет конец. Но если попался жестокий, то женщина сломается и просто в терпении и слезах будет жить остаток своей жизни.
И тот, и другой вариант, не способствуют тому, чтобы продвигать женщину, как человека или личность. Ну, сломленная барышня, которая состоит из одной сплошной дыры в душе, едва ли будет проявлять интерес к жизни, не говоря уже о каких-то там увлечениях, познаниях и тому подобное. Превращается просто в домашнее приложение, которое тарабанит дрова, регулярно рожает и может быть отъедается, если есть чем. Явно не образ богини, которой эта деревня челом бить каждую неделю ходит.
А если терпение кончилось, вы вообще себе это представляете? Семь лет терпеть что-либо, копить в себе и накручивать себя регулярно. Это я молчу о беременности, в которую гормоны улетают в стратосферу на вечное тусе. Там такая истерика будет, что мало не покажется ни мужу, ни родителям, ни маленьким детям, которые вообще ни в чем не виноваты, но тоже бесят.
В общем, такая картина, она конечно индивидуальна и вполне люди могут и влюбиться, и прожить счастливо, и все остальное. Но преимущественно так не бывает. И вот племя в котором 40 человек (это пример, маленькое такое племя), из них 10 детей, 10 мужчин и 20 женщин того или иного возраста. Достаточно двух истеричек, остальные сломленные и две из них живут счастливо в браке.
И получается следующая картина. Все племя челом ходит бить верховной богине-матери, которую все чтут и любят. Жертвы ей приносят, лучшего барана в селе, которого кормили так, как вождь племени никогда не ел. Статуи ей отгрохали по периметру села, по два часа на коленях стоят, матери общей молятся. Ее не просто любят, а преклоняются перед мощью и могуществом этой великой женщины. А дома отвешивают люлей своей супруге, за то, что дров не натаскала, пока муж там челом бил богине.
С мужчинами такое тоже случается, но крайне редко. Потому что дети в основном чем-то заняты и если девочки и мальчики в детстве выполняют одну работу, помощь по дому, то с возрастом это меняется. Мальчика ждет болезненная инициация, но ему это преподноситься, как что-то великое. Ты сын богини, ты особенный, сильный, смелый, ты защитник деревни. Мы пойдем на охоту, прикинь, охота. Тебе дадут копье, твое собственное. Это копье еще дед прадеда по отцовской линии нашел в пещере, как дар богини именно тебе. А наконечник мы с тобой, как связь поколений влупим сами. Это твое собственное копье, которым ты убьешь как минимум слона, притащим его домой и будешь ты всех кормить.
Конечно, все это тоже подается не так как я расписываю, с долей злости, люлей и принижения. Но это как бы отцовская обязанность, который никогда своими детьми не занимался, кроме как поиграть. Он не убирал за ними, не обучал их базовым вещам, не спал рядом, потому что ребенок боится грома, поэтому эта подача зачастую наполнена гордостью. И мальчик ломается позднее, когда все вот это горделивое, отцовское, наполненное храбростью, разбивается о боль и одиночество. У него тоже нет выбора, но там и убить могут свои же, за любую попытку истерики.
И вот какая штука, несмотря на то, что переживают оба ребенка, мальчик оказывается не запертым в быту. Довольно многие вещи прощаются, вроде того, что где-то там сходил налево или направо. Где-то отлыниваешь от работы, где-то повел себя не так. Плюс свое хобби в виде охоты, посиделки с соплеменниками. И эта сломленность как-то втягивается в обстановку. Это тоже больно, и я не говорю, что от этого легче, я пытаюсь объяснить, как это работает и для чего я вообще это вещаю тут.
Мальчик втянут в социум, где все поголовно обсуждают, какой молодец мужчина. А девочка, которую ломают сначала родители, затем родители мужа, а затем и сам муж, не имеет выхода этому, она заперта в быту. Она не может выплеснуть свою агрессию на охоте, потому что она не охотится, потому часто срывается на домашних, за что сама же потом и огребает. И этот диссонанс в свое время породил в Европе отвратительный и ужасающий посыл того, что женщина больше подвержена влиянию бесов и чертей. Что женщина распутна, ужасна и отвратительна по своей природе.
И этот посыл почему-то в наше время продолжает быть популярным, когда девочкам рассказывают о терпении, о том, что надо все хавать, и смеются над шутками, когда такая терпящая красавица потом срывается в истерику, видите ли это смешно. Истерика, это вообще не смешно, это страшно и больно.
И вся эта ситуация была далеко задолго до того, как черти вообще были придуманы. Например, мы обсуждали Древний Египет. В своем начале, из-за обилия урожайности, там не было таких проблем, потому что обязанности очень филигранно переплетались с возможностями.
Да, женщина, точнее девочка, имеет обязанность выйти замуж. Но терпеть мужа не обязана. Сидеть дома в быту она тоже не обязана. Может открыть свой бизнес, удариться в жречество, открыть торговлю с соседями. Все то же самое, что и мужчина. У женщины есть выбор, у мужчины тоже имеется. А вот южнее, в настоящей древней Африке, где Нила не было, ситуация была страшная и осталась по сей день. Ведь в такой ситуации мы не можем не проследить вполне себе логичную логику древнего человека.
Вот я, обычный охотник. У меня тяжелая жизнь, бедная, надо молиться богам и все будет хорошо. Я молюсь и вроде бы все относительно хорошо. Еда есть, вода тоже имеется, дети здоровые, хозяйство там свое, небольшое, но свое. Что ей еще надо? Почему я такой веселый и молодец, а она постоянно орущая, истеричная курица, которая не может даже дрова натаскать для печки, будто мне это надо?
Она просто другая, и не умеет радоваться так, как я. Вечно чето ей не хватает, еды мало, воды мало, делаю я мало. Еще у нее критические дни идут, это же вообще ужас, нездоровое что-то. Она более приземленная, а я одухотворенный. Поэтому я с неба, а она вот с земли. Мы разные.
И у многих народов на этой почве зарождается отношение, что раз мужчина одухотворенный и небесный, то у него есть душа, которая улетает после смерти к небу, домой, к своей матери небесной (после прихода миссионеров к отцу, конечно же). А вот женщина, она ну, земная она, не умеет радоваться, одухотворятся, не может обходиться малым, терпеть. У нее нет души, она просто становиться частью вот этого земного мира. Она не плохая, просто она вот такая, ну, что тут сделаешь.
И мы как бы немного сейчас разрушаем эту систему вопросами равноправия, но это вообще никак не относится к религии, где женщине отведено в лучшем случае второе место. Зато есть магия, где подобное деление просто отсутствует. Это веточка, которая для древних людей была спасением. Эта часть, где женщина вполне могла найти свое хобби и оправдать истерику или жестокость. Так боги сказали, дух вселился и все в этом роде.
И если для европейской части вполне естественно, что магия это от лукавого, только бог награждает кого-то силой и ведьмами, колдуньями становились преимущественно женщины, хотя мужчин тоже было немало, но если сравнивать, то женщин больше. Потому что куда еще податься, когда такая ситуация. Начинаются танцы с бубном, поиск себя, смысла такой вот жизни, и все придаточное. В Африке и мужчины, и женщины, болезные, здоровые, кто себя хочет найти, кто сбежать от чего-то, а у кто-то действительно болен, там все хуже некуда. Там не бог, там духи, которые единственные не вешают ярлыка на тебя по половому признаку.
Поэтому сейчас, магия идет очень сильно в отрыве от религии в европейских странах. А в Африке даже миссионеры не смогли принизить веру в духов, которые занимают центральное место в вере. Ведь самое главное для любого человека – это его личность. То, что скрыто в самом человеке, воспитанное родителями и обществом, куда ты добавляешь свое и получается индивидуальная штука, которая делает из тебя особенного человека. Но если ты не можешь что-то добавить от себя, ты не испытываешь счастья, проживая жизнь другого человека, не свою.
Все это отражено в загробном мире. Который служит наградой за твою хорошую жизнь. Но как прожить жизнь хорошую в таких условиях, вопрос довольно интересный. От этого происходит другой диссонанс, который уродует неплохой концепт загробного мира.
Смотрите, вот женщина, она если не терпит, она плохая, ей не будет вечности. Она просто уже автоматически плохая. А если она терпит и живет по правилам, она несчастна и не может претендовать на загробную жизнь. Ведь то, как мы живем сейчас, это для веры ступенька, прожив которую мы погружаемся в вечность. Испытание, если хотите. И вот, если мы херим свою жизнь и испытываем постоянное недовольство, то о какой вечности может идти речь, если мы к концу превращаемся в нудотного деда или бабку, который сидит и всех на свете гуаном поливает. Нет, это не человек для вечности, это конечный пункт.
Получается, что вечность – это не для женщины. Либо вера не для души. Но второй пункт не может быть правдой, ведь вера и создана для души.
Но тут возникает другой вопрос, если вечность, не для женщины, почему тогда это продолжают преподносить во всем мире, как само собой разумеющееся для двух полов. Более того, многие ответвления от религии вполне неплохо ведут женщины.
А потому что правила разные. В любой вере свои правила для женщин и свои правила для мужчин. Изначальное деление создает диссонанс, при котором выигрывают одни, и проигрывают другие. И при всем этом унижении, очень неплохо уживаются великие богини, или другая божественная женская сущность, которая будет служить идеалом для всех, но так никогда и не найдет земного отклика.
Потому что каждый пол хочет видеть свой идеал, обусловленный красотой времени, потребностями и непременно добротой и лаской в свою сторону. Но только если, этот идеал в древности по швам трещал, сейчас он и подавно рухнул, как карточный домик, но требовать никто не запрещает, потому и требуют.
А к чему же тут тема загробного мира? К тому, что это кульминационная точка в любой вере. И эта точка должна быть доступной для каждого, в равных условиях. Это не марафон с забегом, где учитывается выносливость женского пола и мужского. Это жизнь, на которую все мы имеем равное право. И если эта кульминация, делается доступной для богатых, но совершенно недоступна для бедных, которых большинство. То в конечном итоге, какой смысл соблюдать правила, если конечный вариант у тебя всегда будет один. Тогда: либо разрешить загробный мир для всех, подкорректировав условия, либо придумать страшную долю для того, кто правил слушаться не будет. В идеале и то, и другое. А на выходе получается не очень логичная, но безусловно душевная штука. Которая со временем обрастет листиками требований, пустит корни истории и спорить с этим уже не имеет смысла, так правильно, так всегда было.
Загробный мир для древних людей представлял весь смысл существования. Напичканный страшилками, чтобы душа боролась со страхами, потому что если сломается, то никакой вечности не будет. Боги древнего мира жестокие и равнодушные, такие как того требовало общество. Но люди в обществе были далеко не такими, поэтому для каждого индивида, который не мог следовать общим правилам, придумывались другие боги, им же самим созданные. И если индивид не такой сильный, сломленный, неправильный по тем меркам, у него обязательно будет другое не менее важное качество. Которое при должных условиях родит новую веру, такую же неравномерную и принижающую другую часть, но возвышающую индивида.
Потому что все мы хотим вечности, но кроме этого мы хотим еще пожить неплохо жизнь на земле. Чтобы наша жизнь здесь приносила радость. Именно поэтому вера и магия настолько индивидуальны, что здесь нет места требованиям. Опыт, знания, поклонение, равноправие. Все это слишком индивидуальные вещи для каждого. И ошибки древнего мира было бы неплохо учитывать. Потому что он так же точно, как и все мы постепенно развивался и пробовал что-то новое. То, что для нас уже стало ветхими строками истории. Но мы почему-то уверенны, что если так было тогда, должно быть и сейчас. Рабочее значится. И вместо учения на ошибках, теряем жизнь, время и вечность. Спасибо за внимание! Подписывайтесь! Берегите себя!