Найти в Дзене
Машины войны

Ленд-лиз: победил бы СССР без американцев?

Оглавление

Казалось бы, неоднозначную тему ленд-лиза рассосали все, кому не лень, но... Почему-то в интернете преобладают два радикальных мнения: "да, точно победил бы", либо "нет, не смог бы". И где-то вдалеке слышен голосок разума, но увы - слишком тихий. О чем я?

Роль ленд-лиза для СССР

Ну, откуда взялись два мнения - и так понятно. В СССР ленд-лиз вообще старались не упоминать, тогда как Америка и Великобритания сильно раздували его значимость. Основные моменты тут такие:

  • Помощь осуществилась в отчаянные времена: так, Британия была вымотана морской блокадой, а так как сама по себе страна - метрополия империи, ее экономика чрезвычайно зависела от внешней торговли. У СССР в 1941-42 годах дела шли тоже... Так себе;
  • Поставки начались с октября 1941 года, однако наибольший тоннаж был в 1943 и 1944 годах;
  • Поставки некоторых типов оборудования (как, например, локомотивы или морские суда, консервы, мотоциклы и автомобили, и материалы: авиакеросин и дюралюминий, и т.д.) могли достигать 200-300...1000% от производства в СССР. Уже только этот факт не позволяет расценивать ленд-лиз как бесполезный;
  • В СССР завозились не только продукты и техника, но и заводы, которые разворачивались на территории СССР;
  • Россия (как преемница долгов СССР) полностью рассчиталась с США в 2006 году.

Итак, что мы примерно понимаем?

Советская промышленность, особенно в период до осени 1942 года, находилась в кризисе: заводы переезжали, но на развертывание и наладку производства требовалось время. В этот момент войска Германии активно наступали, захватывая территории, на которых была не только огромная часть населения СССР (почти 1/3, или ~75 миллионов из 195 миллионов проживающих в 1941 году в СССР), но и крупные города (практически вся Беларусь, Украина, Молдова, страны Прибалтики находились под оккупацией, даже если не брать их в расчет: около 10 крупных городов в европейской части России были под оккупацией, Ленинград - второй по численности населения город СССР - в блокаде).

Это было невероятно тяжелое время как для промышленности, так и для экономики в целом. Техника требовалась практически любая: от танков до мотоциклов. И именно в этот момент начинаются поставки, что, безусловно, снижало дефицит в какой-то степени. И если танков и самолетов поставлялось примерно 15-20% от производства в СССР (надо сказать, что "Шерманы" в наших войсках вполне прижились, а вот Британия поставляла технику в большим трудом... На тот момент они активно готовились к высадке немцев, которой позже не случится из-за поражения Германии в воздухе), то вот мотоциклов, автомобилей, локомотивов и вагонов поставлялось в 3-4 раза больше, чем СССР производил самостоятельно.

Были ли такая помощь нужна? Определенно, да.

Был ли это шкурный интерес?

Естественно. США прекрасно понимали, что если война в Европе будет выиграна Германией, то в дальнейшем им самим будет угрожать война, только уже непосредственно у них дома. Как и любая другая страна, они хотели устранить угрозу не своими руками, а тут и развязывать ничего не надо: СССР и Германия и без того воюют. СССР оказался меньшим злом, а Германии, к слову, помощь никто не оказывал (имею в виду Союзников, а не страны Оси).

-2

Промышленность в США значительно продвинулась после Первой Мировой, так что заработать на еще одном конфликте, заодно помочь союзникам они были уж точно не против. Естественно, не за просто так и уж точно не за красивые усы Сталина. Однако, вот что интересно: с 1944 года было наибольшее число поставок рельс, локомотивов и вагонов, что, определенно, ускорило восстановление СССР после войны. Поставки в военное время можно оценить по словам Микояна:

— … когда к нам стали поступать американская тушёнка, комбижир, яичный порошок, мука, другие продукты, какие сразу весомые дополнительные калории получили наши солдаты! И не только солдаты: кое-что перепадало и тылу.
Или возьмём поставки автомобилей. Ведь мы получили, насколько помню, с учётом потерь в пути около 400 тысяч первоклассных по тому времени машин типа «Студебеккер», «Форд», легковые «Виллисы» и амфибии. Вся наша армия фактически оказалась на колёсах и каких колёсах! В результате повысилась её манёвренность и заметно возросли темпы наступления.
Да-а… — задумчиво протянул Микоян. — Без ленд-лиза мы бы наверняка ещё год-полтора лишних провоевали.

И тем не менее, победил бы СССР без ленд-лиза?

Очевидно, да. Война на два фронта в любом случае измотала бы Германию, и хотя страны "Оси" номинально превосходили Союзников (без учета США) по военной мощи, тяжелая бомбардировочная авиация Британии в любом случае перетянула бы внимание Люфтваффе на себя. Меж тем, уже к осени 1942 года, большая часть эвакуированных в тыл СССР заводов была готова и выпускала продукцию, а значит где-то там началась именно битва экономик, в которой у Оси шансов было маловато.

-3

С продовольствием, керосином и автомобилями, конечно, было бы сложнее, однако без ленд-лиза для СССР (и только для него), война могла бы стать еще тяжелее и дольше на несколько месяцев, некоторые оценивают вклад ленд-лиза в победу как год военного времени.

Впрочем, спорить о важности Ленд-Лиза предлагаю в комментариях.