Перед тем, как предложить свою помощь, очень хорошо начать со слов: «Давай вместе». Эти волшебные слова открывают ребенку дверь в область новых умений, знаний и увлечений.
Оставлять «из педагогических соображений» ребенка одного там, где ему трудно — грубая ошибка. Это значит не учитывать основной психологический закон развития: круг дел, которые ребенок начинает выполнять самостоятельно, увеличивается за счет тех дел, которые он раньше выполнял вместе со взрослым. Другими словами, завтра ребенок будет делать сам то, что сегодня он делал с мамой, и именно благодаря тому, что это было «с мамой»
Всегда ли помощь нужна ребенку?
Непрошенно вмешавшись в процесс, вы можете вообще отбить желание заниматься начатым. Навязав свою помощь там, где Вас не просят, Вы мешаете ребенку попробовать переместить новое умение из зоны «Вместе» в зону «Сам», вы препятствуете его развитию.
Помогая, возьмите на себя только то, что ребенок сам выполнить не может, остальное предоставьте делать ему самому. По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.
Нэйт Корнелл, когнитивный психолог Уильямского колледжа проводил исследования со школьниками, студентами и приматами. Всех чему-то учили, но делали это по-разному. Одной группе давали всё время подсказки и советы, другой давали подсказки по запросу, третьей группе не давали помощи совсем.
Общие для всех испытуемых выводы таковы: чем больше подсказок , тем лучше результаты на первых этапах и тем хуже на финальных. Обучение без подсказок медленное,зато прочное.
Помогайте детям в начале пути, но передавайте все больше ответственности им с каждым последующим шагом.