Издательство The Guardian Статья Sunder Katwala 12 ноября 2023 года
Сандер Катвала — директор организации «Британское будущее» и автор книги «Как быть патриотом».
Ручь в этой статье ведется от имени Сандер Катвала.
В воскресенье в 11 часов утра долгожданная и торжественная тишина снова воцарится в Уайтхолле и Вестминстере. В выходные две минуты затишья на короткое время успокоили острые споры о войне и мире, протесте и предрассудках, которые доминировали на политической неделе и создали во многом ложное впечатление, что столкновения из-за «Памяти» могут нас разлучить.
Перемирие 11 ноября 1918 года официально было всего лишь прекращением огня. Поэтому формальным празднованиям мира пришлось дождаться Версальского договора 1919 года с временным кенотафом из дерева и гипса в качестве центрального элемента.
Особого плана отмечать годовщину ноябрьского перемирия также не было, пока король и кабинет министров не предложили двухминутное молчание в 11 часов утра.
Эта «великая тишина» вызвала такой общественный отклик, что казалось, что все повсюду остановились, создавая традицию, которая длится столетие. В День перемирия в 1920 году Георг V открыл постоянный каменный Кенотаф и возглавил национальное молчание.
Двухминутное молчание было выбрано отчасти потому, что это было время беспорядков. Массовый митинг накануне первой годовщины перемирия протестовал против решения правительства оставить тела мертвых на чужих полях, а дома соорудить лишь памятник Неизвестному воину.
В День мира 19 июля 1919 года ратуша в Лутоне, Бедфордшир, была сожжена ветеранами, недовольными ценой праздничного ужина и отсутствием рабочих мест.
Еще столетие назад газеты спорили о том, кто не уважает День перемирия.
Daily Mail представила самих ветеранов злодеями, проводящими кампанию от имени скорбящих семей против пьяных балов перемирия.
Газета Daily Express утверждала, что тем, кто выиграл мировую войну, не следует стыдиться того, как они празднуют выживание в ней.
Столетие памяти стало свидетелем множества культурных столкновений. Те, кто был молод в 60-е годы ожидали, что эта традиция вскоре исчезнет. Но спустя десятилетия люди снова носили на груди мак и объясняли детям или внукам, что это значит.
Почему память стала иметь большее значение?
Нас тревожит слабость и сокращающееся число ветеранов, но Память сохранится, даже когда обе мировые войны ускользнут из памяти живущих.
Спорные войны в Афганистане и Ираке помогли возродить «Память», точно так же, как ее истоки охватили тех, кто считал Великую войну необходимой или бесполезной.
Когда мы правильно понимаем память, она обеспечивает одну из лучших основ для общей идентичности в нашей разнообразной Британии.
Сопоставление вчерашнего протеста в Палестине с выходными, посвященными перемирию, было совпадением по времени. Тем не менее, им воспользовались, чтобы представить столкновение культур – между двумя параллельными Британиями, уважение против протеста, даже столкновение цивилизаций, между традициями большинства и преданностью этнических и религиозных меньшинств.
«Идём ли мы к той или иной форме религиозной войны в Британии?» — спросил популистский политик, ставший телеведущим Найджел Фарадж, обратившись к своей аудитории GB News.
Тем не менее, когда мы правильно понимаем «Память», она обеспечивает одну из лучших основ для общей идентичности в нашей разнообразной Британии. Я ношу свой мак в память о служении и жертвенности, которые являются общей историей нашего современного многоэтнического общества.
Армии, участвовавшие в двух мировых войнах, по своему этническому и демографическому составу больше походили на Великобританию 2020-х годов, чем на Великобританию 1914 или 1940 годов.
На службе со всей Британии и Содружества в окопах сражались христиане, евреи и атеисты, индуисты, сикхи и мусульмане.
Треть пассажиров «Виндраша», когда он пришвартовался в Тилбери в 1948 году, составляли военнослужащие британских ВВС, возвращавшиеся в Великобританию.
Военно-воздушные силы с опозданием подняли свою «цветную планку» после того, как в 1939 году разразилась война. Это была новая глава в долгой истории.
В 20 веке история служения в Армии членов стран Содружества была в значительной степени забыта, но в последние годы осведомленность о ней резко возросла. Десять лет назад только четверо из десяти жителей Британии знали, что индийские солдаты тоже сражались в мировых войнах. А с 2014 по 2018 год уже семь из десяти человек знали об этом.
Тем не менее, British Future обнаружила гораздо более низкие знания о 400 000 мусульманах, сражавшихся в составе индийской армии. Празднования столетнего юбилея повысили осведомленность об этом вдвойне – четыре из десяти, но большинство людей, возможно, до сих пор не подозревают, что мусульмане тоже служили.
Продолжая распространять информацию о вкладе этнических меньшинств Содружества, включая вклад мусульман, в частности, имеет больший потенциал в качестве жизненно важного противоядия от крайних голосов любого толка, крайне правых или крайних исламистов, которые стремятся способствовать столкновению цивилизаций в британском обществе.
Было очень трогательно видеть, как ученики в школах по всей стране реагируют на эту историю, неизменно задаваясь вопросом, почему ее так долго исключали из учебных программ и учебников.
Это была неделя, в течение которой те, на ком лежит ответственность за разрядку напряженности, слишком часто ее усиливали.
Пока король и представители политики, религии и Содружества возлагают свои венки, мы должны подтвердить потенциал Памяти, который объединит нас, когда мы поймем всю историю служения и жертв, которым посвящено двухминутное молчание воскресным утром. Мы все должны помнить это.
Всем спасибо и будьте здоровы.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи и видеосюжеты! Спасибо вам за лайки и комментарии!