Найти в Дзене

#АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ПО ФГОС (ПРИМЕРНАЯ СХЕМЫ). Самоанализ

АНАЛИЗ УРОКА ПО ФГОС (ПРИМЕРНАЯ СХЕМА № 1) АНАЛИЗ УРОКА ПО ФГОС (ПРИМЕРНАЯ СХЕМА) Внедрение профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» требует от педагогов непрерывного повышения не только обще педагогического, но и методического уровня. В публикуемой схеме анализа урока по ФГОС представлены основные элементы анализа урока по ФГОС. Предложенная схеме анализа урока поможет педагогу не только быстро и качественно проанализировать урок, освоить особенности ФГОС, но и повысить свой методический уровень. ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА ПО ФГОС Дата_____________ Класс_____________ Ф.И.О. учителя__________________________________________________________________ Всего учащихся на уроке____________ Тема урока________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Постановк

АНАЛИЗ УРОКА ПО ФГОС (ПРИМЕРНАЯ СХЕМА № 1)

АНАЛИЗ УРОКА ПО ФГОС

(ПРИМЕРНАЯ СХЕМА)

Внедрение профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере

дошкольного, начального общего, основного общего среднего общего образования)

(воспитатель, учитель)» требует от педагогов непрерывного повышения не только обще

педагогического, но и методического уровня.

В публикуемой схеме анализа урока по ФГОС представлены основные элементы анализа

урока по ФГОС. Предложенная схеме анализа урока поможет педагогу не только быстро и

качественно проанализировать урок, освоить особенности ФГОС, но и повысить свой

методический уровень.

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА ПО ФГОС

Дата_____________

Класс_____________

Ф.И.О.

учителя__________________________________________________________________

Всего учащихся на уроке____________

Тема

урока________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Постановка цели урока (выбрать)

обозначена учителем

обозначена детьми

не обозначена.

Запишите цель урока

____________________________________________________________________________

Задачи урока (выбрать)

обозначены учителем

обозначены детьми

не обозначены

Запишите задачи урока

1.Образовательная____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2.Развивающая_______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3.Воспитательная_____________________________________________________________

Структура урока(см. приложение

1) ЗАПИШИТЕ ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

СТРУКТУРЫ УРОКА

1____________________________________________________________________________

2____________________________________________________________________________

3____________________________________________________________________________

4____________________________________________________________________________

5____________________________________________________________________________

6____________________________________________________________________________

Тип урока (выбрать)

комбинированный урок

урок усвоения новых знаний

урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

урок систематизации и обобщения знаний и умений (обобщающий урок)

урок контроля знаний и умений

урок коррекции знаний, умений и навыков

урок-рефлексии

Другое (укажите тип урока)_______________________________________________

Какие способы мотивации применяет педагог?

(напишите)___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Используемые технологии (выбрать)

проектная деятельность

дифференциация по интересам

информационные и коммуникационные технологии

игровые технологии

обучение на основе «учебных ситуаций»

игровые технологии

технологии творческого дела

другое (перечислить)_____________________________________________________

Готовность к проведению занятия (выбрать)

полная

выражена на среднем уровне

низкий уровень внешней готовности

специальная организация начала занятия

начало произошло без подготовки

Этап мотивации(выбрать)

актуализация предыдущего опыта

проблемный вопрос

момент скрытого предъявления темы (притча, стихотворение, суждение)

интрига

визуализация

отсутствовал

другое (перечислить)_____________________________________________________

Средства, использованные на уроке

(запишите)___________________________________________________________________

Формы организации работы обучающихся(выбрать)

фронтальная

групповая

парная

индивидуальная

Логика построения урока(выбрать)

прослеживается

рациональное представление материала

не просматривается

трудно определить

от частного к общему

от общего к частному

_____________________________________________________________________________

Формирование УУД

Личностные УУД(самоопределение, смыслообразование, нравственно-эстетическое

оценивание)(запишите)

_____________________________________________________________________________

Регулятивные УУД(целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль,

коррекция, оценка, саморегуляция)(запишите)

__________________________________________________________________________

Познавательные УУД(общеучебные универсальные действия, логические

универсальные действия, постановка и решение проблем)(запишите)

_____________________________________________________________________________

Коммуникативные УУД(планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов,

разрешение конфликтов)(запишите)

_____________________________________________________________________________

Занятие способствовало (выбрать)

реализации творческого потенциала обучающихся

формированию культуры общения учащихся, развитию навыков организации и

самоорганизации, осуществлению сотрудничества с педагогами, сверстниками,

родителями, старшими детьми в решении общих проблем

пробуждению внутренней мотивации

стимулированию механизма ориентировки учащихся, обеспечивающего целеполагание и

планирование

обеспечению формирования учебных и интеллектуальных умений школьников по

переработке учебной информации

обеспечению самооценки учебно-познавательной деятельности в ходе занятия на основе

самоконтроля и самокоррекции

Этап рефлексии (выбрать)(наблюдается, отсутствовал, осуществляют самооценку

собственной учебой деятельности, соотносят цель и

результаты)___________________________________________________________________

Этап подведения итогов(выбрать)(содержит общие выводы, комментарии учителя,

суждения учащихся, возвращение к цели урока и сопоставление с результатами,

демонстрация того, чему научились, отсутствует)

_____________________________________________________________________________

Подчеркните элементы соответствия ФГОС

Диагностичность цели занятия

Описание ожидаемого результата

Урок отражает созданные учителем разнообразные игровые, учебные и иные ситуации

Дети участвуют в постановке цели занятия, планировании работы

Урок способствует формированию ценностей, в процессе его организации и проведения

учитываются индивидуальные интересы и потребности обучающегося

Использование активных методов обучения

Содержание занятия включает творческие и исследовательские задания, ролевые

ситуации, импровизацию

Педагог предлагает оригинальные задания, адекватные возрастным особенностям детей и

соответствующие цели и задачам занятия

Задания соответствуют цели и задачам занятия

В ходе занятия отражены разнообразные формы деятельности детей

Педагогический стиль - демократичный (на основе сотрудничества)*

Ориентировка на интересы и склонности участников

Наличие специальных приёмов, способствующих поддержанию дружественной

атмосферы

Активность участников

Присутствие оценивания или рефлексии

Рациональное использование времени

Выводы (отметить и добавить свои выводы)

занятие проведено на хорошем уровне

занятие проведено удовлетворительно

допущены ошибки теоретического характера

допущены ошибки методического характера

допущены ошибки при выборе методов и приемов обучения

учащиеся вовлечены в творческую деятельность

учащиеся вовлечены в деятельность по интересам

приемы, использованные на занятии, способствуют формированию позитивной

самооценки, самоуважения

приемы, использованные на занятии, способствовали формированию коммуникативной

компетентности в сотрудничестве

наблюдались элементы, способствующие воспитанию целеустремленности и

настойчивости

наблюдались элементы, способствующие формированию навыков организации рабочего

пространства и рационального использования времени

наблюдались элементы, способствующие формированию умений самостоятельно и

совместно планировать деятельность

наблюдались элементы, способствующие формированию умения решать творческие

задачи

наблюдались элементы, способствующие формированию умения работать с информацией

(сбор, систематизация, хранение, использование)

наблюдались элементы, способствующие формированию и развитию индивидуальности,

самостоятельности и творческого потенциала личности

педагог создал условия для развития и реализации задатков и способностей ребенка

педагог выстроил занятие с четким и внятным представлением о результате

не просматривалась нацеленность на результат

выстроена логика перехода от результатов одного уровня к другому

поставленная учителем цель и образовательные, воспитательные и развивающие задачи

достигнуты

достигнуты практические цели, поставленные учениками

ничего из вышеперечисленного не наблюдается

Рекомендации (отметить и добавить свои рекомендации)

более обдуманное составление планов

грамотная постановка цели и задач урока

отслеживание качества получаемой информации на уроке учениками и рефлексия;

организация учебной ситуации

повышение эффективности занятия

организация достижения цели и сопоставление её с реальными результатами

использование активных форм

использование ИКТ и ТСО

организация начала занятия

включение воспитательного аспекта

продумать варианты стимулирования учащихся

продумать организацию поисковой работы

пересмотреть планирование

пересмотреть логику выстраивания занятия

использовать активные формы

обратить внимание на формирование мотивации

спланировать дифференцированный подход к организации деятельности

спланировать учебную (воспитательную) ситуацию

организовывать ситуацию успеха и веры в себя

Урок проанализировал(а) учитель (ФИО)

Приложение 1

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

1. Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания.

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

8) Рефлексия (подведение итогов занятия).

2.Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Актуализация знаний

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Первичное закрепление.

в знакомой ситуации (типовые)

в изменённой ситуации (конструктивные).

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия).

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений

учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Актуализация знаний.

с целью подготовки к контрольному уроку

с целью подготовки к изучению новой темы

5) Применение знаний и умений в новой ситуации.

6) Обобщение и систематизация знаний.

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

9) Рефлексия (подведение итогов занятия).

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений (обобщающий

урок)

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации.

6) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия).

8) Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

5.Структура урока контроля знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся

общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны

соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

4) Рефлексия (подведение итогов занятия).

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных

ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования

знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и

индивидуальные способы обучения.

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

5) Рефлексия (подведение итогов занятия).

7. Структура комбинированного урока.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания.

6) Первичное закрепление.

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

9) Рефлексия (подведение итогов занятия).

8. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цели:

Деятельностная:научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые

понятия, термины.

Содержательная:сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за

счет включения новых определений, терминов, описаний.

Структура урока обретения новых знаний

Мотивационный этап.

Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного

действия.

Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает

проблему, поиск противоречия.

Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения

множества вариантов, поиск оптимального решения.

Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на

котором и происходит "открытие" нового знания.

Первичное закрепление нового знания.

Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Включение в систему знаний и умений.

Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и

рефлексию чувств и эмоций.

9. Урок рефлексии

Цели:

Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-

контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно

строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и

способам нахождения разрешения конфликта.

Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и

скорректировать при необходимости.

Структура урока-рефлексии

Мотивационный этап.

Актуализация знаний и осуществление первичного действия.

Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.

Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения

проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).

Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.

Обобщение выявленных затруднений.

Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.

Включение в систему знаний и умений.

Осуществление рефлексии.

В структуре урока рефлексии четвертый и пятый этап может повторяться в зависимости

от сложности выявленных затруднений и их обилия.

10. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Цели:

Деятельностная:научить детей структуризации полученного знания, развивать умение

перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание,

повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.

Содержательная:научить обобщению, развивать умение строить теоретические

предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре

общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего

обучения.

Структура урока систематизации знаний

Самоопределение.

Актуализация знаний и фиксирование затруднений.

Постановка учебной задачи, целей урока.

Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.

Реализация выбранного проекта.

Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.

Этап рефлексии деятельности.

11. Урок развивающего контроля

Цели:

Деятельностная: научить детей способам самоконтроляивзаимоконтроля, формировать

способности, позволяющие осуществлять контроль.

Содержательная:проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка

учеников.

Структура урока развивающего контроля

Мотивационный этап.

Актуализация знаний и осуществление пробного действия.

Фиксирование локальных затруднений.

Создание плана по решению проблемы.

Реализация на практике выбранного плана.

Обобщение видов затруднений.

Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием эталонного

образца.

Решение задач творческого уровня.

Рефлексия деятельности.

АНАЛИЗ УРОКА ПО ФГОС (ПРИМЕРНАЯ СХЕМА № 2)

АНАЛИЗ УРОКА ПО ФГОС

(ПРИМЕРНАЯ СХЕМА)

Внедрение профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере

дошкольного, начального общего, основного общего среднего общего образования)

(воспитатель, учитель)» требует от педагогов непрерывного повышения не только обще

педагогического, но и методического уровня.

В публикуемой схеме анализа урока по ФГОС представлены основные элементы анализа

урока по ФГОС. Предложенная схеме анализа урока поможет педагогу не только быстро и

качественно проанализировать урок, освоить особенности ФГОС, но и повысить свой

методический уровень.

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА ПО ФГОС

Дата_____________

Класс_____________

Ф.И.О.

учителя__________________________________________________________________

Всего учащихся на уроке____________

Тема

урока________________________________________________________________________

Постановка цели урока (выбрать)

обозначена учителем

обозначена детьми

не обозначена.

Запишите цель урока

____________________________________________________________________________

Задачи урока (выбрать)

обозначены учителем

обозначены детьми

не обозначены

Запишите задачи урока

1.Образовательная____________________________________________________________

2.Развивающая_______________________________________________________________

3.Воспитательная_____________________________________________________________

Структура урока(см. приложение 1) ЗАПИШИТЕ ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

СТРУКТУРЫ УРОКА

1____________________________________________________________________________

2____________________________________________________________________________

3____________________________________________________________________________

4____________________________________________________________________________

5____________________________________________________________________________

6____________________________________________________________________________

Тип урока (выбрать)

комбинированный урок

урок усвоения новых знаний

урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

урок систематизации и обобщения знаний и умений (обобщающий урок)

урок контроля знаний и умений

урок коррекции знаний, умений и навыков

урок-рефлексии

Другое (укажите тип урока)_______________________________________________

Какие способы мотивации применяет педагог?

(напишите)___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Используемые технологии (выбрать)

проектная деятельность

дифференциация по интересам

информационные и коммуникационные технологии

игровые технологии

обучение на основе «учебных ситуаций»

игровые технологии

технологии творческого дела

другое (перечислить)_____________________________________________________

_______________________________________________________________________

Готовность к проведению занятия (выбрать)

полная

выражена на среднем уровне

низкий уровень внешней готовности

специальная организация начала занятия

начало произошло без подготовки

Этап мотивации(выбрать)

актуализация предыдущего опыта

проблемный вопрос

момент скрытого предъявления темы (притча, стихотворение, суждение)

интрига

визуализация

отсутствовал

другое (перечислить)_____________________________________________________

Средства, использованные на уроке

(запишите)___________________________________________________________________

__________

_____________________________________________________________________________

Формы организации работы обучающихся(выбрать)

фронтальная

групповая

парная

индивидуальная

Логика построения урока(выбрать)

прослеживается

рациональное представление материала

не просматривается

трудно определить

от частного к общему

от общего к частному

_____________________________________________________________________________

Формирование УУД

Личностные УУД(самоопределение, смыслообразование, нравственно-эстетическое

оценивание)(запишите)

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Регулятивные УУД(целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль,

коррекция, оценка, саморегуляция)(запишите)

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Познавательные УУД(общеучебные универсальные действия, логические

универсальные действия, постановка и решение проблем)(запишите)

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Коммуникативные УУД(планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов,

разрешение конфликтов)(запишите)

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Занятие способствовало (выбрать)

реализации творческого потенциала обучающихся

формированию культуры общения учащихся, развитию навыков организации и

самоорганизации, осуществлению сотрудничества с педагогами, сверстниками,

родителями, старшими детьми в решении общих проблем

пробуждению внутренней мотивации

стимулированию механизма ориентировки учащихся, обеспечивающего целеполагание и

планирование

обеспечению формирования учебных и интеллектуальных умений школьников по

переработке учебной информации

обеспечению самооценки учебно-познавательной деятельности в ходе занятия на основе

самоконтроля и самокоррекции

Этап рефлексии (выбрать)(наблюдается, отсутствовал, осуществляют самооценку

собственной учебой деятельности, соотносят цель и

результаты)___________________________________________________________________

Этап подведения итогов(выбрать)(содержит общие выводы, комментарии учителя,

суждения учащихся, возвращение к цели урока и сопоставление с результатами,

демонстрация того, чему научились, отсутствует)

_____________________________________________________________________________

Подчеркните элементы соответствия ФГОС

Диагностичность цели занятия

Описание ожидаемого результата

Урок отражает созданные учителем разнообразные игровые, учебные и иные ситуации

Дети участвуют в постановке цели занятия, планировании работы

Урок способствует формированию ценностей, в процессе его организации и проведения

учитываются индивидуальные интересы и потребности обучающегося

Использование активных методов обучения

Содержание занятия включает творческие и исследовательские задания, ролевые

ситуации, импровизацию

Педагог предлагает оригинальные задания, адекватные возрастным особенностям детей и

соответствующие цели и задачам занятия

Задания соответствуют цели и задачам занятия

В ходе занятия отражены разнообразные формы деятельности детей

Педагогический стиль - демократичный (на основе сотрудничества)*

Ориентировка на интересы и склонности участников

Наличие специальных приёмов, способствующих поддержанию дружественной

атмосферы

Активность участников

Присутствие оценивания или рефлексии

Рациональное использование времени

Выводы (отметить и добавить свои выводы)

занятие проведено на хорошем уровне

занятие проведено удовлетворительно

допущены ошибки теоретического характера

допущены ошибки методического характера

допущены ошибки при выборе методов и приемов обучения

учащиеся вовлечены в творческую деятельность

учащиеся вовлечены в деятельность по интересам

приемы, использованные на занятии, способствуют формированию позитивной

самооценки, самоуважения

приемы, использованные на занятии, способствовали формированию коммуникативной

компетентности в сотрудничестве

наблюдались элементы, способствующие воспитанию целеустремленности и

настойчивости

наблюдались элементы, способствующие формированию навыков организации рабочего

пространства и рационального использования времени

наблюдались элементы, способствующие формированию умений самостоятельно и

совместно планировать деятельность

наблюдались элементы, способствующие формированию умения решать творческие

задачи

наблюдались элементы, способствующие формированию умения работать с информацией

(сбор, систематизация, хранение, использование)

наблюдались элементы, способствующие формированию и развитию индивидуальности,

самостоятельности и творческого потенциала личности

педагог создал условия для развития и реализации задатков и способностей ребенка

педагог выстроил занятие с четким и внятным представлением о результате

не просматривалась нацеленность на результат

выстроена логика перехода от результатов одного уровня к другому

поставленная учителем цель и образовательные, воспитательные и развивающие задачи

достигнуты

достигнуты практические цели, поставленные учениками

ничего из вышеперечисленного не наблюдается

Рекомендации (отметить и добавить свои рекомендации)

более обдуманное составление планов

грамотная постановка цели и задач урока

отслеживание качества получаемой информации на уроке учениками и рефлексия;

организация учебной ситуации

повышение эффективности занятия

организация достижения цели и сопоставление её с реальными результатами

использование активных форм

использование ИКТ и ТСО

организация начала занятия

включение воспитательного аспекта

продумать варианты стимулирования учащихся

продумать организацию поисковой работы

пересмотреть планирование

пересмотреть логику выстраивания занятия

использовать активные формы

обратить внимание на формирование мотивации

спланировать дифференцированный подход к организации деятельности

спланировать учебную (воспитательную) ситуацию

организовывать ситуацию успеха и веры в себя

Урок проанализировал(а) учитель (ФИО)

Приложение 1

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

1. Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания.

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

8) Рефлексия (подведение итогов занятия).

2.Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Актуализация знаний

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Первичное закрепление.

в знакомой ситуации (типовые)

в изменённой ситуации (конструктивные).

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия).

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений

учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Актуализация знаний.

с целью подготовки к контрольному уроку

с целью подготовки к изучению новой темы

5) Применение знаний и умений в новой ситуации.

6) Обобщение и систематизация знаний.

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

9) Рефлексия (подведение итогов занятия).

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений (обобщающий

урок)

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации.

6) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия).

8) Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

5.Структура урока контроля знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся

общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны

соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

4) Рефлексия (подведение итогов занятия).

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных

ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования

знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и

индивидуальные способы обучения.

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

5) Рефлексия (подведение итогов занятия).

7. Структура комбинированного урока.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания.

6) Первичное закрепление.

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

9) Рефлексия (подведение итогов занятия).

8. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цели:

Деятельностная:научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые

понятия, термины.

Содержательная:сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за

счет включения новых определений, терминов, описаний.

Структура урока обретения новых знаний

Мотивационный этап.

Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного

действия.

Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает

проблему, поиск противоречия.

Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения

множества вариантов, поиск оптимального решения.

Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на

котором и происходит "открытие" нового знания.

Первичное закрепление нового знания.

Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Включение в систему знаний и умений.

Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и

рефлексию чувств и эмоций.

9. Урок рефлексии

Цели:

Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-

контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно

строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и

способам нахождения разрешения конфликта.

Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и

скорректировать при необходимости.

Структура урока-рефлексии

Мотивационный этап.

Актуализация знаний и осуществление первичного действия.

Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.

Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения

проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).

Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.

Обобщение выявленных затруднений.

Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.

Включение в систему знаний и умений.

Осуществление рефлексии.

В структуре урока рефлексии четвертый и пятый этап может повторяться в зависимости

от сложности выявленных затруднений и их обилия.

10. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Цели:

Деятельностная:научить детей структуризации полученного знания, развивать умение

перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание,

повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.

Содержательная:научить обобщению, развивать умение строить теоретические

предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре

общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего

обучения.

Структура урока систематизации знаний

Самоопределение.

Актуализация знаний и фиксирование затруднений.

Постановка учебной задачи, целей урока.

Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.

Реализация выбранного проекта.

Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.

Этап рефлексии деятельности.

11. Урок развивающего контроля

Цели:

Деятельностная: научить детей способам самоконтроляивзаимоконтроля, формировать

способности, позволяющие осуществлять контроль.

Содержательная:проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка

учеников.

Структура урока развивающего контроля

Мотивационный этап.

Актуализация знаний и осуществление пробного действия.

Фиксирование локальных затруднений.

Создание плана по решению проблемы.

Реализация на практике выбранного плана.

Обобщение видов затруднений.

Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием эталонного

образца.

Решение задач творческого уровня.

Рефлексия деятельности.

АНАЛИЗ УРОКА

Материал носит рекомендательный характер.

Источник: газета "Начальная школа"

Анализ урока – это мысленное разложение проведенного урока на его

составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить

конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с

осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся.

Этапы анализа:

Этап I

1. Каковы первые впечатления?

2. Какова общая оценка урока?

3. Каково настроение (хорошее, среднее, плохое, очень плохое)?

4. Доволен ли (недоволен) учитель собой?

5. Все ли задуманное выполнено или многое не успели?

6. Доволен ли учитель учениками, или они плохо относились к учению?

7. Какова дисциплина на уроке? и др.

Этап II

1. Достигнуты ли на уроке поставленные задачи?

2. Оптимально ли протекал учебный процесс?

3. Целенаправленно ли осуществлялось обучение, воспитание и развитие учеников?

4. Формировался ли познавательный интерес школьников?

5. Достигнута ли взаимосвязь в формировании знаний, умений, навыков учащихся?

6. Соблюдались ли на уроке требования научной организации труда (экономия времени,

четкость организации рабочего места учителя и учащихся, рациональность приемов

деятельности школьников и др.)?

7. Как работали учащиеся на уроке (активность, работоспособность, мера их занятости,

внимание, отношение к делу, ответственность, самостоятельность и др.)?

8. Удалось ли установить контакт с учащимися, благоприятен ли психологический

микроклимат, не было ли безразличных учащихся?

9. Довольны ли своим поведением, стилем и методами проведения урока?

10. Что надо срочно исправить, изменить, дополнить на следующем уроке?

Основные требования к анализу урока учителем:

1. Цель и задачи анализа.

2. Место разбираемого урока в системе уроков темы.

3. Знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и

методических рекомендаций.

4. Умение выделить позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой

урок.

5. Характеристика особенностей учащихся и их учет в работе на уроке.

6. Обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач урока.

7. Обоснованность намеченного плана урока, его типа, структуры, содержания, методов и

средств.

8. Психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и

упражнений, выполняемых учащимися на уроке.

9. Оценка развития самостоятельности мышления учащихся на различных этапах урока.

10. Выполнение намеченных задач урока.

11. Оценка не фактов или действий, а их педагогической целесообразности.

12. Умение не только оценить этапы урока, но и показать их взаимосвязь.

13. Удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его отдельными

этапами).

14. Объективность оценки учителем результатов своего урока.

15. Намечаемые учителем меры по устранению недостатков.

16. Запись конкретных коррективов в поурочный и тематический планы по

совершенствованию своего мастерства.

Алгоритм анализа учителем проведенного урока:

1. Какими требованиями руководствовался?

2. Как учтена взаимосвязь уроков в теме?

3. Как учитывались особенности учащихся, в том числе сильных, слабых?

4. Как определил триединую задачу урока?

5. Как спланирована деятельность учащихся?

6. Правильно ли подобран учебный материал к уроку?

7. Каковы приемы и методы работы учителя и учащихся? Как они оправдали себя? Если

нет, то почему?

8. Оправдали ли себя используемые наглядные пособия, в том числе ТСО? Какова их

психолого-педагогическая ценность? Если нет, то почему?

9. Что на уроке способствовало развитию познавательных способностей, что это

доказывает?

10. В чем заключалась самостоятельная работа учащихся, какова ее педагогическая

ценность?

11. Что дал урок для формирования мировоззрения учащихся, для воспитания их

нравственных черт, воли, характера, культуры, поведения?

12. Как был предвиден ход урока, как оправдан?

13. Какие затруднения возникли у всего класса, у отдельных учеников? Как они были

преодолены? Каковы причины затруднений, пути устранения?

14. Достигнуты ли цель и задачи урока, что это доказывает? Если нет, то почему?

15. Оценка результативности урока.

16. Доволен ли учитель уроком?

17. Направления совершенствования урока.

Примерная схема анализа проведенного урока учителем:

Общие сведения

1) класс;

2) дата проведения урока;

3) тема урока;

4) задачи урока.

Оборудование урока

1) какие средства обучения использованы;

2) подготовлены ли наглядные пособия и технические средства;

3) как подготовлена классная доска к уроку.

Содержание урока

1) соответствует ли содержание программе, задачам урока;

2) проведена ли его дидактическая обработка;

3) формированию каких знаний, умений и навыков он способствует;

4) с каким материалом учащиеся работали впервые, какие знания, умения и навыки

формировались и закреплялись на уроке;

5) как материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся;

6) какие общеучебные и специальные умения и навыки развивались;

7) как осуществлялись межпредметные связи;

8) способствовало ли содержание урока развитию интереса к учению.

Тип и структура урока

1) какой тип урока избран, его целесообразность;

2) место урока в системе уроков по данному разделу;

3) как осуществлялась связь урока с предыдущими уроками;

4) каковы этапы урока, их последовательности и логическая связь;

5) как обеспечивалась целостность и завершенность урока.

Реализация принципов обучения

1) принцип направленности обучения на комплексное решение задач;

2) в чем выразились научность обучения, связь с жизнью, с практикой;

3) как реализовался принцип доступности обучения;

4) с какой целью использовался каждый вид наглядности;

5) как соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования

знаний, умений, навыков;

6) как достигались сознательность, активность и самостоятельность учащихся, как

осуществлялось руководство обучением школьников;

7) какой характер познавательной деятельности преобладал (репродуктивный, поисковый,

творческий);

8) как реализовалась индивидуализация и дифференциация обучения;

9) как стимулировалось положительное отношение учащихся к учению.

Методы обучения

1) в какой мере применяемые методы соответствовали задачам урока;

2) какой характер познавательной деятельности они обеспечивали;

3) какие методы способствовали активизации учения школьников;

4) как планировалась и проводилась самостоятельная работа и обеспечивала ли она

развитие познавательной самостоятельности учащихся;

5) какова эффективность использованных методов и приемов обучения.

Организация учебной работы на уроке

1) как осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе;

2) как сочетались разные формы проведения урока: индивидуальная, групповая, классная;

3) осуществлялось ли чередование разных видов деятельности учащихся;

4) как организовывался контроль за деятельностью учащихся;

5) как оценивались знания и умения учащихся;

6) как учитель осуществлял развитие учащихся (развитие логического мышления,

критичности мысли, умений сравнивать, делать выводы);

7) какие приемы использовал учитель для организации учащихся;

8) как учитель подводил итоги этапов и всего урока.

Система работы учителя

1) умения общей организации работы на уроке: распределение времени, логика перехода

от одного этапа урока к другому, управление учебной работой учащихся, владение

классом, соблюдение дисциплины;

2) показ учащимся рациональных способов учебной работы;

3) определение объема учебного материала на урок;

4) поведение учителя на уроке: тон, такт, местонахождение, внешний вид, манеры, речь,

эмоциональность, характер общения (демократический или авторитарный),

объективность;

5) роль учителя в создании нужного психологического микроклимата.

Система работы учащихся

1) организованность и активность на разных этапах урока;

2) адекватность эмоционального отклика;

3) методы и приемы работы и уровень их сформированности;

4) отношение к учителю, предмету, к уроку, к домашнему заданию;

5) уровень усвоения основных знаний и умений;

6) наличие умений творческого применения знаний, умений и навыков.

Общие результаты урока

1) выполнение плана урока;

2) мера реализации общеобразовательной, воспитывающей и развивающей задач урока;

3) уровни усвоения знаний и способов деятельности учащихся:

I уровень – усвоение на уровне восприятия, понимания, запоминания;

II уровень – применение в аналогичной и сходной ситуации;

III уровень – применение в новой ситуации, то есть творческое;

4) общая оценка результатов и эффективности урока;

5) рекомендации по улучшению качества урока.

Содержание самоанализа урока

Структурный компонент Содержание структурного компонента

Этап1. Характеристика класса

Межличностные отношения Лидеры; аутсайдеры; круги желаемого общения каждого ученика; наличие группировок иихсостав; взаимодействие структур личных взаимодействий

Развитие школьников Недостатки физиологического развития учащихся, которые могут помешать качественно освоить образовательную программу:–дефекты зрения, слуха, речи;–соматическая ослабленность;–особенности высшей нервной деятельности;–чрезмерная заторможенность или возбужденность.Недостатки психического развития: слабое развитие интеллектуальной сферы, волевой сферы, эмоциональной сферы отдельных учащихся

Характеристика психических свойств Отсутствие познавательного интереса, установки научение; недостатки вотношении личности ксебе, учителю, семье, коллективу

Некачественные образовательные результаты учащихся Пробелы вфактических знаниях, вовладении общеучебными умениями, дефекты впривычках икультуре поведения

Воспитательное воздействие школы Недостатки дидактических ивоспитательных воздействий школы

Воспитательное воздействие семьи исоциума Недостатки влияния семьи, сверстников, внешкольной среды

Этап2. Внешние связи урока

Место урока вобразовательной программе Место ироль данного урока втеме или разделе, характер его связи споследующим ипредыдущими уроками, его роль для учащихся восвоении системы понятий или отдельного понятия, роль вформировании универсальных учебных действий (УУД) наэтом ипоследующихуроках

Этап3. Цели изадачи урока

Реальность цели для результатов учеников Конкретный результат, которого надо добиться взнаниях испособах деятельности, исходя изспецифики ученического коллектива.Воспитательное воздействие, которое учителю необходимо оказать научеников, например, начать, продолжать, закончить развивать личностные результаты.Практическое применение результата, например, поняли или нет ученики важность результатов работы науроке для дальнейшей жизни, понимаютли они, где можно применить знания испособы деятельности

Этап4. Анализ эффективности замысла урока

Характеристика замысла урока Содержание учебного материала науроке.Как его будут усваивать ученики.Методы обучения, которые помогут школьникам усвоить содержание учебного материала.Формы организации познавательной деятельности, которые помогут ученикам усвоить материал.Контроль деятельности учеников:–какую часть материала школьники могут усвоить сами, акакая часть требует помощи учителя;–что именно изучебного материала необходимо прочно запомнить, ачто ученику можно использовать только для иллюстрации;–что изранее изученного необходимо повторить иначто опереться, чтобы освоить новые способы действия или знания;–как закрепить вновь изученное;–что будет интересным илегким, ачто – трудным;–каким образом будут достигнуты науроке воспитывающие иразвивающие аспекты целей урока.Оценка деятельности учащихся:–насколько учитель объективно оценивал результаты;–знакомыли школьники скритериями оценки;–насколько хорошо они понимают имогут прокомментировать критерии;–могутли выполнить самооценку своей работы ивзаимооценку;–насколько критерии оценивания связаны спроцедурой внешней оценки образовательных результатов (Всероссийские проверочные работы)

Этап5. Структура урока

Влияние структуры Характеристика учебно-воспитательных моментов урока

урока наобразовательные результаты изадач для каждого структурного момента урока.Объединение моментов урока вэтапы, которые положительно или отрицательно повлияли наход урока, помогли или помешали сформировать ушкольников образовательные результаты.Реализация методов обучения, форм организации познавательной деятельности, развитие самостоятельности учеников вразных моментах инаразных этапах урока, доказательство оптимального выбора методов обучения для моментов иэтапов урока

Этап6. Образовательные результаты учеников науроке

Предметные результаты иУУД Соответствие структуры урока еецелям, задачам исформированным предметным иметапредметным образовательным результатам учеников.Соответствие структуры урока возможностям обучающихся: моглили ученики освоить учебный материал, выполнить предложенные задания, как помог учитель освоить учебный материал идостичь результатов, вкакой степени сформировал или развивал самостоятельность учеников.Наиболее удачные инеудачные действия учителя иучениковсточки зрения достижения образовательных результатов.Влияние стиля отношений учителя иучащихся наформирование образовательных результатов учеников

Личностные результаты, взаимоотношения учеников иучителя Формирование системы ценности учеников, ихотношения косновным нравственным объектам, скоторыми ученик встречается науроке (люди, онсам, коллектив, труд, Родина).Деятельность учителя, которая мотивировала учеников общаться, была направлена насоздание ситуации успеха для каждого ученика.Негативное ипозитивное вповедении класса иотдельных учащихся, причины такого поведения.Значение урока для дальнейшего позитивного развития отношений между учителем иклассом, между учителем иотдельными учащимися

Этап7. Выводы

Вклад урока вразвитие личности ученика Вклад урока вдальнейшее развитие личности учеников: способствовалли урок дальнейшему развитию ушкольников потребности всамоизменении, стремлении учиться, развитию самостоятельности.Качество знаний испособов действия, которые ученики получили науроке, насколько результаты школьников соответствуют целям урока

Анализ современного урока

1. Системно-деятельностный подход Примечание

1.1. Участие обучающихся в целеполагании, формулировке личностного смысла урока (занятия)

1.2. Рефлексия обучающимися границ своего знания - незнания

1.3. Осознанность постановки и решения учебных задач учащимися

1.4. Развитие теоретического мышления, формирование ориентировочной основы действия третьего вида

1.5. Учащиеся ориентируются на получение образовательного продукта с критериально заданными свойствами

2. Учебные задачи

Целенаправленное развитие, закрепление, применение универсальных учебных действий (подчеркнуть):

- познавательных общеучебных, познавательных логических,

- регулятивных,

- личностных,

- коммуникативных

2.2. Соответствие решаемых учебных задач возрастным особенностям учащихся, ведущей деятельности

2.3. Соответствие решаемых учебных задач преемственной последовательности формирования УУД по вертикали и по горизонтали

2.4. Характер учебной деятельности: - индивидуальный,

- совместный,

- коллективно-распределенный,

- в парах,

- в разновозрастных группах.

2.5. Этапы урока (занятия) соответствуют нормативной структуре деятельности

3. Критериальное оценивание

3.1. Контроль решения учебных задач с использованием критериального оценивания

3.2. Аппарат контроля заданий и вопросов включает все группы универсальных учебных действий

3.3. Оценка предметных, метапредметных и личностных результатов

3.4. Сочетание оценки и самооценки

3.5. Образовательный продукт анализируется учителем и учащимися на основе заранее определенных критериев

4. Отбор содержания образования

4.1. Используются педагогически адаптированные реальные жизненные ситуации, содержащие узнаваемую обучающимися проблему и ее практическое решение

4.2. Включение в содержание образования не только предметной информации, но и способов работы в ней

4.3. Соответствие содержания занятия (урока) фундаментальному

ядру содержания образования, программе развития и формирования УУД, программе духовно-нравственного развития, программе социализации и воспитания личности

4.4. Источники содержания образования не ограничиваются наукой, а

включают фрагменты из разных структурных элементов культуры

4.5. Обучающиеся работают не только с информацией, но и с реальными объектами окружающей среды

5. Воспитание

5.1. Ставятся и решаются задачи, направленные на формирование личностных результатов

5.2. Воспитательные задачи имеют региональную и личностную ориентированность

Психологический климат занятия, контакты учитель - ученик:

- комфорт - напряжение,

- сотрудничество - авторитарность,

- индивидуальные - фронтальные - малые группы взаимодействия,

- преодоление негативных установок на отдельных учащихся,

- культура речи учителя,

- культура неречевого общения.

5.4. Психологический климат занятия, контакты ученик - ученик:

- сотрудничество - соперничество,

- дружелюбие - враждебность,

- заинтересованность - безразличие,

- активность - пассивность,

- культура речевого общения,

- культура неречевого общения.

5.5. Соответствие решаемых учебных задач:

- личному опыту социализации и самоопределения,

- индивидуальным возможностям (создание ситуаций успеха).