Классный час разговоры о важном 13 ноября 2023 года тема занятия «Россия взгляд в будущее» сценарий, презентация, видеоролики, интерактивное задание и другие материалы для проведения цикла внеурочной деятельности по ФГОС проекта «Разговоры о важном» 13 ноября 2023 года в школе России с 1 по 11 класс, а также в СПО.
Тема классного часа: Россия взгляд в будущее.
Официальные методические материалы взяты с официального сайта сервиса razgovor.edsoo.ru (razgovor.edsoo.ru/topic/69/) для классных руководителей и опубликованы в удобной для вас форме, ниже вы можете скачать или открыть материал для занятия.
Скачать материалы для 1-2 классов
Скачать материалы для 3-4 классов
Скачать материалы для 5-7 классов
Скачать материалы для 8-9 классов
Скачать материалы для 10-11 классов
Скачать рабочие листы для классного часа «Разговоры о важном»
Цель занятия в 1-4 классах: знакомство обучающихся с понятием технологический суверенитет, расширение представлений младших школьников о важных открытиях, сделанных российскими специалистами, развитие познавательного интереса к науке и технологиям, к профессиям завтрашнего дня, воспитание чувства гордости за технологическое развитие России.
Цель занятия в 5-11 классах: формирование у обучающихся ценностного отношения к необходимости создания технологического суверенитета в России. Формирование ценностного отношения к знаниям в сфере инновационных технологий, к их постоянному углублению и расширению. Получение представлений об особенностях профессий будущего и связанных с ними компетенциях человека.
Цель занятия в СПО: воспитание у студентов СПО уважения к своей профессии, трудовым и профессиональным достижениям российского народа, созидательному труду, готовности учиться и трудиться в современном высокотехнологичном мире на благо государства и общества и национальной безопасности России.
Часть 1. Мотивационная. Разговор начинается с обсуждения слов гимна России. Гимн знают все младшие школьники, и на этом занятии у педагога есть возможность обсудить его содержание – строки, касающиеся взгляда в будущее. На вопрос: «Как вы понимаете слова „простор для мечты и для жизни грядущие нам открывают года“?» – школьники будут давать ответы на основе эрудиции, учебного опыта, элементарных представлений о нашем государстве и его устройстве (права и свободы граждан, возможности обучения и развития и т. д.).
С обучающимися 1–2 класса можно обсудить, о чём мечтали их родители в детстве и чего уже добились, предложить поделиться мыслями о том, чем бы ребята хотели заниматься в будущем, кто и как может им в этом помочь. В этом разговоре необходим акцент на важность получения образования, понимания того, что вклад каждого человека в развитие нашей страны делает её сильнее, помогает людям становиться счастливее. Все вместе мы можем помочь нашей стране не зависеть от других стран, природных изменений и других событий, которые могут усложнить нашу жизнь.
Младшие школьники 3–4 классов готовы к обсуждению изменений, происходящих в мире, поскольку они вместе с родителями или самостоятельно пользуются СМИ, индивидуальными гаджетами, посещают с родителями значимые для общества события (избирательные участки, общественные собрания и др.). С ними можно поговорить о тех внутренних изменениях, которые могут улучшить нашу жизнь, сделать нашу страну богаче и сильнее. Важно также начать знакомство с таким понятием, как суверенитет. Общие представления о нём помогут школьникам лучше разбираться в информации о нашей стране, которую они получают из разных источников, увидеть, чем сильна наша страна, и где в будущем каждый может приложить свои силы для её развития и обеспечения независимости.
Представление о суверенитете как о праве граждан страны самостоятельно и без внешнего вмешательства строить и управлять своей жизнью, можно закрепить через разыгрывание понятных детям ситуаций, в которых проявляется зависимость или независимость решения возникшей проблемы от наличия или отсутствия средств, мнений конкретных людей, понимания ценностей, знания законов и правил. Например, изменение ведущим условий игры в прятки сделает игру неинтересной (в неё перестанут играть), изменение правил посещения стадиона (например, запрет на вход без сопровождения взрослого) сделает стадион ненужным для детей (для тех, кто хотят заниматься в секциях). По результатам обсуждения этих и других ситуаций ребята придут к выводу о важности суверенитета. У государства должно быть право и возможность самостоятельно, без внешнего воздействия, принимать решения о защите своих прав, интересов, развивать и совершенствовать с помощью перспективных технологий важнейшие сферы жизни общества.
Демонстрация выступления федерального спикера. Часть 2. Основная часть. В этой части занятия педагог не только обсуждает изменения, происходящие в обществе в связи с открытиями, новыми технологиями, но и предлагает поразмышлять о том, что можно сделать, чтобы их использование не зависело от помощи и отношения к нашим достижениям других стран. Школьники обсуждают, как менялись со временем средства связи, транспорт, от чего зависели эти изменения, в этом им помогают видеоролики «Калейдоскоп достижений России».
Количество видеороликов для демонстрации определяет учитель исходя из уровня подготовленности обучающихся. При этом, даже если обучающиеся ещё не владеют информацией о том или ином событии, с помощью видеороликов об учёных и открытиях они получат представления о них, и это мотивирует школьников к дальнейшей работе. В ходе беседы педагог интересуется у школьников, а что они знают о достижениях нашей страны, о современных технологиях. Первоклассники могут сказать об удобстве электронных средств (доступных гаджетах), изменениях в строительстве (новые дома и их оформление), о транспорте (новые маршруты и средства) и т. п. Более взрослые младшие школьники наверняка поделятся информацией о знакомых им технологиях: «умный» дом, робототехника, электронные услуги, маркетплейсы и др.
По итогам просмотренных видеоматериалов обучающиеся делают вывод о том, что современные технологии (развитие космической сферы, разработка беспилотной сельхозтехники, активное строительство школ и др.) – это шаг в будущее, он позволяет сделать жизнь людей лучше, быть самостоятельными в развитии важных сфер жизни. Исследования космоса, развитие производства, энергетики, связи, транспорта, медицины, образования, интеллектуальных ресурсов делают нашу страну независимой от политики и экономики других стран. Затем учитель предлагает поговорить о профессиях будущего. Для обучающихся 1–2 классов может быть использован набор слайдов с объектами (например, транспортными средствами) прошлого и настоящего (вместо транспортных средств можно взять карточки с камнем и молотком, глиняной дощечкой и бумагой и т. п.). С помощью слайдов школьники будут вовлечены в обсуждение исторических (кучер, извозчик), современных (водитель, таксист, курьер, экспедитор и др.) и перспективных (разработчик роботов-такси, программист оптимальных маршрутов и навигаторов и пр.) профессий в области пассажирских перевозок.
Для обобщения представлений детей о профессиях будущего предлагается провести задание №1. Педагог сам выбирает форму работы – фронтальную (рекомендуется для 1–2 класса) или групповую/парную (рекомендуется для 3–4 класса). Школьникам предлагается выбрать карточку с профессией (картинка с названием) и придумать ответы на вопросы (представлены на доске или на обороте карточки): какие знания необходимы человеку этой профессии? Где эта профессия может быть применима? Какие качества необходимо развивать в себе для овладения этой профессией? Дополнительно обучающиеся 3–4 класса придумывают знак для обозначения этой профессии. Участники команд или весь класс под руководством педагога обсуждают разные варианты и вырабатывают общие требования к профессии. Особое внимание уделяется умениям, которые можно развивать у себя уже сейчас.