Предлагаю вместе со мной ступить туда, где не бывала еще нога юриста. Исследуем парфюмерный мир и в этом нам поможет блогер Fragrantius.
Фрагрантиуса зовут Максим и у него суммарно более 16 тысяч подписчиков в ютубе и телеграме. Максим ведет парфюмерный блог, снимает видеоролики и пишет про парфюмерию. Ссылки на каналы Максима вы найдете в конце интервью.
Сейчас на ютубе у Максима 359 видеороликов и это не просто обзоры парфюмерии, а материалы академического уровня, где разбираются тенденции индустрии, социальные и культурные аспекты. Максим предлагает рассматривать парфюмерию как искусство, от которого можно получать эмоции. Думаю, что это отличный проводник в мир парфюмерии, тем более, что увлекается он ей более 30 лет.
Интервью получилось многогранным. В конце коллег ожидает приятный бонус в виде подборки парфюмов для юриста от Fragrantius :)
Подписывайся на канал, ведь я делюсь юридическими советами для предпринимателей. На канале также сможешь найти еще интервью с интересными людьми! :)
Про блогерство
- Максим, ты уже несколько лет занимаешься блогерской деятельностью. Почему парфюмерный блог?
- Парфюмерией я увлекаюсь практически всю свою сознательную жизнь, но парфблогингом начал заниматься по ряду причин.
Во-первых, у меня был сложный период в жизни и мне надо было как-то отвлечься. Парфблогинг стал для меня своего рода отдушиной, позволил мне отвлечься и переключиться на более позитивные вещи.
Вторая причина, поскольку я увлекаюсь парфюмерией давно, то начал просматривать тематические видео на Ютубе. Понял, что я абсолютно не согласен с подавляющей частью околопарфюмерного контента и мне захотелось высказать свою точку зрения по этому поводу.
- Какую идею ты хочешь донести через свой блог?
- Идей у меня много. Если говорить о ключевых, то я считаю, что парфюмерия — это больше, чем просто модный аксессуар или утилитарный атрибут для повышения социального статуса.
Я рассматриваю парфюмерию как искусство. И главная функция парфюмерии для меня, как бы пафосно это ни звучало, – это, как и подобает настоящему искусству, генерация эмоций, наполнение жизни эмоциями, добавление новых красок в серые будни. Речь необязательно о положительных эмоциях. Эмоции могут быть самые разные.
Второй момент, я всё-таки вижу парфюмерию вне гламурного дискурса, который на данный момент доминирует. Для меня парфюмерия в меньшей степени является средством демонстрации своего достатка или социального статуса. Это больше уже лайфстайл, стиль жизни, когда без красивых, оригинальных и зачастую странных ароматов, запахов уже не можешь жить. Такие запахи значительно улучшают эмоциональный фон, то есть это своего рода психологическая ароматерапия.
Также я убежден, что парфюмерия, будучи товаром роскоши, все-таки может и должна вписываться в концепцию разумного потребления, которая в наше непростое время становится всё более актуальной. При наличии определенного опыта и желания можно наслаждаться самыми изысканными ароматами, не впадая в крайности, за вполне разумные деньги.
- Ты системно делаешь видео и текстовый контент, работаешь с рекламодателями. Какие у тебя возникали юридические вопросы, в связи с этим?
- Особых юридических вопросов у меня не возникало. Разве что, при публикации контента на Ютубе иногда хочется наложить в качестве фона свою любимую музыку. Из-за жестких регламентов в отношении соблюдения авторских прав, это практически невозможно. Если я захочу, например, использовать песню Стинга в качестве фоновой музыки для своего видео, то я не смогу этого сделать, так как мой ролик сразу же забанит YouTube за нарушение авторских прав.
-У тебя уникальный контент, ты подробно описываешь парфюмы. Сталкивался с тем, что твой контент используют в описании духов интернет-магазины? Что предпринимал в таких случаях?
- Да, уже были такие случаи. Обнаруживал свои тексты в описании парфюмов в интернет-магазинах и даже иногда видео прикладывают. Как правило, это всё делается без моего согласия и повлиять на это я тоже не могу. Я особо по этому поводу и не заморачиваюсь, потому что в конце концов это тоже своего рода реклама для меня. Особенно, когда касается размещения моих видеороликов со ссылками на мой канал.
Клоны и подделки в парфюмерии
- Давай поговорим про парфюмерию. Я знаю, что в парфюмерии часто копируются или клонируются парфюмерные композиции. Если часы мы видим визуально и можно разглядеть хомаж, то похожий или идентичный парфюм на композицию популярного бренда сложно отличить. Тот, кто это понимает он познал парфюмерный лайфхак или такой подход — это моветон?
- Вопрос про клоны и копии сложный и глобальный. Конечно, если исходить из здравого смысла, то пользоваться клонами и подделками — это не очень красиво по отношению к правообладателю. В то же время мои многочисленные исследования данного вопроса привели к неутешительному выводу, что едва ли не вся современная парфюмерия по сути построена на реплицировании, или, грубо говоря, на допиливании и воспроизведении лучших образцов.
Практически каждый известный парфюм, каждый парфюмерный хит, за ним в той или иной степени стоит что-то очень сильно похожее, что ему предшествовало. Во многих случаях производители вообще не парятся и не стыдятся копировать полностью. Как только появляется хитовый парфюм на рынке, моментально появляются копии и подделки. Причём делается это всё абсолютно легально, в открытую. Не брезгуют этим даже известные западные бренды, работающие вбелую.
У меня такое чувство, что с авторскими правами в данной сфере всё очень непросто. Скорее всего потому, что факт подделки парфюма доказать весьма проблематично. В том числе и потому, что для достижения примерно одинакового результата зачастую используют разные химические компоненты. То есть химический состав может быть разным, а ароматы на выходе очень схожи. Хотя, насколько я слышал, прецеденты в этой сфере уж были, когда подавали в суд за нарушение авторских прав при копировании брендовых парфюмов.
- Можешь вспомнить, когда ты столкнулся впервые с парфюмерными клонами и что подумал?
- С клонами я столкнулся уже достаточно давно. И, конечно, я был поражен. Произошло что-то вроде прозрения по поводу того, насколько все-таки высокомаржинален парфюмерный бизнес. При копеечной цене копии зачастую удаётся достичь практически неотличимого от оригинала звучания.
Самым шоком было для меня, когда я обнаружил арабский клон на Amouage«Interlude Man» (популярный парфюм бренда Amouage – прим. ред.), который я до этого считал вершиной парфюмерного искусства. Оказалось, что этот парфюм можно повторить практически в точности, при почти десятикратной разнице с оригиналом в цене.
- Как я понимаю, клон не равно подделка. Можешь объяснить в чем разница?
- Объяснить, в чём разница между клоном и подделкой весьма затруднительно прежде всего потому, что всегда всё по-разному. Бывают откровенно дешёвые и бездарные подделки, откровенно наколенный полуподпольный контрафакт, который обычно продают из-под полы.
С другой стороны, есть клоны и копии, которые возведены в ранг искусства, и которые ничем не отличаются от оригинала, а зачастую даже его превосходят. Тут ещё нужно учитывать такой момент, что в наше время получила невероятное развитие хроматография и спектрометрия. Получить формулу того или иного парфюма уже не составляет никакого труда, это уже обыденность.
- Сталкивался ли ты с контрафактной продукцией в парфюмерии, поделись своим опытом?
- С контрафактной продукцией сталкивался. Самое печальное, что сегодняшние тренды таковы, что подделывают не только премиальные бренды и дорогие парфюмы, но даже самый бюджетный сегмент. Доходит до того, что даже арабскую парфюмерию из сегмента масс-маркет, а это парфюмы стоимостью 2-3 тысячи рублей за флакон, массово подделывают наши китайские и турецкие друзья.
- На сколько это проблемный аспект для парфюмерного рынка на твой взгляд?
- Мне кажется, что торговля контрафактом особенно расцвела в условиях развития маркетплейсов, когда торговые площадки предоставляют торговые места самым разным продавцам, особо не вдаваясь в качество и происхождение их продукции. Это также напрямую связано с текущей геополитической обстановкой, когда в силу непреодолимых внешних факторов, государство вынуждено ослабить регулирование внешнеторговой деятельности применительно к импорту.
Для людей, которые осознанно подходят к парфюмерному шоппингу и избегают сомнительные торговые площадки, маркетплейсы и непроверенных продавцов с низким рейтингом, данная проблема, на мой взгляд, не так страшна.
- Неопытному любителю парфюмерии сложно отличить контрафакт от оригинала?
- Неопытный любитель парфюмерии вряд ли сможет отличить контрафакт от оригинала. Разве что контрафакт, как правило, имеет гораздо более слабые стойкость и шлейф в сравнении с оригиналом. Но это не аксиома, и довольно часто встречаются исключения из этого правила.
Парфюмерная культура
- К слову о любителях парфюмерии. Как ты считаешь есть ли в России парфюмерная культура и в чем она заключается?
- Что касается парфюмерной культуры в России, мне кажется у нас сильно доминирует гламурный дискурс, как ни в одной другой стране. И если сравнивать, например, с Европой, то для нас русских парфюмерия зачастую – это, прежде всего, способ повысить свой социальный статус и показать свой достаток, свою обеспеченность.
Также сильно чувствуется привязка к теме секса. Во многом это происходит с подачи основного костяка парфблогеров, которые навязывают эту взаимосвязь, что якобы наличие дорогого, статусного парфюма может каким-то образом улучшить качество половой жизни и оказать позитивное влияние на взаимоотношения с противоположным полом.
- Ты упомянул про отличие нашей парфкультуры от других стран. Есть еще что-то, что нас отличает?
- Мне кажется, основным отличием нашей парфюмерной культуры от, например, европейской является то, что у нас народ готов выкладывать какие-то безумные деньги за парфюмы, по 200-300 долларов за флакон, зачастую имея доход ниже среднего уровня. Для европейца или американца, например, даже по нашим меркам очень зажиточного, выложить более 50-100 долларов за флакон духов зачастую считается просто моветоном. У нас же, наоборот, это считается своего рода шиком, из категории "что мелочиться, один раз живем".
- Некоторые считают, что пропуск в определенный класс людей происходит по наличию у тебя драгоценностей, часов, машины. С парфюмерией, выходит, также?
- Да, с парфюмерией тоже во многом также. При этом народ не учитывает такой нюанс, что если ты приобретаешь духи за безумные деньги, то ты не ходишь с флаконом на вытянутой руке, держа его перед собой.
По большому счёту никто никогда в жизни не сможет по аромату определить, кроме профи (да и то не всегда), что на тебе, парфюм за 50 или за 500 долларов, кроме ароматов-мемов типа Баккары (речь про парфюм Baccarat Rouge 540 – прим. ред.). Правда, Баккару зачастую для таких целей (подчеркивание принадлежности к высшим слоям общества) и используют.
- Иногда в погоне за статусными вещами люди впадают в дурновкусие. Есть ли дурной вкус в парфюмерии? Какой он на твой взгляд?
- Да, конечно, дурной вкус присутствует в парфюмерии. Прежде всего это касается отсутствия чувства меры при использовании парфюмерии. Я имею ввиду так называемых «многопшичников», - людей, которые без меры поливаются парфюмом.
Ну и конечно стилистический момент тоже присутствует. Когда, например, человек приходит в спортзал в каком-нибудь тяжелом готичном ладанном парфюме вроде Tiziana Terenzi Laudano Nero. В данном случае дурновкусие помножено на неуважение к социуму, то есть моветон вдвойне.
Современный человек и парфюм
- Если говорить про современного человека, то какое место парфюмерия занимает в его жизни?
- Как показывают социологические опросы, парфюмерия в жизни современного человека играет достаточно скромную роль. По крайней мере, когда речь идёт о мужчинах, то парфюмерией пользуется максимум процентов 10 мужчин, а осознанно и того меньше. Я имею в виду, что, как правило, всё ограничивается «жена подарила на 23 февраля или на день рождения флакон парфюма на её вкус».
- Парфюм дополняет образ человека или создает его?
- Естественно, что парфюм дополняет образ человека. Если человек будет, например, неопрятен и безвкусно одет, то даже самый дорогой парфюм не спасёт ситуацию, а зачастую еще и усугубит ее.
Парфюмом можно напрочь испортить впечатление о себе. Если парфюм неправильно подобран и не соответствует образу, возрасту, стилю, социальному статусу, сфере деятельности, то он только навредит. Сюда же относится отсутствие чувства меры при нанесении парфюма.
- Приведи пример как с помощью парфюма можно создать или испортить образ? И как можно с его помощью дополнить образ?
- Классический пример, раз уж мы затрагиваем тему юриспруденции. Например, если юрист или адвокат придет в суд в фривольном, легкомысленном, вызывающем парфюме с чрезмерным нанесением, то это может навредить вообще всему, и клиенту, и повлиять на решение суда. Ведь это же всё на уровне подсознания. Соответственно, если парфюм подобрать со вкусом, то можно достичь обратного эффекта – расположить человека, вызвать симпатию на подсознательном уровне и даже повлиять на принятие каких-то важных решений в свою пользу.
Парфюмерия в профессии
- Выходит так, что выбор парфюма может как навредить, так и помочь в работе?
- Вопрос риторический. Потому что работа может быть самой разной. От артиста театра и кино, до врача или, опять же, юриста. И в каждом конкретном случае парфюм может как навредить, так и помочь.
- Как считаешь, неувлеченный парфюмерией человек сможет сам подобрать правильный для себя парфюм?
- Вообще я всегда говорю, что парфюм нужно подбирать именно под себя, чтобы тебе самому было в нём комфортно, легко и приятно. В то же время нужно учитывать внешние факторы. Я имею в виду прежде всего профессиональную деятельность. Если опыта мало в парфюмерной сфере, то на работе лучше не пользоваться парфюмом, либо пользоваться минимально. Потому что это может привести к самым непрогнозируемым последствиям.
- Есть ли какие-то правила, на которые стоит опираться при выборе парфюма?
- Каких-то строгих правил нет. Мне кажется, самое лучшее правило – это наличие хорошего вкуса. А вкус, как известно, формируется за счёт расширения общего кругозора. Если человек разносторонне развит и обладает хорошим вкусом, то проблем с выбором парфюма не будет.
- Выходит, что при выборе парфюма стоит учитывать и внешние факторы, например, профессию. Верно?
- Кто бы что ни говорил, но внешние факторы необходимо учитывать. Особенно если ваша работа связана с людьми или вы работаете в больших коллективах. Неумение пользоваться парфюмерией и правильно подбирать парфюм может негативно сказаться на отношениях с коллегами и вышестоящим руководством, причем часто на подсознательном уровне. Вам могут ничего не сказать, но отношение к вам может измениться в худшую сторону.
- Неправильно подобранный парфюм может настроить окружающих как «за», так и «против»?
- Ответ на этот вопрос очевиден, конечно да.
- Если говорить о твоем представлении юриста как образа, то каким критериям парфюм для юриста должен отвечать?
- Мне кажется, парфюм для юриста, с одной стороны, должен быть конечно же статусным. Использование ультрабюджетного люкса или масс-маркета может вызвать недоверие и непонимание.
С другой стороны, парфюм должен быть ненавязчивым и располагать к себе. Использовать откровенно нишевые парфюмы с тяжелым, эпатажным и слишком вызывающим звучанием недопустимо, если, конечно, вы не какой-нибудь адвокат со звёздным статусом.
- Максим, не могу не попросить тебя порекомендовать идеальные парфюмы для юриста, коллеги не простят. Назови один для работы в офисе, один для встречи с клиентом и один для выхода в судебные заседания.
- Для работы – Art de Parfum Le Joker. Для встречи с клиентом – Montale Aoud Forest. Для выхода в судебные заседания – Creed Silver Mountain Water.
Подписывайтесь на Максима и передавайте привет от меня в комментариях:
Telegram
YouTube
Спасибо Максиму, что рассказал про парфюмерную индустрию и поделился своим взглядом на привычные вещи. Некоторые даже теперь знают, что дарить своим юристам на Новый год ;)
В комментариях пишите о своем отношении к парфюмерии – пользуетесь, не пользуетесь и если пользуетесь, то для чего. Буду ждать!