Елизавета 1-я сама по себе весьма незаурядная личность, но немало зависело и от её советников. Самым заметным из них был сэр Уильям Сесил - глава правительства, гос секретарь, лорд-казначей Англии, и т.д. Вторым по значимости был Горацио Паллавичино, который заведовал расходами Елизаветы 1-й, при этом он являлся представителем «итальянских финансистов».
Но, даже окружив себя самыми преданными и патриотично настроенными людьми, Елизавете для задуманных масштабных изменений нужен был источник больших денег. И таких источников у неё было целых два – «Лондонское Сити», и «итальянские финансисты».
«Лондонское Сити» - первоначально, это укрепления, оставшиеся после ухода римлян. В 9-м веке Альфред Великий стал заселять данную местность, и ранее обжитые людьми территории внутри римских укреплений стали более чем востребованными и престижными. Постепенно там собрались «сливки общества».
Победив в «Битве при Гастингсе» Вильгельм Завоеватель не смог военной силой захватить Лондон, и был вынужден переправляться через Темзу в другом месте. После этого явно начались закулисные переговоры между старой и новой элитами Англии, иначе ничем другим нельзя объяснить следующие «волшебные совпадения».
Сначала собравшаяся в «Сити» элита не стала организовывать партизанскую войну и подбивать своих более бедных и многочисленных соотечественников на мятежи против захватчиков. Проявляя вместо этого показушную покладистость и покорность. Взамен «Сити» сохранил свой «фригольд» – право на безусловное владение землей, древние свободы и ополчение. К прим., даже король должен был сдавать оружие перед тем, как войти в Сити.
Позднее, в 1075 году Вильгельм издал специальный устав для «Лондонского Сити», согласно которого данная территория «не до конца подчинялась новой власти». Мало того, в 1085 г. территория «Сити» была специально не учтена в «Книге страшного суда», что помогало её жителям избегать многих налогов. Получив эти привилегии, «Сити» стала своеобразной финансовой столицей королевства и к моменту коронации Ричарда Львиное Сердце в 1189 г. это уже была мощная корпорация.
Как минимум до начала династии Тюдоров (15-16 века), «Сити» был главным источником получения ссуд монархами. Даже когда при Генрихе 8-м, в Англии явно начали действовать марионетки сефардов, «Сити» был очень влиятелен. К прим., в конце 1520-х годов могущественный советник Генриха 8-го, кардинал Уолси сделал ошибку и попытался ввести в «Сити» прогрессивное налогообложение. После этого он был быстро дискредитирован в глазах короля и оказался в опале.
Итак, первый источник финансирования Елизаветы это финансовые воротилы «Лондонского Сити». Кстати, себя они часто называли – «благочестивая купеческая компания». Данные «благочестивцы» распоряжались вполне солидными для острова финансами, но их явно не хватало, чтобы сделать Англию значимым игроком на мировой арене.
Надо понимать, что когда Елизавета 1-я вступила на престол Англии, она унаследовала практически обанкротившуюся страну. Но уже к 1574 году Англия полностью расплатилась по долгам. При этом у неё нашлись деньги и для налаживания не дешёвой трансатлантической торговли и для «эпохи великих исследований». Мало того, Англия при Елизавете 1-й начала выступать как конкурент в колониальной экспансии Испании, Португалии и Голландии. Деньги нашлись даже на такую роскошь как «беспрецедентный расцвет английской поэзии, музыки и литературы» - Елизаветинская эпоха заслуженно считается золотым веком в истории Англии.
Откуда же взялись финансы на всё это? Да, некоторый доход приносило пиратство (каперство), но по-настоящему серьёзные деньги шли из т.н. «Торгового треугольника», когда африканская работорговля была поставлена на поток.
Начиная с 1562 г. из портов Европы гружёные корабли шли к берегам Африки. Там на ткани, стеклянные бусы, ножи, топоры, спиртные напитки, огнестрельное оружие и т.п., выменивались захваченные в рабство негры. Затем корабли, с грузом рабов на борту, шли к европейским колониям в Новом Свете. Здесь рабы распродавались, а торговцы закупали сахар, табак, кофе, какао, красное дерево и т.п., после чего везли всё это в Европу и с большой выгодой продавали.
Но на всё это был нужен начальный капитал и опыт подобных операций. Всё это и обеспечили крупные финансисты Венеции (именно их я, чаще всего, и имею в виду под термином «итальянские финансисты»). По целому ряду причин (и в немалой степени из-за гигантских поступлений в Испанию драг металлов из Нового Света) у них больше не было смысла продолжать свою деятельность именно в Венеции. Поэтому в Англии венецианцы уже длительное время подготавливали для себя почву, и создали некий симбиоз с «Лондонским Сити», всячески поощряемый Елизаветой 1-й
Первым результатом данного симбиоза стала «Королевская биржа», открытая в 1571 году на территории «Лондонского Сити». Естественно, что площадка под строительство была предоставлена «Благочестивой гильдией торговцев». Вторым важным результатом стало основание в 1600 году «Компании купцов Лондона, торгующих в Ост-Индиях», нам данная компания известна как «Британская Ост-Индская компания».