Найти тему
Павел Мессир

«Кибердеревня». Отличный сериал со странным душком

Вышедший сперва в качестве весёлого шоу на «Ютубе» проект «Кибердеревня» моментально получил широкую известность и популярность не только у нас, но и на Западе. Сама идея перенести нашу действительность в мир киберпанка выглядела пусть и диковато, но амбициозно и смело. Одних выходок простодушного и чудаковатого фермера Николая, которого сыграл ведущий, журналист и актер дубляжа Сергей Чихачёв, для интереса зрителя надолго не хватило, поэтому вскоре арсенал видео пополнился и другими темами. Со временем российский и иностранный зритель увидели не менее интересные выпуски: про космическое РЖД, про компанию по производству роботов «Ижевск Дайнемикс» и её руководителя Барагозина, являвшегося отсылкой на одного известного руководителя Роскосмоса, про музей, про армию будущего и про многое другое. Однако от выпуска к выпуску интерес зрителя начинал пропадать, проект нуждался в каком-то обновлении, иначе рисковал скатиться до уровня выдавливания одних и тех же типажей в стиле «Внутри Лапенко». И такой шанс у создателей появился. Проект под свое крыло взял «Кинопоиск». Кибердеревня из ютуб-проекта превратилась в сериал. Что же в нем интересного? Ушел ли он дальше изначальной концепции и если да, то насколько? Давайте разбираться.

Главный герой сериала Николай в исполнении Сергея Чихачёва
Главный герой сериала Николай в исполнении Сергея Чихачёва

Первое и главное отличие сериала «Кибердеревня» от своего Ютуб-начинания заключается в появлении единого сюжета, объединившего большинство разрозненных выпусков. Сюжет предельно прост и вторичен, но в безумной атмосфере мира Кибердеревни он смотрится как-то иначе. Главными героями сериала стали тот самый фермер с Марса — Николай Кулибин и тот самый глава «Ижевск Дайнемикс» — Константин Геннадьевич Барагозин. По сюжету они являлись друзьями детства, основавшими компанию «Ижевск Дайнемикс», но Барагозин со временем избавился от друга детства, полностью присвоив компанию и результаты её работы себе. Когда на Марсе под фермой Кулибина находят залежи некоего «Недоступния», Барагозин лично посещает жилище бывшего друга. И по воле случая его сознание переносится в мелкого робота-уборщика. Старые друзья вновь объединяются и пытаются на протяжении десяти серий вернуть всё на круги своя. И если желание Барагозина вернуть себе тело и власть вполне естественно, то мотивация Кулибина, не единожды кинутого главным другом, вызывает недоумение. Вся его гиперболизированная филантропия на протяжении сериала вызывает больше не сочувствие или умиление, а раздражение. Перед нами такой вот бесхитростный талантливый Иван-дурак, от серии к серии получающий доказательства, что по завершению задуманного ими он всего на всего будет снова кинут тем, кому он помогает и кого считает другом.

Барагозин в теле робота (Озвучка Сергея Бурунова)
Барагозин в теле робота (Озвучка Сергея Бурунова)

Робот-Барагозин на протяжении первого сезона не проявляет ни малейшей попытки исправиться, несмотря на наличие нескольких моментов, в которых авторы пытались показать его более человечным: серии с матерью или серии, где он помогает мальчишке-сироте. В остальном же до самой последней серии он остается тем же циничным и эгоистичным бизнесменом, не видящим людей вокруг себя. И доказательств этому предостаточно: он пытается отнять аккумулятор, питающий кардиостимулятор священника с проблемами сердца, он обманывает своего бывшего друга и ворует у него «голубиную почту будущего», на весь Ижевск Дайнемикс вопит голограмма Барагозина о том, что он отстранил от власти своего алчного компаньона, наконец, приблизившись впервые к желаемому, он, не скрываясь, показывает, что никаких изменений во время путешествий он не претерпел — перед нами точно такой же алчный и чудовищный человек, простите, робот.

Луна с запечатленным на ней лицом Барагозина
Луна с запечатленным на ней лицом Барагозина

И всё это будто отказывается видеть Николай Кулибин, до последнего пытающийся помочь Барагозину. Даже голос разума в виде голографической жены Павла (бывшего Зорькина из «Не родись красивой»), сотрудника Барагозина, говорящей о том, что нет ни одного прогнозируемого варианта, где вернувший свое тело Барагозин просто не растоптал бы всех ему помогавших людей, не останавливает дегенеративного фермера. Всё это вызывает оторопь и брезгливость по отношению к главному герою сериала. Почему так, свои мысли выскажу чуть ниже.

Николай с дочерью смотрят за прибытием бывшего друга
Николай с дочерью смотрят за прибытием бывшего друга

Из первоначальной концепции Кибердеревни в сериал вернулись следующие элементы: сам Ижевск Дайнемикс, кибердеревня на Марсе, скорый межзвездный поезд и ряд других отсылок. Появились и новые: закольцованный искусственный мир «Родина», планета под санкциями, о которой чуть позже, огромный рынок, расположившийся на кольцах Сатурна, планета шахтеров. Способов показать карикатуру на сегодняшнюю действительность масса: межпланетный мост с Марса, представляющий собой загаженный лифт из панельных десятиэтажек, ужасно работающую почту, способность иметь семью по подписке, а также многое другое. Весь сериал пестрит отсылками к важным культурным произведениям СССР и России. Вся деревня — одна большая отсылка на «Любовь и голуби», особенно если учесть, что одну из дочек Кулибина зовут Людка («Людк, а Людк»), есть отсылки на «Белое солнце пустыни» в виде торчащей головы робота из марсианского песка, работник Барагозина Павел Сергеевич Красносельцев (отсылка на Новосельцева) напевает ту же мелодию, что и Шурик из «Операции «Ы», под Марсом ползает дюневский лунтикообразный червь «Червик», Кулибин во всю глотку орет «Димон», мать Барагозина читает сыну стишок «Я узнал, что у меня есть огромная» и многое другое. Для всех отсылок понадобилась бы целая статья. Все это подано талантливо, но есть одно «но»…

Закольцованные миры "Родина". Намек на то, что у каждого она своя.
Закольцованные миры "Родина". Намек на то, что у каждого она своя.

Именно это «НО» и дает то ощущение душка, отчетливо смердящего посреди талантливо сделанного сериала. В одной из серий главные герои попадают на планету, находящуюся под санкциями, этакую аллюзию на Россию, какой её представляют либералы. Жители планеты — простодушные лопухи, радующиеся наличию у них ядерной ракеты (которая является обычной залипухой с мигающими лампочками), готовые терпеть всякие лишения ради параноидальных мечтаний о том, что их все боятся, и которых, само собой, обманывает хитрое правительство. Но постойте, каждая серия является этаким гипертрофированным возведением до абсурда тех или иных недостатков нашего общества, а эта серия просто калька описания России и её народа с любого либерального форума или паблика. Это не попытка юморить над действительностью, а просто перенос видения определенного круга лиц на сегодняшнюю действительность. Почитайте, что говорят люди с «прекрасными лицами», и увидите один в один серию про планету под санкциями. Недалекие и примитивные россияне думают, что их кто-то боится, молятся на ракету, а на деле являются лишь неотесанными простаками, которых все доят. Так это вы так пошутить решили или просто экранизировали свое отношение?

Рухнувшая ракета как приговор рухнувшим надеждам простаков
Рухнувшая ракета как приговор рухнувшим надеждам простаков

После этой серии начинаешь замечать и другие странности сериала. Все положительные персонажи, а вовсе не только фермер Николай, являются или глупыми простаками, неспособными к самостоятельным решениям, или фриковатыми дурочками. В числе первых затесалась целая плеяда персонажей: заместитель Барагозина Павел, тихий мальчик-сирота и его бабушка с рынка на кольцах Сатурна, несчастная проводница из поезда, наивная секретарша по имени Верочка, а в числе вторых оказалась дочь Кулибина Людка да дурачок, пытающийся покинуть планету под санкциями. Всё, что у них есть, — это их нелепая чистота и, простите уж, простодырость. На их фоне куда более интересными персонажами становятся голограмма жены Павла и сам робот Барагозин. А люди рабочих профессий, шахтеры, например, показаны самым настоящим быдлом, этакими орками, озлобленными и ужасно тупыми. Вот и получается, что хороший сериал с кучей отсылок на дорогие сердцу произведения и где-то и с хорошей сатирой на сегодняшнюю действительность отдает очень странным и зловонным душком. Откуда он? Я не знаю. А вы?