Вышедший сперва в качестве весёлого шоу на «Ютубе» проект «Кибердеревня» моментально получил широкую известность и популярность не только у нас, но и на Западе. Сама идея перенести нашу действительность в мир киберпанка выглядела пусть и диковато, но амбициозно и смело. Одних выходок простодушного и чудаковатого фермера Николая, которого сыграл ведущий, журналист и актер дубляжа Сергей Чихачёв, для интереса зрителя надолго не хватило, поэтому вскоре арсенал видео пополнился и другими темами. Со временем российский и иностранный зритель увидели не менее интересные выпуски: про космическое РЖД, про компанию по производству роботов «Ижевск Дайнемикс» и её руководителя Барагозина, являвшегося отсылкой на одного известного руководителя Роскосмоса, про музей, про армию будущего и про многое другое. Однако от выпуска к выпуску интерес зрителя начинал пропадать, проект нуждался в каком-то обновлении, иначе рисковал скатиться до уровня выдавливания одних и тех же типажей в стиле «Внутри Лапенко». И такой шанс у создателей появился. Проект под свое крыло взял «Кинопоиск». Кибердеревня из ютуб-проекта превратилась в сериал. Что же в нем интересного? Ушел ли он дальше изначальной концепции и если да, то насколько? Давайте разбираться.
Первое и главное отличие сериала «Кибердеревня» от своего Ютуб-начинания заключается в появлении единого сюжета, объединившего большинство разрозненных выпусков. Сюжет предельно прост и вторичен, но в безумной атмосфере мира Кибердеревни он смотрится как-то иначе. Главными героями сериала стали тот самый фермер с Марса — Николай Кулибин и тот самый глава «Ижевск Дайнемикс» — Константин Геннадьевич Барагозин. По сюжету они являлись друзьями детства, основавшими компанию «Ижевск Дайнемикс», но Барагозин со временем избавился от друга детства, полностью присвоив компанию и результаты её работы себе. Когда на Марсе под фермой Кулибина находят залежи некоего «Недоступния», Барагозин лично посещает жилище бывшего друга. И по воле случая его сознание переносится в мелкого робота-уборщика. Старые друзья вновь объединяются и пытаются на протяжении десяти серий вернуть всё на круги своя. И если желание Барагозина вернуть себе тело и власть вполне естественно, то мотивация Кулибина, не единожды кинутого главным другом, вызывает недоумение. Вся его гиперболизированная филантропия на протяжении сериала вызывает больше не сочувствие или умиление, а раздражение. Перед нами такой вот бесхитростный талантливый Иван-дурак, от серии к серии получающий доказательства, что по завершению задуманного ими он всего на всего будет снова кинут тем, кому он помогает и кого считает другом.
Робот-Барагозин на протяжении первого сезона не проявляет ни малейшей попытки исправиться, несмотря на наличие нескольких моментов, в которых авторы пытались показать его более человечным: серии с матерью или серии, где он помогает мальчишке-сироте. В остальном же до самой последней серии он остается тем же циничным и эгоистичным бизнесменом, не видящим людей вокруг себя. И доказательств этому предостаточно: он пытается отнять аккумулятор, питающий кардиостимулятор священника с проблемами сердца, он обманывает своего бывшего друга и ворует у него «голубиную почту будущего», на весь Ижевск Дайнемикс вопит голограмма Барагозина о том, что он отстранил от власти своего алчного компаньона, наконец, приблизившись впервые к желаемому, он, не скрываясь, показывает, что никаких изменений во время путешествий он не претерпел — перед нами точно такой же алчный и чудовищный человек, простите, робот.
И всё это будто отказывается видеть Николай Кулибин, до последнего пытающийся помочь Барагозину. Даже голос разума в виде голографической жены Павла (бывшего Зорькина из «Не родись красивой»), сотрудника Барагозина, говорящей о том, что нет ни одного прогнозируемого варианта, где вернувший свое тело Барагозин просто не растоптал бы всех ему помогавших людей, не останавливает дегенеративного фермера. Всё это вызывает оторопь и брезгливость по отношению к главному герою сериала. Почему так, свои мысли выскажу чуть ниже.
Из первоначальной концепции Кибердеревни в сериал вернулись следующие элементы: сам Ижевск Дайнемикс, кибердеревня на Марсе, скорый межзвездный поезд и ряд других отсылок. Появились и новые: закольцованный искусственный мир «Родина», планета под санкциями, о которой чуть позже, огромный рынок, расположившийся на кольцах Сатурна, планета шахтеров. Способов показать карикатуру на сегодняшнюю действительность масса: межпланетный мост с Марса, представляющий собой загаженный лифт из панельных десятиэтажек, ужасно работающую почту, способность иметь семью по подписке, а также многое другое. Весь сериал пестрит отсылками к важным культурным произведениям СССР и России. Вся деревня — одна большая отсылка на «Любовь и голуби», особенно если учесть, что одну из дочек Кулибина зовут Людка («Людк, а Людк»), есть отсылки на «Белое солнце пустыни» в виде торчащей головы робота из марсианского песка, работник Барагозина Павел Сергеевич Красносельцев (отсылка на Новосельцева) напевает ту же мелодию, что и Шурик из «Операции «Ы», под Марсом ползает дюневский лунтикообразный червь «Червик», Кулибин во всю глотку орет «Димон», мать Барагозина читает сыну стишок «Я узнал, что у меня есть огромная» и многое другое. Для всех отсылок понадобилась бы целая статья. Все это подано талантливо, но есть одно «но»…
Именно это «НО» и дает то ощущение душка, отчетливо смердящего посреди талантливо сделанного сериала. В одной из серий главные герои попадают на планету, находящуюся под санкциями, этакую аллюзию на Россию, какой её представляют либералы. Жители планеты — простодушные лопухи, радующиеся наличию у них ядерной ракеты (которая является обычной залипухой с мигающими лампочками), готовые терпеть всякие лишения ради параноидальных мечтаний о том, что их все боятся, и которых, само собой, обманывает хитрое правительство. Но постойте, каждая серия является этаким гипертрофированным возведением до абсурда тех или иных недостатков нашего общества, а эта серия просто калька описания России и её народа с любого либерального форума или паблика. Это не попытка юморить над действительностью, а просто перенос видения определенного круга лиц на сегодняшнюю действительность. Почитайте, что говорят люди с «прекрасными лицами», и увидите один в один серию про планету под санкциями. Недалекие и примитивные россияне думают, что их кто-то боится, молятся на ракету, а на деле являются лишь неотесанными простаками, которых все доят. Так это вы так пошутить решили или просто экранизировали свое отношение?
После этой серии начинаешь замечать и другие странности сериала. Все положительные персонажи, а вовсе не только фермер Николай, являются или глупыми простаками, неспособными к самостоятельным решениям, или фриковатыми дурочками. В числе первых затесалась целая плеяда персонажей: заместитель Барагозина Павел, тихий мальчик-сирота и его бабушка с рынка на кольцах Сатурна, несчастная проводница из поезда, наивная секретарша по имени Верочка, а в числе вторых оказалась дочь Кулибина Людка да дурачок, пытающийся покинуть планету под санкциями. Всё, что у них есть, — это их нелепая чистота и, простите уж, простодырость. На их фоне куда более интересными персонажами становятся голограмма жены Павла и сам робот Барагозин. А люди рабочих профессий, шахтеры, например, показаны самым настоящим быдлом, этакими орками, озлобленными и ужасно тупыми. Вот и получается, что хороший сериал с кучей отсылок на дорогие сердцу произведения и где-то и с хорошей сатирой на сегодняшнюю действительность отдает очень странным и зловонным душком. Откуда он? Я не знаю. А вы?