Молодая семья представляет собой широкое поле для гуманитарных исследований. Психология повествует о психологической атмосфере в семье, динамике отношений, причинах развода. Педагогика рассуждает о специфике и возможностях воспитания ребёнка в семье. Социология, в частности социология семьи, рассказывает о структуре, функциях, нормах и социальных ролях данного института. Культурология объясняет принципы существования и развития семьи в определенный культурно-исторический период. А если попробовать применить к нашему «полю» междисциплинарный подход и рассмотреть его с точки зрения гендерной теории? Заметим, что гендер обладает специфическими характеристиками, он является «социально-культурным проявлением половой принадлежности и, одновременно, инструментом анализа, позволяющим выйти за пределы эмпирики». В этом случае гендерные исследования, концентрируясь на очевидном, вскрывают информацию, залегшую под пластом культуры: ценности, нормы и коллективные представления.
Статья посвящена результатам гендерного исследования молодых семьей города Перми. Под молодой семьёй понимается «семья в первые три года после заключения брака, в которой оба супруга не достигли 30-летнего возраста». В работе применялся метод исследовательского интервью. Очевидным преимуществом этого качественного метода исследования является получение богатого набора детализированной информации о конкретном случае.
Полуформализованное интервью осуществлялось по гайду, состоящему из нескольких тематических блоков: брачный выбор, подготовка свадебного торжества, свадебное торжество. Способ выявления гендерных ролей через подробное рассмотрение составляющих брачной стратегии был выбран неслучайно. О свадьбе - как вершине романтических отношений - легко и приятно рассказывать, бессознательно обнажая детали семейных будней и межпоколенческие практики взаимодействия. В качестве респондентов выступили 13 молодых семей, вступившие в зарегистрированный брак в период 2016-2019 гг. и организовавшие в честь этого события свадебное торжество. В рамках работы было взято 26 интервью, что является достаточным количеством, поскольку оптимальный объём выборки для качественных исследований от 15 до 50 интервью. Основным критерием для прекращения исследования являлись повторы ответов респондентов.
В процессе сбора материалов и обработки интервью были обнаружены любопытные явления: стремление контролировать партнера (недоверие), использование поведенческих образцов старшего поколения (родителей), традиционное распределение гендерных ролей. Уточним, что обнаружение в семье гендерных стереотипов не является уникальным открытием, подобные темы обсуждаются социологами и психологами.
Перейдем к рассмотрению явлений, обнаруженных в результате исследования.
Он у кафе, вы там?
Самым ярко выраженным и, вместе с тем, неожиданным явлением среди молодых семей оказалась система контроля друг друга, которая вскрылась в процессе ведения переговоров с потенциальными респондентами. Детали интервью обсуждались с будущими респондентами посредством ведения переписки в социальной сети «ВКонтакте». В переписке сообщалось о цели исследования, определялись векторы обсуждения (тематические блоки гайда), выяснялось отношение к интервьюированию и (при условии согласия субъекта) задавался вопрос: «Как можно связаться с вашим супругом или супругой для обсуждения исследования и определения даты и времени будущего интервью?». Интересно, что существенная часть респондентов (мужского и женского пола) отказалась от передачи личных данных партнёра (ссылка на профиль в социальных сетях) и выполняла роль посредника между исследователем и партнёром. Рассмотрим несколько фрагментов переговоров с респондентами из диалогов социальной сети «ВКонтакте», используя условные обозначения
И. интервьюер
Р. респондент.
«И: пишу вам по поводу интервью: планы вашего супруга не изменились? Р: через час я позвоню и там будет понятнее... Думаю встретитесь там же и где мы с вами». За несколько минут до назначенной встречи респондент написала: «Он [супруг. Авт.) у кафе, вы там?» (Женщина Н. К., орфография и пунктуация сохранена.)
«И: Как договориться с вашим супругом о встрече? Можете дать ссылку [в социальной сети «ВКонтакте». Авт.] на него? Р: Он впринципе не против, но в воскресенье будет на работе. Мы вместе можем приехать в понедельник». (Женщина Л. Г., орфография и пунктуация сохранена.)
«И: Можно ссылку на жену, я с ней договорюсь о встрече? Р: Мы вместе приедем, так что сначала с одним (интервью провести примечание автора), потом со вторым». (Мужчина Р. С., орфография и пунктуация сохранена.)
Отказ от предоставления личных данных супруга и ведение переговоров за другого человека или одновременно от лица двух человек можно рассмотреть с нескольких точек зрения. Нежелание информантов делиться сведениями о партнере может являться свидетельством уважения к аккаунту супруга, желания оградить его от общения с посторонним человеком. Однако данная интерпретация ведёт за собой противоречие. Наличие аккаунта в социальных сетях демонстрирует желание находиться в публичном интернет-пространстве, которое предполагает коммуникацию с незнакомыми пользователями. Так, в современной городской культуре появляется тенденция отказа от звонков в пользу ведения переписки в социальных сетях.
Поэтому данное поведение респондентов интерпретируется как стремление скрыть личную информацию о партнёре, контролируя его коммуникации. Такой контроль сигнализирует о недоверии и к партнёру, и к интервьюеру. Согласно П. Штомпке, недоверие возникает на основе убеждений, знаний, прошлого опыта и невозможности предвидеть действия других людей. Таким образом, своими действиями респондент демонстрирует страх перед интеракцией супруга или супруги с исследователем.
Мы на свадьбе проделали маршрут родителей
Следующей особенностью современной молодой семьи является воспроизводство образцов поведения представителей старшего поколения. Эта характерная черта была обнаружена у трети опрошенных пар. Воспроизводство родительских паттернов проявляется на различных стадиях брачной стратегии: от выбора партнёра до организации свадебного торжества, а порой распространяется и на дальнейшую семейную жизнь.
«Изначально хотели [поехать. Авт.] в Чехию, потом мне М. [имя супруга. - Авт.] говорит: я что-то не хочу в Чехию, я хочу на пляж. Я говорю: никаких проблем, поехали в Турцию... а в Чехии очень круто, красиво, там у меня родители были»
«Мы хотели обвенчаться, но пока не дошли до этого... и мы хотели, чтобы родители были с нами, но дату никак не могли найти.... иногда мы ходим в церковь, в которой меня крестили в детстве... А вообще мы с С. [имя супруга. Авт.] с детства были знакомы, потому что у него мама моя крёстная, а моя мама - его крёстная»
«Мы делали свадьбу в кафе, где до этого родители Р. [имя супруга. Авт.] праздновали свой юбилей свадьбы, по-моему, 25 лет совместной жизни»
«Насколько я помню, предложение провести регистрацию во дворце культуры последовало от родителей жены. Они сами там расписывались во время своей свадьбы»
«Мы на свадьбе проделали их [родителей. Авт.] маршрут: мы расписались в том же дворце культуры, потом сели с гостями на рейсовый трамвай и доехали до места, где они жили... у нас, получилось так удобно: наш бар был на той остановке, до которой они доехали».
«Туфли я купила в "итальянском отделе", мы раньше с мамой покупали там обувь».
Преемственность образцов поведения своих родителей может быть связана с представлением о старшем поколении как лучшем, при повторении действий и установок которого заведомо обеспечен успех.
Любовь - это когда ты вовремя заткнулась, женщина
Следующая характеристика института молодой семьи связана с преобладанием гендерных стереотипов, которые воплощаются в установках супругов. Рассмотрим несколько фрагментов из интервью.
«Мне кажется, прикольно воспитывать человека, можно ему много что рассказать: про правительство, про то, что утром лучше не опохмеляться... можно показать старые мультики... Н. [имя супруги. Авт.] может ему рас- сказать, как мыть посуду, как петь...»
Примечательно, что респондент, рассуждая о воспитании потенциального ребенка, конструирует его сразу же в качестве взрослого человека: человека, которого нужно посвящать в особенности функционирования органов государственного управления или учить способам выхода организма из интоксикационного состояния. В этом случае ребенок является отражением самого респондента.
«За месяц до свадьбы выяснилось, что нам не хватает ста тысяч, ну я взял и заработал»
В действительности респондент транслирует традиционную патриархальную гендерную роль, в рамках которой он занимается материальным обеспечением семьи и распределением финансовых ресурсов. Подтверждением этого тезиса является комментарий респондента о первой брачной ночи: «Жена спать легла, а я пошёл деньги считать».
«У нас в семье финансовую нагрузку несет только мужчина. То, что я зарабатываю это на мои тренировки и, условно, на мои развлечения, на мою красоту»
«Я как-то в своё время сказала фразу: любовь — это когда ты вовремя за- ткнулся, заткнулась, женщина, всё-таки женщина».
«Он не накладывает еду сам себе, т. е. я его [супруга. Авт.] спрашиваю: ты готов, например, кушать? Он говорит: да, я иду на кухню, всё делаю, сервирую стол, вот, и приглашаю. И он приходит»
«А что, я хорошая жена шью, вышиваю, готовлю... Я всегда ему зашить что-то могу, трудовик же я!»
Данные иллюстрации являются наглядным воплощением поло-ролевого подхода, объясняющего гендерные роли в семье. В этой парадигме женщине отводится экспрессивная роль (домашняя хозяйка, отвечающая за поддержание эмоционального баланса семьи), а мужчине - инструментальная роль (добытчик и защитник семьи, отвечающий за отношения между семьей и социальными институтами). Так, женщина занимается домашними делами, в перспективе - может обучать им детей, поддерживает «погоду в доме», вовремя сглаживая конфликты, мужчина же является «кормильцем семьи».
Завершая круг
Описанные явления косвенно связанны с целью нашего исследования, но представляют интерес для более глубокого понимания темы гендерных установок современных горожан. Обобщая выявленные особенности современной молодой семьи, проживающей в Перми (не исключено, что и далеко за её пределами), хочется вспомнить слова В. Гюго: «Семья — это кристалл общества». Социально-культурный институт, подобно кристаллу, формируется под действием окружающих, независимых от него явлений, представляя собой новое образование. И в тоже время по кристаллу можно судить о качественных характеристиках условий, где он был создан социальной среде, культурной, политической и др. Отметим также, что антропологическое исследование не стремится утверждать то, что каждая молодая семья обладает указанными выше характеристиками.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Здравомыслова, Е. А., Темкина, А. А. Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии // Социологические исследования. 2000.No 1. - С. 15-24.
2. Кабацков, А. Н., Казанков, А. И. Новая жизнь советского города // Мир России. Социология. Этнология. 2010. No 2. С. 131-147.
3. Квале, С. Исследовательское интервью. Москва: Смысл, 2003. 301 с. Ковалев, Е. М., Штейнберг, И. Е. Качественные методы. Полевые социологические исследования. Под ред. И. Штейнберга. Санкт-Петербург: Алетейя, 2009. - 356 c.
4. Липницкая, О. Г. Гендерный аспект отношений субъектов современной семьи // Человек и образование. 2008. No 4 (17). С. 39-44
5. Нечепоренко, О. П., Уфимцева, О. В. Гендерные особенности ролевых установок молодых супругов в парах с детьми и без // Омский научный вестник. - 2015. - No 1 (135). - С. 95-99.