На южной окраине Солигаличского района в стороне от проезжих дорог затерялась усадьба Нероново – некогда одна из крупнейших в регионе. Усадебные постройки сохранились до наших дней и заслуживают отдельного рассказа. Сегодняшняя же публикация посвящена главной здешней достопримечательности – Воскресенской церкви и ее роскошному иконостасу.
Построил церковь местный помещик Петр Иванович Черевин в 1780-х годах. Главный престол в честь Воскресения Господня был освящен в 1793 году. Чуть позднее, на рубеже XVIII-XIX веков была возведена высоченная четырехъярусная колокольня.
Снаружи храм окружает плотная липовая обсадка, из-за которой получить более-менее приличные экстерьерные снимки в «лиственный» период довольно проблематично.
Заходим внутрь – паперть соединяется с трапезной тремя арочными проемами.
Изначально в трапезной были престолы, освященные в честь Благовещения Божией Матери и во имя Димитрия Ростовского. Впоследствии их переосвятили имя Николая Чудотворца и Климента папы римского.
Приделы имеют характерные для 2-й половины XIX века двухъярусные эклектичные иконостасы.
Ну а мы следуем далее в основной объем, где сохранился пятиярусный барочный иконостас. В «Своде памятников» называется одним из лучших произведений монументального искусства в Костромской области с чем, глядя на все это резное великолепие, сложно не согласиться.
Перед иконостасом стоят два напольных киота в классицистических формах, датируемые началом XIX века.
Дабы ничто не отвлекало внимание от иконостаса в храме не было росписей, лепное убранство тоже более, чем скромное. Единственное украшение выбеленных стен – небольшие иконы в прямоугольных лепных рамах.
Центральная часть иконостаса завершается резным распятием на фоне живописного изображения Иерусалима.
Боковые выступы завершены лучковыми фронтонами, на которых восседают ангелы, держащие картуши в пышных обрамлениях.
Ярусы иконостаса разделены карнизами, опирающимися на витые колонны с композитными капителями.
Стоящие перед иконостасом киоты не отстают в богатстве резного убранства.
Высокой сохранностью интерьеров храм обязан тому, что после закрытия в Советские годы никак не использовался – здание просто заперли на замок.
Церковь состоит на государственной охране как памятник градостроительства и архитектуры регионального значения и учитывается в Едином государственном реестре объектов культурного наследия под № 441610708630055.
Силами Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры разработан проект консервации архитектурного памятника, установлены строительные леса, ведется всенародный сбор средств на проведение работ.
Костромская область, последний день весны 2021 года.