Найти в Дзене

Нероново. Шедевр барокко в Костромской глуши

На южной окраине Солигаличского района в стороне от проезжих дорог затерялась усадьба Нероново – некогда одна из крупнейших в регионе. Усадебные постройки сохранились до наших дней и заслуживают отдельного рассказа. Сегодняшняя же публикация посвящена главной здешней достопримечательности – Воскресенской церкви и ее роскошному иконостасу.

Иконостас в основном объеме храма
Иконостас в основном объеме храма

Построил церковь местный помещик Петр Иванович Черевин в 1780-х годах. Главный престол в честь Воскресения Господня был освящен в 1793 году. Чуть позднее, на рубеже XVIII-XIX веков была возведена высоченная четырехъярусная колокольня.

Дореволюционное фото из фондов ФГБУК «ГНИМА им. А.В. Щусева»
Дореволюционное фото из фондов ФГБУК «ГНИМА им. А.В. Щусева»

Снаружи храм окружает плотная липовая обсадка, из-за которой получить более-менее приличные экстерьерные снимки в «лиственный» период довольно проблематично.

Заходим внутрь – паперть соединяется с трапезной тремя арочными проемами.

Вид с паперти в сторону трапезной
Вид с паперти в сторону трапезной

Изначально в трапезной были престолы, освященные в честь Благовещения Божией Матери и во имя Димитрия Ростовского. Впоследствии их переосвятили имя Николая Чудотворца и Климента папы римского.

Приделы имеют характерные для 2-й половины XIX века двухъярусные эклектичные иконостасы.

Ну а мы следуем далее в основной объем, где сохранился пятиярусный барочный иконостас. В «Своде памятников» называется одним из лучших произведений монументального искусства в Костромской области с чем, глядя на все это резное великолепие, сложно не согласиться.

Интерьер основного объема - юго-восточная сторона
Интерьер основного объема - юго-восточная сторона

Перед иконостасом стоят два напольных киота в классицистических формах, датируемые началом XIX века.

Интерьер основного объема - юго-восточная сторона
Интерьер основного объема - юго-восточная сторона

Дабы ничто не отвлекало внимание от иконостаса в храме не было росписей, лепное убранство тоже более, чем скромное. Единственное украшение выбеленных стен – небольшие иконы в прямоугольных лепных рамах.

Подкупольное пространство основного объема
Подкупольное пространство основного объема

Центральная часть иконостаса завершается резным распятием на фоне живописного изображения Иерусалима.

Завершение иконостаса - Распятие
Завершение иконостаса - Распятие

Боковые выступы завершены лучковыми фронтонами, на которых восседают ангелы, держащие картуши в пышных обрамлениях.

Детали главного иконостаса
Детали главного иконостаса

Ярусы иконостаса разделены карнизами, опирающимися на витые колонны с композитными капителями.

Стоящие перед иконостасом киоты не отстают в богатстве резного убранства.

Резной декор левого киота
Резной декор левого киота

Высокой сохранностью интерьеров храм обязан тому, что после закрытия в Советские годы никак не использовался – здание просто заперли на замок.

Интерьер трапезной - западная сторона
Интерьер трапезной - западная сторона

Церковь состоит на государственной охране как памятник градостроительства и архитектуры регионального значения и учитывается в Едином государственном реестре объектов культурного наследия под № 441610708630055.

Силами Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры разработан проект консервации архитектурного памятника, установлены строительные леса, ведется всенародный сбор средств на проведение работ.

Костромская область, последний день весны 2021 года.